Аспекты православной эзотерики – «Бесы»!

ТИПОЛОГИЯ БЕСОВ.

Святой апостол Павел называет падших ангелов духами злобы «поднебесными», а главу их — князем власти «воздушной».

Падшие ангелы рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собою. Они не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека порознь; нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками, они склоняют и научают человека греху всевозможными средствами.

Свт. И. Брянчанинов.

Все бесы, будучи «родственниками», то есть энергетически однородными (одного общего отрицательного качества), тем не менее обладают собственными специфическими энергоструктурами, весьма отличающимися друг от друга… И в целом их можно подразделить на три основных вида — «внутрипланетарные» (или же просто «планетарные», это, собственно, «люцифаги»), «природные» («стихийные») и «психические». Определения говорят сами за себя: среда обитания первых бесов — инфернальное глубинное подземное измерение; природные бесы относятся к духам природных стихий (ветра, огня, реки, горы, ущелья, леса…). Природные духи, в свою очередь, делятся на «водных», «воздушных», «огненных» и «земных» («растительных» и «минеральных»). И, наконец, род «психических» бесов есть продукт выделения живых организмов (в основном, людей и животных), средой их обитания являются поверхностные земные слои (страты).

Бесы различных пси-структур среди современных людей — наиболее распространённое явление и феномен воздействия. Энергетически эти бесы представляют собой автономный слепок, «связку», «сплав», конгломерат ментальных вибраций одной частоты вкупе с вибрациями того или иного драйва, чувства и ощущения. Что делает их самих достаточно сложными и продолжающими развиваться организмами.

Весьма отличаются бесы и по своей силе — по времени всех своих отрицательных накоплений и связанной с этим энергетической плотности. По этому признаку бесов условно можно отнести к трём разрядам.

1. Первый, высший разряд — наиболее сильные; «долгожители». Существуют бесы, которым не одна сотня, не одна тысяча и даже не один миллион лет! Представьте себе, насколько они могущественны и властны! В энергоструктуре такого мощного беса (а он уже относится к категории, к статусу, собственно, дьявола) имеется высокая, сверхплотная, точечная концентрация света, которая окружена столь же сверхплотной тьмой. Однако «центральный» свет очень тусклый, «тяжёлый» и хищный; это не Свет Любви, а напротив, его абсолютное и безусловное отрицание.

2. Второй разряд бесов — условно средний; к нему относятся те сущности, которые обрели устойчивый статус независимых, автономных структур и личностей. Они свободно действуют и перемещаются в любых физических и нефизических измерениях — способны подселяться в один биологический организм, покидать его и переходить к другому, менять «жилище» по собственному желанию и т. д. …

3. И последний, третий разряд — слабых, ещё не отчётливо индивидуализированных бесов; они сильно зависят от того организма, в котором на данном этапе содержатся, «проживают»; они ещё не имеют той силы и власти, которыми обладают первые два вида. Бесы третьего разряда представляют собой только разреженные (не плотные), изменчивые теневые формы.

Естественно, что чем больше у беса силы, тем у него больше власти и над другими подобными ему сущностями. Поэтому имеется ещё одно разделение бесов — по их иерархии; все бесы по отношению друг к другу находятся в соподчинённом положении. Таким образом, можно говорить о многоуровневой, многоступенчатой иерархии, а при упрощении — о высшей, средней и низшей. Но не вдаваясь подробно в этот вопрос (а более детальные классификации, вообще, существуют), заметим, что все динамические энергоструктуры в целом подчинены и служат статическим телам (демонов), а «надземные» бесы работают на «внутриземных».

Так, в старорусских христианских описаниях средние и высшие чины бесов нередко именуются особенно «свирепыми» или «лютыми» бесами и бесовскими «князьями», «старейшинами», «начальниками»…

По отношению же непосредственно к человеку (животному) условно различают «внешние» (независимые) и «внутренние» (личные) негативные сущности. «Внутренние» «проживают», паразитируют и развиваются в самом человеке (в его психоэнергетическом объёме). «Внешние» — воздействуют на человека «извне» (или присутствуют «во вне») — со стороны других людей, природных сил и пр. При этом «внутренние бесы» характеризуются ещё и точкой своего «приложения» или областью, частью обитания в теле (человека). Это может быть — печень, сердце, почки, половые железы и т. д. (в действительности же, они содержатся в энергетике этих биологических органов и речь идёт только о соответствии определённым органам).

Кроме этого, падшие духи ещё делятся на «тонких» и «грубых»…

«Существует два рода лукавых духов: одни тоньше, другие грубее. Какие потоньше, те сражаются с душой, а грубые пытаются поработить плоть различными тешащими тело соблазнами. Хотя бесы, действующие против души, совершенно отличны от бесов, действующих против тела, они преследуют одну и ту же цель навредить человеку».

(Евергетин, «Свод Богоглаголивых Речений И Учений Богоносных И Святых Отцов»).

И наконец, по качеству отрицательной психической силы — а в данном случае бесы сравнимы с минами замедленного действия (в течение всей жизни одного человека) — бесов относят к следующим двадцати основным видам; перед нами своеобразная карта «минных полей»[5]:

1. Дух неверия (в Бога), а это — непробиваемый материализм, сомнения, профанация, пошлость, антидуховность и пр. Это также дух философской отвлечённости от жизни. Сюда же относится и бес «интеллекта» вообще — высокоумия, рассуждения, многословия, создателя многих ментальных теорий, но в том аспекте, в котором человеческому уму (разуму) придаётся повышенное значение в ущерб обнаружения и развития духовного сердца.

В связи с эпохой так называемого «научного» познания мира, а равно «материалистического» мировоззрения, этим духом поражены очень много людей, но самое печальное заключается в том, что большая их часть и не стремится к познанию сущего, эзотерического, заведомо ЗАКРЫТА для всякого рода духовного знания…

2. Бес «эго» («гордый») — главный «многообразный» бес, причина проявления всех остальных; представляет собой очень ёмкий пси-комплекс; а к нему, в первую очередь, относится: гордость, упрямство, высокомерие, наглость, хамство, зазнайство, хвастовство (эффект гоголевского Ноздрёва), превосходство (над остальными), тщеславие, чванство, властолюбие, самомнение, осуждение (других), стремление к славе, «учительству» и т. д. Это также и дух отрицания, противоречия, раскола, дробления, заведомого несогласия.

Предоставим слово многоопытным старцам, которые о бесах знают отнюдь не в теории:

«Из всех помыслов, только помысл тщеславия многопредметен, обнимая почти всю вселенную, и всем бесам отворя двери, как какой злой предатель какого-нибудь города. Он окрадывает ум отшельника, и, наполняя его множеством словес и вещей, губит молитвы его, которыми напрягается он врачевать раны души своей. Этот помысл распложают все побежденные уже демоны, чрез него получая опять вход в душу. От этого помысла рождается и помысл гордость…

Помысл тщеславия есть самый тонкий. Он предстаёт пред тех, кои исправно живут, и начинает провозглашать их подвиги и собирать им дань похвалы у людей…

Бес гордости бывает причиною бедственнейшаго падения души. Он внушает ей, не исповедать Бога Помощником себе, но самой себе приписывать свою исправность, и надыматься над братиями, как невеждами, потому что не все так о ней думают».

(Из Поучения Евагрия Монаха, Добротолюбие, Т. 1).

С «гордым» бесом слишко тесно связаны и другие отрицательные тенденции, но которые достойны отдельного рассмотрения…

3. Бес самовлюблённости (бес-«нарцисс» или «истероид») — демонстративности, себялюбия, капризности, нарциссизма, неуравновешанности, плаксивости, ложной героики, искусственной, показной эмоциональности («истероидный» тип личности) и самообмана.

Так, например, человек, управляемый этим бесом, в знак протеста (против чего-либо) может прилюдно, показательно объявить о своей долговременной голодовке и стойко, героически переносить и «держать» её, но с тайным употреблением по ночам десятка котлет под своим одеялом…

4. Бес обиды — злопамятства, обидчивости, непрощения, мстительности, повышенной ранимости и уязвимости…

Спецификой этого беса является то, что он способен заражать целые народности и надолго (если не навечно) закрепляться в их коллективном сознании. Речь, например, идёт о так называемой кавказской национальной черте — о «родовой», «кровной» мести, длящейся веками А вообще в своём распространённом режиме (воздействия) бес повышенной обидчивости достаточно «безобиден», но очень и очень мешает жить отдельному человеку.

5. Бес алчности или «денежный» бес — корысти, жадности, взяточничества, наживы, стяжания, приобретательства, нескончаемого накопительства, потребления, воровства, торгашества, спекуляций, денежных махинаций… А также ревности — желания полного обладания другим человеком (другой рассматривается как своя частная собственность). Этот бес является, так сказать, одним из «движущих» сил и стимулов деятельности всего человечества на протяжении всей древней, старой и новой истории; и, как известно, относится к одному из семи смертных грехов. В настоящее время в России он значительно превосходит всех остальных или даёт фору соответствующим бесам прочих стран…

6. Сексуальный («половой») бес («половик») — вожделения, страсти, сексуальной власти, насилия, ненасытного наслаждения и извращений… Этот бес, бывший когда-то в своей основе «чистым драйвом» и служивший у животных исключительно родовой программой (продолжением своего рода), у людей стал одним из приоритетных…

Внешне привлекательный, обольстительный и, так сказать, «насладительный», «половик» в действительности же является очень и очень злым и яростным; способен производить массовые психозы (одержимости). Очень быстро истощает человека. А при длительном духовно-аскетическом воздержании может довести буквально до безумия, сумасшествия! В христианских описаниях нередко приводятся такие явления:

«…И тотчас же бес вошёл в девицу и в такой степени распалил её блудной похотью, что она начала бесстыдно кричать, призывая юношу по имени для удовлетворения страсти, сбрасывать с себя одежды, обнажаться, и всячески метаться, сгорая огнём любодеяния. Видя сие, родители её поняли, что болезнь причинена ей диаволом, и повели в монастырь к преподобному (о. Илариону Великому, в то время преподобный собрал уже множество братий и устроил большой монастырь). Когда её вели к нему, бес внутри её вопил и рыдал.

— Мне было лучше, — говорил он, — когда я в Мемфисе прельщал людей сонными видениями, нежели теперь, когда я послан сюда.

Когда же её привели к святому, бес завопил:

— Я неволей вошёл в сию девицу, и насильно послан в неё моим властелином…».

(«Жития Святых» Свт. Дим. Ростовского. ).

В настоящее время бес сексуальной распущенности значительно социолизировался и получил, если можно так выразиться, «официальный статус» в виде легальной или полулегальной деятельности различных клубов (свингеров, сексменьшинств…), саун, лечебно-массажных кабинетов, проституции, порноискусства, прочих подобных услуг…

Я помню, как этих бесов я впервые «увидел» (и почувствовал их влияние в роли именно «личностей») в одном доме отдыха (Д/О) в виде стаи тёмных жирных летучих мышей с крупными половыми органами. Они были повсюду. Все номера, все залы, все площади, все корпуса — всё было пропитано однозначной нервозной аурой блуда и вожделения до такой степени, что вновь приезжие (для отдыха) чуть ли не сразу кидались в объятья друг друга с известной целью. Не говоря уже о проживающих…

7. Агрессии бес («злой») — гнева, раздражительности, вспыльчивости, дотошности, мелочности (так называемый «эпилептоидный» тип личности), сквернословия (мата), насилия, ненависти, потребности в прямом разрушении; в своих крайних выражениях это уже садизм и убийства (других). Из духовных предостережений христианских мистиков:

«Гнев есть страсть самая быстрая. Он приходит в движение и воспламеняется против того, кто онеправдовал, или кажется онеправдовавшим. Он всё более и более ожесточает душу; особенно во время молитвы похищает ум, представляя живо лице опечалившее. Бывает, что он иногда, закоснев в душе и изменившись во вражду, причиняет тревоги ночью, терзание тела, ужасы смерти, нападение ядовитых гадов и зверей. Эти четыре явления, бывающия по образовании вражды, сопровождаются многими помыслами…».

(Из Поучения Евагрия Монаха, Добротолюбие, Т. 1. ).

Да, это бес, если уж «выдвинулся», вышел из под контроля, то вряд ли его остановишь… Родной, но младший брат гнева — бес раздражительности — кажется мелким, но неприятностей приносит немало. И если гнев выглядит как эмоциональный взрыв, то бес раздражения расходует жизненную энергию небольшими порциями, зато часто и на протяжении практически всей жизни человека. Но оба беса впрыскивают сильные яды в кровь своей жертвы, способствуя значительному, ускоренному старению и всяческим заболеваниям человеческого организма.

8. «Пищевой» бес («пищевик») — естественно, пребывает в органах пищеварения человека и создаёт в нём ненасытную страсть к употреблению различной еды, значительно превышающей потребности организма. Типичнейшее паразитирующее существо — «жиреет» и развивается на энергии пищи, которая телу («хозяина») совсем не нужна, а значительную её часть вбирает, поглощает в себя. Пожалуй, единственный бес, который столь явно и ощутимо «наращивает» себе плоть (ожирение, опухлости, отёчности в тканях) — создаёт своё биотело и «внутри» тела, и «на» человеческом теле; то бишь «тело в теле»…

Пищевик также может проявлять и ярко выраженные «огненные» качества и быть столь мощным, как в нижеследующем примере:

«Однажды к св. Макарию Египетскому был приведён бесноватый юноша. Привела его мать… его с двух сторон держали двое других юношей. Демон, обитавший в нём, имел такую силу, что, съевши три меры хлеба и выпивши ведро воды, то и другое извергал и обращал в пар. Съеденное и выпитое им было истребляемо, как огнём…».

(Палладий, Епископ Еленопольский, «Лавсаик Или Повествование О Жизни Святых И Блаженных Отцов». ).

9. Зависти бес («завистник») — без комментария (тесно связан с бесом-«провокатором», см. ниже).

10. «Депрессивный» бес («депрь») — сомнения, упадничества, разочарования, апатии, печали, скуки, занудства, уныния, тоски, бессмысленности существования и т. д. Что нередко сочетается с — неряшливостью, нечистоплотностью, антигигиеной. Слишком «человеческий» бес. В современном обществе, в особенности среди городских жителей, депрь продвинулся далеко вперёд и стал занимать своё «почётное место» — и, заметьте, животным депрессии (тем более, затяжные) совсем не свойственны!

11. Бес «зависимости» — никотиновой, алкогольной, наркотической, психоделической (гонка за экстатическими переживаниями) и азартных игр.

Если бесы являются личностями, то у них должны быть свои предпочтения, своеобразие, собственный стиль поведения… И в этом вопросе, например, алкогольный бес не относится к исключениям. Он очень любит добиваться власти над человеком, когда тот находится в состоянии одиночества, голода или усталости. Вначале представляется благодушным и добрым…

Алкогольная сущность — очень «русский» бес, в отличие от Европы, Востока и Запада, это вирус исконно «русского» массового сознания — этого беса я впервые увидел-почувствовал в одном винном баре. Он представлял собой щупальце- или клочко-образное сизо-зеленоватое дымчатое существо («Зелёный Змей!»). Правда, тяжеловатое, но весьма томное, обволакивающее и приятное. Оно неодолимо манило, обещало сладостное расслабление и отвлечение от всех-всех проблем. Помимо прочего ещё обещало, не только интересное общение и, в частности, с противоположным полом, но и… Любопытно, что в сфере действия только одного алкогольного беса имеются и такие различия или «под»-бесы, как «пивной, «винный» и «водочный» бесы, которые весьма отличаются друг от друга по своему действию; из которых «водочный» — самый жестокий и злой. А Змеем его называют постольку, поскольку по своему действию в целом он похож на удава, который на время периодически ослабляет свои шершавые кольца, обвитые вокруг жертвы, чтобы снова её душить…

В последнее время в статусе беса зависимости объявился и новый дух — компьютерный бес, в особенности компьютерных игр. Он отрицательно действует на психику и всю нервную систему личности, а некоторых людей быстро приводит к состоянию одержимости, впоследствии значительно их истощая, и даже доводит до сумасшествия. Компьютерный бес очень любит питаться изысканной пищей — детским светом сознания…

12. Бес вины («винник») — ложной скромности, застенчивости, навязчивых угрызений совести, самоосуждения, унижения, заискивания, раболепности (феномен «пажизма»), отчаяния, вплоть до самоистязания, мазохизма и ненависти, направленной на себя (крайняя степень воздействия — нанесение себе физического вреда).

Любопытно — а многие неоднократно наблюдают это — чувство вины, ранее совсем не характерное для зверей, стали испытывать и они с соответствующим «виноватым» и «заискивающим» выражением морды, понурым хвостом (речь, конечно, идёт о домашних животных, в особенности когда их ругают).

При всей своей «совестливости» и «покаянности», винник — очень опасный и вредный бес. А совместно с депрем способен довести человека даже до самоубийства. Как в этом примере:

«В другой раз, проходя по городу, Мартин (епископ Галльский) увидел некоего юношу, который повесился.

— Это зло случилось с ним от действия диавола, — сказал преподобный присутствующим и, обратившись на восток, стал долго молиться Всемогущему, а затем произнес:

— Душе нечистый и лукавый, подвигнувший юношу сего удавиться, во имя Господа нашего Иисуса Христа, явись пред всеми, чтобы тебя видели.

И тотчас явился бес в образе арапчонка, который держал в руках веревку. Глаза его сверкали огнем, губы были черны, зубы — белы, руки — длинны, ноги — кривы, а язык свисал изо рта, как у бешеной собаки.

— Душе нечистый и лукавый, какое твоё занятие?

— Начальником моим, сатаной, я поставлен толкать людей на повешение.

— А зачем ты побудил этого юношу повеситься?

— Этот человек жил не по заповедям, а творил свою волю, нисколько не задумываясь о вечных муках. Он склонил свою волю под иго греха и, будучи уязвлен с головы до ног, потерял надежду на спасение. Тут я и нашёл возможность толкнуть его, чтобы он удавился, и увлечь с собой на муку, поэтому и велик мой подвиг».

(Из Кн. «Новый Эклогион. Избранные Жития Святых, Пересказанные Преподобным Никодимом Святогорцем»).

13. Бес спешки («торопыга») — нетерпения, торопливости, возбуждения, обмана, путаницы, смятения, хаоса, непоседливости, беспокойства, волнения и жажды скорых и частых жизненных перемен.

Очень любопытный бес, если задуматься о нём подольше и посерьёзнее…

Я от него ранее много натерпелся — им наградили меня родители. На первый взгляд он кажется не столь опасным (как остальные), однако если внимательно отследить его действия… Сколько же, в конце концов, этот бес покалечил и уничтожил людей, только создавая различные ДТП (и водители, и пешеходы, зачастую, спешат)! Кошмар!

Торопыга связан со многими другими бесами. У него есть родной брат…

14. «Фоб» или «Фобос» — бес страха, тревожности, пугливости, трусливости, опасения, отчаяния, подозрения «как бы чего не вышло»…

Собственно, отличие «просто» отрицательных эмоций и реакций (а здесь — спешка, страх) от действия определённого беса заключается в их «естественности» в конкретных обстоятельствах, спонтанно вызывающих соответствующие реакции (напр., - опаздывание на поезд, встреча с преступником). Бес же (страха или нетерпения) провоцирует человека и приводит его в свою собственную позицию и по самому незначительном поводу, и вовсе без повода! Бес как бы «перехватывает» человеческое сознание и «сдвигает» и фиксирует его в точке соответствующих вибраций.

15. Бес ленности («ленник») — неделания, лени, пассивности, сонливости, праздности, паразитарности, безволия…

Ох, как же этот бес меня сильно мучил в молодости! Еле выгнал, избавился…

16. Бес «закрытости» от мира — отгороженности от всего, аутимности, холодности, цинизма, чёрствости, безразличия (т. н. «шизоидный» тип личности — «человек в футляре»). Характерен для распространённого типа людей, так называемых «интровертов». Этот бес, в первую очередь, лишает человека одной из главных и значительных составляющих его жизни — эмоциональной части или палитры со всем её многообразием. Бес-«шизоид» очень жёстко и, зачастую, пожизненно блокирует духовное сердце, лишая способности испытывать любовь; на всё, что в этих условиях способен человек — это на преходящую эгоистическую влюблённость, в которой он возбуждённо и тупо «любит» себя самого…

17. Бес «подлый» («провокатор» или «подлец») — лжесвидетельства, доносительства, лести, измены, предательства, ехидства, коварства, подстрекательства, «хамелеонства», шантажа, подкупа… Со всем этим связаны и — заговор, сплетни, оговор, пустословие, навязчивое, изматывающее собеседника, общение (чрезмерная «экстраверсия», «словесный вампиризм»), критиканство…

Это, во многом, «закулисный», «не выпуклый», но, как видите, многоликий и неуязвимый бес.

18. «Биохимический» бес («биохимик») — наименование условное, поскольку всякая подобная сущность по-прежнему остаётся энергоструктурой, тенью сознания. Однако, в отличие от остальных, «биохимик» обладает своим собственным организмом — «микроорганизмом» — определённым вирусом, вредоносной бактерией или клеткой (напр., раковой), а точнее, группой, скоплением этих микрочастиц, стремящихся к распространению и внедрению в определённые среды (см. также гл. «Болезни от бесов»).

19. Бес-«каузал» — причинности, причинно-следственной связи. Его можно рассматривать в двух ипостасях. В первой ипостаси он как бы возвышается над всеми остальными и является будто бы «справедливой» сущностью, совершающей возмездие, наказание человека за его неподобающие, аморальные дела и поступки. Во второй — он воплощает собой те или иные аспекты всех других бесов. У «каузала» нет «лица», он в действительности не представляет собой сущность — это только связь между бесами, только следствие, результат, отклик, и в то же время его присутствие и воздействие очень конкретно и ощутимо. Простейший пример — не заслуженно обидел или оскорбил ты, и через какое-то время некто сильно оскорбил и тебя (воздалось)! Или: человек изрядно напился, упал и сломал себе ногу, за что будто бы и наказал сам себя. В действительности же, человек не виновен — воздействие на его сознание одного беса (в данном случае — алкогольного) привело к «каузалу» — к определённому и, естественно, негативному результату.

«Каузал» зачастую бывает неявным, скрытным, и чтобы его обнаружить, следует обладать определённым эзотерическим знанием. Вот как я «вычислил» одного каузала впервые, и вообще, откуда у меня пришло о нём знание…

Случилось так, что в период моей активной духовной практики (длительный пост, продолжительные молитвы…) сын моей соседки — молодой парень 25-ти лет — неожиданно умер от внезапно, в считанные месяцы поразившей его болезни — рака крови. А до этого он был абсолютно здоров. После этого «между прочим» из разговора соседей — просто проходил мимо — я услышал о том, что моя соседка (за несколько месяцев до смерти своего сына) стала опекуном над одной одинокой пожилой женщиной, кстати, тоже больной раком, в целях наследования её квартиры. И в этот момент я получил «прямое», «мгновенное» знание о «действительных» причинах несчастья в соседской семье. Получил из всезнающего, всевидящего духовного Света. В этих случаях говорят о тяжёлой наследственности, о злой карме — а в этом мире всё так тесно взаимосвязано, переплетено тончайшими, невидимыми, энергетическими линиями, связями! В общем, опекунство и наследование чужой квартиры (тяжело больной женщины) моей соседкой означало, что она «взяла на себя» карму (грехи) её рода, что могло отразиться как на ней самой, так и на любом члене её семьи. «Отразилось» на сыне, причём очень быстро. Таков бес-«каузал». В дальнейшем знание о «каузале» в моём опыте подтверждалось неоднократно. Кроме того, как я выяснил, это было давно известно и в мистическом ви/дении многих христианских молитвенников, я только «переоткрыл» это знание.

Так, нередко, прежде чем изгонять некого беса из человека, православный подвижник указывал на причину вселения этого беса — а этой причиной как раз являлся неблаговидный поступок самого человека — кража, обман, подлог… — тогда старец предписывал исправить положение и только потом избавлял от мучений.

И, наконец, укажем ещё на одну сущность…

20. Бес-«эзотерик» или «эгориальный» бес[6]. Исключительно «духовный» бес, а с некоторых, уже давних пор (с конца 80-х годов) он в нашей стране стал очень популярным, распространённым (см. подобно гл. «Религии бесов»).

Мы обозначили только главные теневые структуры. Но в отличие от «основных», имеются также и бесы более узкой «специализации», напр., бес-«ипохондрик» — непрестанная мнительность и опасения за своё физическое здоровье, или бес «любопытства», или бес смеха, насмешки, «смеховик» — смех крайне редко бывает до конца и по-настоящему добрым, и др.

Существуют и такие энергетически мощные и высокоразумные бесы, которые в своей разросшей структуре интегрировали все выше перечисленные свойства и качества и обрели статус дьявола.

Многие падшие духи по отношению друг к другу находятся в различных связях и сложных взаимоотношениях, но в целом действуют в определённом согласии; и только некоторая, небольшая их часть не совместима между собой: один бес противоречит или уступает другому… Например, «гордый» бес и «злой» бес очень часто уступают «виннику» — они не могут «работать» совместно с ним. А «депрь» и «ленник», напротив, очень дружны и всегда действуют сообща. Опосредованно или напрямую связаны между собой «пищевик» и «половик».

Алкогольный бес находится в очень «тёплых», дружеских отношениях, пожалуй, со всеми, в особенности — с винником, депрем, половиком и гневным бесом (так, ссора может стать хорошим поводом для очередной выпивки). И по поводу этого есть такая поучительная история: один монах, заблудившись в лесу, наконец выбрался к некому дому, в котором жила молодая вдова. А на его просьбу переночевать потребовала в ответ выполнить одно из её условий — убить ненавистного ей соседа, выпить вина или переспать с ней. «Ну, выпить вина — это самое безобидное из всего, что мне предложено», — подумал монах. И выпил. И потом — «переспал», «убил» и т. д.

А вот как о разнородности теневиков говорится в древнем (переведённом) христианском тексте:

«Не может один и тот же бес внушать человеку любую страсть. Для каждой страсти есть определённые духи, которые внушают только её. Одни услаждаются нечистотой, скверной похотей и их смрадом, другие богохульствами, кто-то радуется гневу и исступлению, а кто-то — унынию, кто — тщеславию, а кто — гордости. И каждому из духов нравится внушать именно ту страсть, которую, как ему заметно, душа принимает с охотой.

Они сеют зло и досаждают людям не одним и тем же способом, а в зависимости от времени, места и лиц. Они то помогают друг другу, то сменяют один другого, но не хранят при этом ни строгой последовательности, ни порядка. Впрочем, они приходят к какому-то согласию, когда воюют против нас, и потому, как я сказал, в зависимости от времени и места уступают друг другу. Ведь никто не может одновременно рабствовать тщеславию и разжигаться страстью блуда, надмеваться гордостью и вместе с тем унижать себя чревоугодием, разражаться глупым смехом и в то же время терзаться страстью гнева. Каждый из духов должен соблюдать свой черёд, чтобы воевать с человеком. А если он будет поражён и отступит, то уступает брань духу, который сильней его».

(Евергетин, «Свод Богоглаголивых Речений И Учений Богоносных И Святых Отцов»).

Собственно, все перечисленные теневики — враги человечества, не являются самим Дьяволом, а представляют собой Его аспекты, различные ипостаси и части; они — слуги, посредники, носители Его грозного, хищного осознания… Впрочем, могущественного, влиятельного и «переразвитого» беса нередко именуют Дьяволом, Сатаной, что справедливо.

А теперь ненадолго вернёмся к «трансакциям» упомянутого психолога Э. Бёрна, а наша задача — увязать, насколько это возможно, вещи обычные с эзотерическими и обосновать действенность опыта прошлого в настоящем, сегодняшнем времени, и открыть читателю чудесную духовную перспективу.

Э. Бёрн в процессе общения двух партнёров выделил (с каждой стороны) три составляющих элемента — «Родитель», «Ребёнок» и «Взрослый». Таким образом, контакт двух людей, по Бёрну, — это взаимодействие шести сущностей, что даёт нам всего только девять основных вариантов на данный момент времени. В действительности же, всё гораздо сложнее — в общении людей имеются сотни и сотни соответствий, вариаций и взаимодействий. Пример из общения двух знакомых женщин, или, так сказать, «бесы в быту»…

Первая женщина. Её бес гордости заявляет: «А я сегодня на вечере была самая красивая и привлекательная!..».

На что бес гордости второй собеседницы отвечает: «А мною вообще ВСЕГДА все восхищаются…» Далее — множество вариантов:

Депрь первой женщины в ответ — «Тебе хорошо… А мне не всегда удаётся поддерживать свой имидж…».

Или (она же); бес зависти — «Ну, надо же! Тебе вообще везёт по жизни, удачно вышла замуж за богатого…».

Или (она же); бес гордости — «Зато я, в отличие от тебя, не так легкомысленна и сразу не кидаюсь в объятия незнакомого мне мужчины! У меня великолепная интуиция…».

Или (она же); бес агрессии — «Ну, и катись к своим поклонникам, расхвасталась тут!..».

Или (она же); сексуальный бес (мотивы лесбийской любви) — «Да и я тобой давно восхищаюсь, ты мне самой очень нравишься…».

Или (она же); алкогольный бес — «Ой, как интересно! Давай зайдём в это кафе, выпьем по бокалу вина и ты мне подробней расскажешь, как это тебе удаётся…».

И т. д. и т. п.

Вообще, знание о бесах, об их повадках и приёмах — это целая духовная наука, которую нам оставили в наследие православные старцы и до которой — весьма поверхностно! — ещё только добираются некоторые современные психологи-исследователи. Это наука глубокого самопознания и познания мира; это духовная сокровищница, которая накапливалась столетиями. А сугубо духовные и эзотерические явления одновременно есть отражение самой заурядной, повседневной жизни всякого обывателя. Бесы неуязвимы. Они обитают и действуют не только где-то в монашеских келья и затворах, они среди нас, обычных людей, и могут дать знать о себе в любой момент времени!

«Бес блуда и бес гнева, бес чревонеистовства, бес уныния и сонливости — говорится в Добротолюбие («Подвижнические уроки Св. Иоанна Лествичника», Добротолюбие, т. 2) — не имеют свойства возгордевать ум наш (а напротив смиряют его), бесы же сребролюбия, любоначалия, многословия, и многие другие к злу греха присовокупляют обыкновенно и зло возношения; и бес осуждения подобен им в этом».

В очередной раз подчёркиваем, — эти знания достались нам благодаря тяжёлому, подчас изнурительному, духовному труду старцев, превышающего силы обычного человека; и не только благодаря их внимательности, наблюдательности или многоопытности, но и в связи с их глубоким проникновением в «ткань жизни» и «духовным», тайным (непосредственным, прямым!) видением-прозрением по поводу того, как и с чем приходят и уходят различные бесы (речь уже не идёт просто об их существовании):

«Однажды видел я — свидетельствует Иоанн Лествичник, — как бес тщеславия прогнал брата своего беса ярости. Один брат разсердился на другаго; но пришли миряне, и он вдруг стих, перепродав себя тщеславию; ибо не мог зараз работать обоим сим господам».

«…Многословие безмерно рассеявает ум и не только к духовному деланию делает его неспособным, но и предает в руки беса уныния, который, мало по малу расслабив его, передаёт потом его бесу безмерной печали, а наконец и бесу гнева. Почему должно всегда упражнять ум в соблюдении святых заповедей и в глубоком памятовании славы Господа».

(Из Добротолюбия, Т. 2).

В любом случае очень часто проявление одного беса почти сразу или впоследствии приводит к активности другого беса.

«…И таким образом — приводим ещё выдержки из писаний святых — возбудив в нём (человеке) пустыя надежды, (бес тщеславия) отходит, оставляя далее искушать его (человека), или бесу гордости, или бесу печали, который тотчас наводит ему помыслы противоположные тем надеждам. Бывает, что он и демону блуда передаёт сего, незадолго пред сим досточтимаго и святаго иерея…».

«За гордостию следует гнев и печаль, и последнее зло — изступление ума и бешенство и видение многих в воздухе демонов».

«Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь; чтобы крепко разслабив и погрузив в сон тело, дать возможность бесу блуда производить в спящем осквернения, как на яву».

(Из Поучения Евагрия Монаха, Добротолюбие, Т. 1).

В результате, сменяя друг друга, бесы создают «разнообразие» жизни человеческой личности, в то время как «действительная», «настоящая», «сущая» жизнь скрывается ЗА! всей их деструктивной многоплановой деятельностью.

Все бесы (быть может, помимо «депрессивного», «шизоидного» и «ленности») в период своей активности отличаются особой ненасытностью, неистовостью и враждой к человеку. И каждый из них стремится вобрать, поглотить в себя разом всю энергетику — всего человека! Во всяком случае отхватить за один раз кусок (энергии) побольше и пожирнее.

Вообще говоря, когда мы отзываемся о ком-то, как о человеке по характеру вспыльчивом, завистливом, обидчивом или жадном, то характер тут не причём — это действие бесов. Да, там, где мера превышена, где условно «обычная» черта личности становится страстью, одержимостью, аномалией, ненасытной жаждой (чего-либо), пороком, или же просто «выставлена» — там действует соответствующий развитый бес…

Бесы не просто мешают нам жить, быть здоровыми и счастливыми — они медленно или быстро нас убивают (в редких случаях способны убить мгновенно)!

Одна современная история повествует…

«Пришёл к старцу Санаксарского монастыря маловерный мирянин и обратился со словами: “Благослови, батюшка, повеситься!”.

— Не благословляю! — ответил старец, — церковь не признает самоубийц. Так что иди и подумай над этим.

Через несколько дней этот мирянин опять пришёл с той же просьбой.

— Ступай себе, я за тебя помолюсь и подумаю, — сказал старец.

И вот в третий раз уже приходит сей муж и говорит:

— Всё надоело. Завтра я вешаюсь. Благослови, батюшка!

— Хорошо. Только выполни одно условие, — сказал старец. — Когда накинешь петлю на шею, не забудь сказать: “Бесы, вам отдаю плоть свою, а душу — Господу!”.

Пришёл сей мирянин к себе домой. Вошёл в гараж, накинул петлю на шею и произнёс слова, которые сказал ему старец:

— Бесы, вам отдаю плоть свою, а душу — Господу!

И вдруг сзади он неожиданно получил по спине такой удар, что был выброшен на улицу. И одновременно он услышал хор козлиных голосов:

— Нужна нам твоя поганая плоть!

Сей муж так был напуган случившимся, что у него навсегда пропало желание вешаться».

(Из Кн. Иеромон. Трифона, «Чудеса Последнего Времени»).