Как считает А.Н. Афанасьев, не только на Купалу, но и на Каляду можно увидеть отголоски былых представлений об оборотничестве. Так, «окрутниками» на Руси называли одетых по-святочному в мохнатые шкуры или вывороченные тулупы ряженых. Это представление восходит к древним индоевропейским мифам о небесных богах, которые зимой надевают звериные шкуры и скрывают свой лучезарный облик под звериным обличьем. С приходом весны небесные боги чудесным образом преображаются — сбрасывают с себя шкуры и являют людям свой истинный светозарный лик.
Весьма интересно, что смысловое значение современного слова «окрутить» восходит к слову «окрутник»; очевидно, в былые времена «окрутить» означало превратить кого-то помимо его желания в волка или в другого зверя. «Окрута» — на древнерусском означало — «одежда».
Злые колдуны и духи в зимнюю пору набрасывают на богов волчьи шкуры — «окруты» и вынуждают их по полгода проводить в облике зверя. Однако с приходом весны злые чары падают и звериные «окруты» спадают.
Очевидно, в день зимнего солнцестояния (Коляда) колдуны набрасывают на богов звериные шкуры (вспомним день Карачуна, а также слово «карачки»), а в праздник летнего солнцестояния (Купала) эти шкуры спадают.
А.Н. Афанасьев пишет: «Невольное превращение в сказаниях индоевропейских народов называется околдованием, зачарованием, заклятием…».
Слово «заклятие», очевидно родственно слову «Коляда». Тогда и в слове «Купала» можно увидеть отзвук обряда закапывания шкуры, сжигания ее в купальском огне; а также ритуальное купание, омовение, крещение купальской водой.