Аспекты православной эзотерики – «Бесы»!

БЕСЫ В СНОВИДЕНИЯХ.

Демоны в сновидениях вносят образы в ум, приводя в движение память; потому что органы чувств в то время держатся сном в бездействии. Но спрашивается опять, как память приводят они в движение? Посредством ли страстей?

Св. Евагрий Понтянин.

Демон тщеславия пророчествует во время сна, по хитрости своей предугадывая будущее и предвещая оное нам, чтобы по исполнению видений, пришли мы в восторг и вознеслись помыслом…

Прп. Авва Дорофей.

Для современной науки сон и сновидения остаются по-прежнему большой загадкой. Психофизиология, нейрология и психология в целом научилась снимать некоторые параметры спящего человека — электроэнцефалографию (активность головного мозга), электроокулографию (глазную подвижность), электромиографию (характеристики мускольной деятельности), пневмографию (дыхательный ритм) и прочие; наука определила и отдельные фазы, и общий ритм сна, но… всё это до сих пор так и не ответило на вопросы: «Почему человек спит?» и «Что во сне происходит в действительности?».

Наконец, различные психоаналитические направления давно обосновали психологическую природу и смыслы сонных видений и даже открыли состояние осознанности во сне, но и это всё ещё осталось лишь поверхностным знанием и только приблизило учёных к религии, которой о сне, как феномене сознания человека, всё известно очень давно — по меньшей мере, десять тысяч лет!

В настоящее время заслуживают внимания те концепции, которые пытаются синтезировать научно-психологические знания с религиозными. И всё же… Эти теории не достигают той глубины и духовной истины, правды, которая уже обозначена в религиозном познании.

Собственно, определённые параллели (отчасти!) уже можно обнаружить и там и там:

Субличности в психологии (или «катексис», как отрицательный пси-заряд, в психоанализе З. Фрейда); бесы — в религии.

Личность раздроблена, расколота и требует «самости», «индивидуации», то есть объединения и трансформации (аналитическая психология К. Юнга); человек пребывает в духовной тьме и грехах, он во власти бесов, что требует просветления и спасения (православие)…

Однако никакая наука не заменит собою религиозных практических методов и тех мистических состояний, которые убеждают человека в достоверности и реальности существования бесов.

Христианские многоопытные старцы все сны разделяют на два вида, как в нижеследующем изложении:

«О снах, Богом посылаемых, и диаволом навеваемых и о разности их.

Сны являющиеся душе по любви Божией, суть необманчивые указатели здравия душевнаго. Они не изменяются из одного образа в друтой, не наводят страха, не возбуждают смеха, или внезапнаго опечаления, но приступают к душе со всею тихостию, и преисполняют её духовнаго радования; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этого испытаннаго во сне обрадования. У бесовских мечтаний все бывает противно сему, — не пребывают они в одном и том же образе, и вида своего не показывают долго не смятенным; потому что тем, чего нет в их произволении, но что заимствуют они из своей только лживости, долго довольствоваться они не могут. При этом они много говорят и обещают великаго, а ещё больше угрозами стращают принимая на себя нередко вид воинов; иногда припевают душе и что нибудь льстивое с шумным криком. Ум, когда чист бывает, скоро распознаёт их, и — иногда мысленным напряжением пробуждает тело, а иногда охотнее остаеётся в том же положении, радуясь, что возмог распознать их лукавство и в том же сне обличая их, и тем подвигая их на великий против себя гнев. — Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную, и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии».

(Из Подвижнического Слова Блаж. Диадоха, Добротолюбие, Т. 3).

«…Но нам для успехов в добродетелях достаточно просто не верить никаким ложным видениям. А сны по большей части не что иное, как образные представления заблудших помыслов или же прямые бесовские наваждения.

Даже если благость Божия посылает нам видение, а мы его не принимаем, многовожделённый Господь наш Иисус не будет гневаться на нас. Ибо Он знает, что мы не приняли видение только потому, что остерегаемся бесовского обмана. Названный способ различения очень надеёжен. Но случается, что человек забывается и, сам того не осознавая, оскверняет душу (а такое, мне думается, может произойти с кем угодно), и тогда человек теряет след точного распознавания и принимает добрые видения за недобрые.

Представьте себе, хозяин после многолетней отлучки возвращается ночью домой. Вот он уже стоит на пороге и кричит рабу, чтобы тот открыл. Но раб не узнает голоса хозяина и не открывает, потому что боится, что, может, кто-то чужой кричит голосом хозяина. Раб не хочет ошибиться и невольно отдать вору всё хозяйское имущество.

Когда настанет день, хозяин не только не разгневается на такого раба, но и похвалит его за хорошую службу, потому что, сомневаясь в том, что его позвал хозяин, он решил, что ни в коем случае нельзя подвергать опасности имущество патрона».

(Евергетин, «Свод Богоглаголивых Речений И Учений Богоносных И Святых Отцов»).

При этом по отношению к сновидениям, «диаволом навеваемых», все негативные сущности, всю «неорганику» можно подразделить всего на два рода — на бесов «внутренних», «личных» «индивидуальных», в разной степени развитых или неразвитых (ранее мы их относили к «психическим»); и на особо опасных и сильных — исключительно «планетарных», люцифагов.

Так сказать, «личные» бесы, пребывая в самом человеке и являясь частью, неразчленёнными элементами души его, в сновидении получают власть особенную; — они выступают и действуют ПО ОТДЕЛЬНОСТИ в тех или иных фигурах и персонажах. Они атакуют, обманывают, искушают, провоцируют, вовлекают (в неподобающее положение и действие), усыпляют бдительность — чаще в символическом виде — и в целом препятствуют всем позитивным и добрым устремлениям личности. А сам эзотерический факт и закон того, что ВСЕ ОБРАЗЫ И СУЩНОСТИ СНА ПО ОТНОШЕНИЮ К ЯВИ ПЕРВИЧНЫ, т. е. вызывают строго определённые события и состояния уже наяву, — этот факт определяет влияние «личных» бесов на сущем, причинном уровне. Приведу пример из личного опыта. Во сне на меня навалился некий тяжёлый «пластилиновый» человек и держал обволакивающе и долго… Это был «ленник» (бес лени). Последствия этого сна (как я проследил в своё время) такие — больше месяца состояние томительной, невыносимой морально-психической скованности и физического безделья…

Видимо, имея в виду в большей степени именно «личных» бесов, известный православный святой Иоанн Лествичник по этому поводу, отталкиваясь из своего духовного опыта, писал (в своей «Лествице»):

«Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами. Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Итак, верь только тем сновидениям, которые возвещают тебе муку и суд; а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов».

Что дополняется и таким (его же) высказыванием:

«Не дозволяй себе днём помышлять о бывших во сне мечтаниях; ибо у бесов и то есть в намерении, чтоб сновидениями осквернять нас бодрствующих».

(Иоанн Лествичник, Добротолюбие, Т. 2).

Христианские мистики непрестанно контролируют свои сновидения и, тем самым, не только заранее знают о нападениях «личных» бесов, но и отражают, и побеждают их ещё на этом уровне (сна), что означает нейтрализацию их негативных влияний и в будущем, наяву…

Однако намного более серьёзными и опасными для человека агентами являются «внешние», «планетарные» неорганические сущности. В отличие от психических, они являются очень плотной, «точечной» концентрацией антиэнергии и более сознательны. Люцифаги легко переходят от одного человеческого психоэнергетического объёма, к другому, от одной души, к следующей… Это планетарный разум — очень мощный, статичный, проникновенный — но воплощённый в отдельных своих динамичных носителях. Планетарные бесы проникают в сновидения людей сначала с разведывательной целью, они собирают о каждом человеке максимально обширную информацию. А на этом уровне эта информация наиболее очевидна, ясна и доступна. Но потом стараются привлечь его внимание, чем-либо заинтересовать и далее… следует, зачастую, долговременный, постепенный процесс захвата и пленения конкретного человеческого сознания…

Планетарные бесы, проецируя «во вне» свой тусклый свет, создают во сне определённые формы (и нередко самые привлекательные). Иными словами, являясь сгустком очень плотной отрицательной силы, они, если можно так выразиться, — «прячутся» за многими известными образами сновидения. А всяческие искушения, соблазнения, всякое привлечение внимания человеческой души во сне имеет, как уже утверждалось, самые гибельные последствия и наяву…

В то же время прямой контакт этой энергии с энерготелом (душой) спящего — контакт вне пси-образов! — чреват для него серьёзным поражением, органическим расстройством и нередко даже инвалидностью (состояние сна тесно связано с состоянием всего организма). Но подобное происходит очень редко; «образ», низкий уровень осознанности (во сне) — вот что спасает обычного спящего человека от непосредственных разрушительных проекций планетарных люцифагов, которые совершаются непрерывно, очень часто…

Стратегическая (и тем более, оперативно-тактическая) работа бесов заключается в радикальном усилении всех эго-составляющих личности: гордости, возвышения… Что в целом значительно блокирует внутреннюю суть человека — Свет Любви.

Если же люцифаги уже полностью завладели сознанием (подсознанием) человека во сне, то они впоследствии, либо очень быстро его растлевают и делают больным психически, либо уничтожают (убивают) физически, либо производят из него чёрного мага, колдуна, посредника между планетарной тьмой и другими людьми…

Планетарная неорганика, в отличие от «психических» бесов, сама по себе внедриться в пси-объём и душу спящего не способна сразу, она сначала проецирует туда свои теневые проекции, всё больше отягощая душу и привязывая её к планетарному Сумраку, притягивая, как магнитом, во «внутрь» нашей планеты, вниз. А вот многие виды «психических» «блуждающих» бесов, наработанные одним родом (семейством), коллективами, обществами, как раз пользуются сновидением для того, чтобы «войти» в душу спящего человека — во сне это сделать гораздо легче, чем наяву. Для этого «изыскиваются» теневые входы — человеческие пороки и слабости. Это случается приблизительно так…

«Однако весьма скоро юноша (будущий прп. Силуан Афонский), обладавший огромной физической силой, стал жить обычной жизнью, гулять с девками, пить водку и играть на гармонике. Но Господь снова напомнил ему о его избрании. Однажды, после нецеломудренно проведённого времени, Семён задремал и в состоянии лёгкого сна увидел, как внутрь него проникла через рот змея. Он ощутил сильнейшее омерзение…».

(Из Кн. «Старец Силуан». ).

А вот что вообще о бесах в сновидениях сообщает свт. Григорий Синаит:

«…И даже во сне мечтание наше (бесы) делают богатым воображениями: при чем преобразуются бесы похоти иногда в свиней, иногда в ослов, иногда в коней женонеистовных и огневидных, иногда в жидов наиболее невоздержанных; бесы гнева — иногда в язычников, иногда во львов; бесы страшливости — в измаилитов; бесы непостоянства — в идумеев; бесы пьянства и объядения — в сарацын; бесы любостяжания — иногда в волков, иногда в тигров; бесы лукавства — иногда в змий, иногда в ехидн, иногда в лисиц; бесы безстыдства — в собак; бесы лености — в кошек. Бывает, что бесы блуда иногда превращаются в змий, иногда в ворон и грачей; в птиц превращаются наиболее воздушные бесы. Трояко же фантазия наша изменяет воображения бесов, по причине троечастности души, представляя их в виде птиц, зверей и скотов, соответственно трём силам души — желательной, раздражительной и мыслительной. Ибо три князя страстей против сих трёх сил вооружаются и какою страстию окачествована душа, сродный с тою они принимают образ, в коем и приступают к ней».

(Из Наставлений Свт. Г. Синаита, Добротолюбие, Т. 5).

Приведём пример проникновения беса в спящего из современной жизни…

Один молодой человек под влиянием психоаналитической теории «интеграции», «единения» со всеми своими субличностями в сновидении (с целью «гармонии», трансформации и развития) приступил к её практической реализации. А именно — все свои негативные образы сна он «принимал», — преодолевая себя, двигался им навстречу, «обнимал», «растворялся» в них, «вбирал» в себя. И вот однажды он поступил точно также по отношению к образу страшного волка (во сне). Подавив свой страх, сновидец «впустил» в себя, в своё энерготело, в свою душу этого волка и как бы на время ощутил облегчение, но… Этот «волк» оказался не просто «субъективной проекцией» некой психической части сновидца, «не просто» образом сновидения… В этом образе воплощался конкретный бес — живая реальная сущность! Агрессивный бес, отрицательная энергия, зло в чистом виде! И закономерно, что впоследствии, неожиданно для окружающих, ранее уравновешенный молодой человек стал периодами проявлять вспышки гнева, агрессии и чуть ли не набрасывался на людей…

По-другому принципу в сновидении действует «половик». В Добротолюбии (т. 3) мы можем, например, обнаружить, что «демоны касаясь во время сна срамных членов нашего тела, возбуждают страсть блуда… Сами демоны представляются уму в образе жён; потом касаясь срамных членов тела, возбуждают похотение жён»… отчего происходят «истечения».

В самом деле, случилось так, что этот вопрос мною исследован в личном опыте, и я в очередной раз убедился как в реальности воздействия определённого беса, так и в мудрости православного знания. Одно время, в ранней молодости, у меня были слишком частые ночные поллюции («истечения»), что мною естественно приписывалось хроническим воспалениям в области мочеполовой сферы (которые действительно имели место). Иногда истечения случались по 4–5 раз за одну ночь и чуть ли не каждую ночь. Я катастрофически истощался — физически и психически. Тем не менее, я собрал последние остатки сил и стал тщательно контролировать свои сны. И что же всего за несколько недель я обнаружил? Сначала во сне мне являлась какая-нибудь соблазнительная девушка и, касаясь соответствующего места, производила известный эффект. Но потом, как я выявил и проследил, эта же сущность аналогично воздействовала на меня уже в своём более откровенным обличье — как волосатое, гориллоподобное существо с острыми длинными когтями. О ужас! Причём частота моих «истечений» точно соответствовала количеству «касаний». Какая-то тварь питалась моей половой энергией — сущей жизненной силой — и от этого сама становилась сильней и сильней, всё более поражая мои мочеполовые органы, и в итоге, уничтожая меня самого! Бес-«половик» был реальностью! В то время для меня, человека ещё с материалистическим мировоззрением, это стало настоящим открытием. А когда я приступил к своему самому первому православному посту и начал молиться, бес покинул меня. Но я стал здоров и физически! (Как очевидно, этот вопрос связан с общей темой «болезни от бесов».).

К перечисленному можно добавить объяснение и таких распространённых сюжетов сна, как преследования (спящего), кошмары, ужасы… Человек пробуждается в панике, а в связи с этим он чувствует себя дискомфортно и днём, его донимают и дневные проблемы… Однако во многих случаях подобные состояния относятся не только к проблемам психики самого человека. Это действие бесов, преимущественно, «планетарных». Они нацелены на возбуждение вибраций страха, которые поглощают, тем самым «подкармливаясь»…

Чаще всего бесы ощущаются в просоночном состоянии, в лёгкой дрёме на грани сна и бодрствования, что лично мною было испытано множество раз. Из рассказа одного матроса Василия Егорова (из нашей современности):

«Когда меня призвали в армию, мать моя сказала мне:

— Вася, когда будет тебе плохо там, помяни Господа…

— Да, ладно тебе, — буркнул я.

Я был неверющий, А сейчас верю, мало, но верю — знаю, Бог помогает.

Я попал в Морфлот, но часть была на берегу. Однажды, лежу на верхних нарах (койке) и вдруг — бес стал душить меня…

— Ты видел беса? — спрашиваем мы Василия.

— Нет. Он почти невидим, но его чувствуешь, когда он есть. Ещё не было темно, я не спал, но только хотел задремать, как бес схватил меня за горло. Раньше у меня такого никогда не было. Я не знал, что делать. Задыхаясь уже, я вспомнил слова матери: «Помяни Господа». И я внутри себя вскрикнул:

— Господи, помилуй!

И тут же бес отлетел от меня. Нет, я не видел его, но в то же время всё-таки как-то видел: тёмный клубок, как дым, но живой.

Потом я уже пришёл в себя и снова хотел задремать, как вдруг второй раз он схватил меня за горло. Нет, не в воображении, а буквально схватил за горло, очень больно. Тут я не стал дожидаться, сразу взмолился Богу… и бес тут же отлетел насовсем. В мгновение стало легко».

(«Православные Чудеса В 20 Веке», Свидетельства Очевидцев, Выпуск № 3, Эл. Кн. ).

Случается во сне и такое:

«Уснув, Феодор (Печерский) видел во сне беса, светлого и украшенного, как ангел, который показывал ему в пещере сокровище. Это видение было Феодору не один, но много раз. Он, через несколько дней придя на показанное место и начав копать, нашёл великое сокровище из серебра и золота и многоценные сосуды».

(«Жития Святых» Свт. Дим. Ростовского).

Бесы всячески искушают. А возбудить страсть к богатству довольно легко, а вот преодолеть её не каждому по плечу и трудно даже молитвеннику. А подобные явления — открытия различных тайн во сне — наблюдаются и сейчас. Действие бесов в сновидении многообразно.

В общем, сон есть самое скрытое, самое незаметное, но сущее, первопричинное (!) поле деятельности различных бесов. Такой деятельности, которая с течением времени захватывает и наше «дневное» сознание (вне разделения на подсознательное и бессознательное) — и поглощает в конце концов его целиком!