Бронзовые зеркала русского севера.

Бронзовые зеркала известны в разных странах мира; очень много их изготовлено у этрусков, что позволяет читать на них надписи и интерпретировать изображения, находящиеся на обратной стороне зеркал. Критики славянского происхождения этрусков подчеркивают, что материальная культура этого народа не имеет никакого сходства с культурой славян, в частности, русских. Например, у русских не было бронзовых зеркал. Действительно, отечественные бронзовые зеркала известны много хуже. Тем интереснее проанализировать их редкие образцы.

Зеркало № 1.

Его В.Н. Дёмин атрибутирует как «старинную бронзовую бляху, похожую на медаль», рис. 1 (ДЕМ, с. 68, рис. 28). Ее нашел доктор биологических наук М.Д. Сонин на берегу реки Надым у поселка Шуга вблизи Пустозерска.

Бронзовые зеркала русского севера

Рис. 1. Зеркало (бляха) из Шуги под Пустозерском.

Я читаю надписи на данном предмете, начиная с верхнего ободка, так сказать, легенду. На самом верху читаются в прямом свете слова МАЕСТРСК и в обращенном – АЯ, что образует слово МАЕСТРСКАЯ, то есть, МАСТЕРСКАЯ. Раньше я не придал бы значения подобной описке, приняв ее за неизбежную ошибку. Однако теперь, проанализировав более полусотни этрусских зеркал, я понял, что такого рода ошибки делались этрусками преднамеренно, составляя особую черту их надписей, которую я назвал реверсом. Иными словами, две соседние (или через одну) буквы меняются местами. Следующий участок с большим трудом читается в обращенном цвете, образуя буквы слова СЛОВЕН, написанные в лигатуру. До сих пор нам был известен один народ, носивший названия СЛОВЕНЕ – это новгородцы. Они были изготовителями данного изделия? – Как оказывается, нет. Далее следует остроумно выполненная надпись, читаемая в обращенном цвете как прилагательное ПЕЧЕРСКИХЪ. Тем самым, помимо словен новгородских существовали и словене Печерские, жившие на Печере.

Остроумие выполнения данной надписи состоит в том, что 1) буква Е является лигатурой букв П и Ч, то есть, написана виртуально и 2) буквы РСКИ написаны в лигатуру. Примерно такого же уровня изобретательность обнаруживается и на бронзовых зеркалах этрусков.

Бронзовые зеркала русского севера

Рис. 2. Мое чтение надписей на ободке зеркала № 1.

Затем следуют два любопытных слова, читаемых в обращенном цвете: «ГЛОРИЯ ПАНТЕРА», то есть, СЛАВНАЯ ПАНТЕРА. Полагаю, что так называлась мастерская Печерских славян, где слово СЛАВЯНЕ было обыграно как СЛАВНЫЕ, а слово СЛАВНАЯ переведено на латынь, где оно звучит как GLORIA. Два следующих слова требуют большого воображения и труда для их прочтения; полагаю, однако, что их можно прочитать в обращенном цвете, как БЕРЕГА КОСМЫ. Река Косма впадает в Печору примерно в 300 км от ее устья. От нее до Архангельска примерно 600 км.

Следующий участок имеет неожиданное чтение, ТАМ ПОЛЯНЕ, затем, комбинируя буквы в прямом и обращенном цвете, можно прочитать слова БРАТЬЯ СТРАЖИ. Вероятно, знаки препинания надо было бы поставить так: ТАМ ПОЛЯНЕ-БРАТЬЯ, СТРАЖИ. Три следующих слова тоже читаются с трудом: ОТРАЗИЛИ ЛОВ ЛОПАРЕЙ. Вероятно, речь идет о том, что на берегах реки Космы проживали Печерские словене, поляне и лопари. При этом два славянских племени держались друг с другом как братья и не позволяли лопарям ловить рыбу в своих водах. При обнаружении таких попыток поляне вступали в бой.

Следующий участок гласит: В ЯРОСЛАВСКИХ ВОДАХ. Вероятно, данная территория принадлежала Ярославу. Далее опять идет участок довольно трудного чтения: ЛИК МАРЫ. Зато в следующей решеточке хорошо читаются слова НА КОНЕ. Тем самым, перед нами, оказывается, изображен лик Мары на коне. Как бы бордюр из одинаковых палочек на самом деле имеет чтение В ЛПИТКЕ, то есть В ПЛИТКЕ. Последнее слово можно прочитать лишь при сопоставлении букв в прямом и обращенном цвете: ЯРСОЛАВА. Таким образом, данное зеркало есть ПЛИТКА ЯРОСЛАВА; опять мы встречаем реверс в словах ЛПИТКЕ и ЯРСОЛАВА. Иными словами, реверс был обязателен и для русских зеркал.

Нам уже встречалось выражение ЯРОСЛАВЛЕВ КАМЕНЬ на камнях, вероятно, дозволенных для совершения молений и христианами. Полагаю, что выражение ПЛИТКА ЯРОСЛАВА имеет тот же смысл: хотя на ней изображена славянская языческая богиня болезней и смерти Мара, по распоряжению Ярослава она, видимо, должны была бы приравниваться к христианским иконкам. Полагаю также, что под ЯРОСЛАВОМ следует понимать Ярослава Мудрого, который должен был сгладить негативные последствия введения христианства его отцом Владимиром Красное Солнышко, сделав уступку язычникам.

Бронзовые зеркала русского севера

Рис. 3. Мое чтение внутренней части зеркала.

На внутренней части чтение целесообразно начать с левого крыла, повернув его вправо на 900 и обратив в цвете. Тогда можно прочитать слева от него слова ПОЧТАРЬ РУН И ТЕЛ. Иначе говоря, Мара теперь воспринимается не как хозяйка рая, а как почтальон информации (РУН) и ТЕЛ умерших на тот свет, как провожатый, как Харон. Раньше подобную функцию исполнял Велес, а тела воинов доставлял Перун. Теперь же на Мару перенесли их обязанности, расширив их остальные сферы деятельности.

На правом крыле начертаны красивые буквы курсива. При их обращении в цвете и повороте на 900 получаем слово: ОТОЙДИ! Правда, неясно, кто от кого должен отойти: Мара от живого человека или человек от Мары. Эта неопределенность снимается двумя геометрическими фигурами – одна расположена под хвостом коня, другая – над его левой ногой. Здесь, на мой взгляд, читается слово ЛЮДИ. Тем самым, два слова соединяются в предупреждающий оклик: ЛЮДИ, ОТОЙДИ!

Центральный узор под конским подбрюшьем имеет чтение левых букв по два раза, ибо они представляют собой лигатуру. Поэтому слева я читаю слово УЖАСНА, а в центре и справа – слова И СТРАШНА. Это – характеристики Мары.

Остается только узор между передними ногами коня. После его поворачивания на 900 и обращения в цвете, на нем можно вычитать слова: ТЫ И СЖАЛЬСЯ НАД ВСЕМИ! Это – страстный призыв к Маре пощадить людей от преждевременных болезней и смерти. Мотив, не свойственный язычеству в его расцвете. Прежде люди стремились к Маре, в рай, теперь смерть воспринимается со страхом и ужасом, а Мару призывают сжалиться. Похоже, что христианские мотивы уже проникли в души язычников, так что разрешение Ярослава использовать камни и плиты было с позиций христианства оправданным.

Зеркало № 2.

О месте находки сказано только, что это – низовья Оби. О времени находки, и личности нашедшего зеркало исследователя не сказано ничего (ДЕМ, 73, рис. 34). Однако и сказанного достаточно, чтобы заподозрить всё то же место производства зеркала – верховья Печоры, берега реки Космы.

Бронзовые зеркала русского севера

Рис. 4. Зеркало с низовьев Оби.

Данное изображение почти дословно повторяет предыдущее, однако есть и некоторые отличия. Например, обозначено лицо женщины, на котором вместо правого глаза находится месяц (намек на то, что Мара пришла еще из лунного календаря); видна ее корона. Кроме того, нет надписей вдоль внешнего пояска – здесь присутствует однородный орнамент из вертикальных палочек. Следовательно, надписи существуют только внутри зеркала. Их-то я и буду читать.

Бронзовые зеркала русского севера

Рис. 5. Мое чтение зеркала с Оби.

Чтение я начинаю с крыла слева. В верхней рамочке можно прочитать слово МАРА, а чуть ниже – слова РАЙ и ПОШТАРЬ РУН И ТЕЛ. В отличие от предыдущего текста тут добавляется слово РАЙ, а слово ПОЧТАРЬ звучит несколько иначе, ПОШТАРЬ. На поясе женщины изображена бляха, где руницей написано слово ВОРЪ (то есть, РАЗБОЙНИК), а слева и ниже на круглом символе можно различить слова, написанные отчасти руницей, отчасти кириллицей: АЗ С СИБИРИ, то есть, Я ИЗ СИБИРИ.

Крыло Мары справа я обращаю в цвете и поворачиваю на 900 вправо. Здесь читаются руницей два слова, МАРЫ ЛИКЪ. Хотя сомнений в этом не было и по предыдущей атрибуции и по надписи на крыле слева, данная надпись исключает все сомнения. Участок под хвостом коня читается без поворота, но с обращением в цвете, как: В РАЙ. На участке между ног, повернутом на 900 вправо и обращенном в цвете, можно прочитать слова: ЕЗДОК НА ТОТ СВЕТ. А вот узоры под конским подбрюшьем следует повернуть на 900 влево, также обратив в цвете. Тут написаны иные слова: ЛИК КОКЕТКИ-ЖЕНЩИНЫ. Это странно, поскольку Мара обычно изображалась со скорбным и некрасивым лицом.

Имеется еще одна надпись на короне Мары. Буквы там очень обобщенные, однако можно прочитать слово ПЧЕОРА, то есть, ПЕЧОРА, место изготовления зеркала. Перед нами – опять реверс. Можно прочитать и большой предмет, который Мара держит в левой руке: руницей тут написано слово КУЧЕРЬ. Из этого следует, что лошадиная голова, шея и грива на изображении просто опущены, равно как и ноги Мары. Однако перед нами – не кентавр, иначе это было бы специально оговорено на изображении.

Таким образом, и на втором зеркале мы видим Мару в качестве кучера-почтальона, который везет умершего на тот свет, в рай. В отличие от первого изображения, в данном случае весьма четко выписано лицо Мары. Кроме того, в правой руке у нее – скипетр, а в левой, видимо, своеобразная держава. И опять она трактуется как крылатый ангел – ангел смерти.

Зеркало № 3.

Его Ленинградская Арктическая экспедиция обнаружила летом 1941 года на острове Фаддея, к северу от Таймырского полуострова. Позже его изображение было опубликовано А.П. Окладниковым в журнале «Советская археология» № 13. Ну, а я заимствовал это изображение все из той же книги Демичева (ДЕМ, с. 69, рис. 30), рис. 6.

Бронзовые зеркала русского севера

Рис. 6. Зеркало с острова Фаддея.

На этом зеркале также существуют неявные надписи, которые я начинаю читать на крыле слева. На лигатуре вверху в обращенном цвете можно прочитать слово МАРА, а затем, ниже, слова РАЙ МАРИН и РАЙ В РЕКАХ. Новым здесь является перенесение рая Мары из болот в реки. На крыле справа также написано слово МАРА, но в зеркальном отражении, то есть, справа налево. Написание русского слова на Руси справа налево тоже встречено на зеркале № 3 впервые.

Далее я читаю надписи на наиболее ясных цветочных украшениях. На цветке № 1 (над хвостом коня) я читаю в прямом цвете слова: ЛИК МАРЫ ВЫЗВАЛ, и в обращенном цвете – РАЙ. На цветке № 2 (перед задними ногами коня) – МАКОЖИ ЖРИЦА, а в обращенном – ЛИК ТИГРА. На цветке № 3 (под поднятой передней ногой коня) – в прямом цвете НА РАЙ К МАРЕ, и в обращенном – МАРШ!

Бронзовые зеркала русского севера

Рис. 7. Мое чтение надписей на зеркале с острова Фаддея.

Таким образом, на бронзовых зеркалах Руси мы встречаем практически все те черты, которые нам встретились и на этрусских зеркалах: наличие явного текста (на ободке первого зеркала) и неявного (вписанного в рисунок), наличие зеркального написания, реверсов и лигатур. Разнятся лишь сюжеты, но не манера исполнения.

Проблема кентавра.

Ниже я воспроизведу недоумение В.Н. Дёмина по поводу атрибуции данных зеркал. Говоря о первом зеркале, он пишет: «Дужка для цепочки или тесемки недвусмысленно свидетельствует, что «медаль» носили на шее, подобно амулету или знаку отличия. На самом же деле это никакая не медаль, а металлическое зеркало. Подобные бронзовые реликвии обнаруживались неоднократно в самых разных частях европейской и азиатской России у представителей разных народностей – ненцев, хантов, манси, бурятов, юкагиров. Шаманы считали их магическими, простые смертные использовали как украшения. Металлические зеркала известны ученым со времен глубокой древности – в особенности в Китайской империи и ее окружении. Однако находки на территории России принято связывать с иными историческими регионами и эпохами, и в первую очередь со средневековыми Средней Азией и Ираном.

Вот почему публикатор памятника археолог О.В. Овсянников поспешил записать его в разряд восточных (предположительно иранских) изделий XVII века. Почему именно XVII век – не раньше и не позже – и, главное, почему среднеазиатское или же иранское бронзовое зеркальце оказалось на Крайнем Севере, объяснить толком никто не может» (ДЕМ, с. 68-69). Прерву на время цитирование, чтобы показать, что неумение читать даже кириллицу, если она написана несколько замысловато, то есть, называя вещи своими именами, эпиграфический непрофессионализм, заставляет археологов безудержно фантазировать, приписывая изделие Печерских умельцев тюркам или иранцам. Получается, что с позиций нашей археологической науки, мы настолько богаты всякими историческими событиями и памятниками, что «от щедрот» готовы их приписать кому угодно, любому народу, лишь бы не себе! Ибо, приписав другим, мы уже не обязаны будем искать место изготовления на своей территории. В самом деле, провозгласив ремесленное производство на Печоре в XI-XII веках, мы должны будем объяснить, откуда оно там взялось, и кто такие Печерские словене, северяне, и почему их мастерская называлась «Глория пантера». Ничего этого пока отечественная историческая наука не знает! Естественно, что мои чтения, проливающие новый свет на какие-то периоды нашей отечественной истории и неизвестные им, тем, кто должен был бы их знать по долгу службы, спешат объявить эти новации «моими фантазиями». Но не я придумал кириллицу, и не я нанес надписи, я лишь читаю древние надписи, как обычный читатель читает газету. А археологи и эпиграфисты упорно не желают читать подобные «исторические газеты», поскольку они этого делать и не умеют, и, главное, не хотят (а я бы мог им показать, как именно это следует делать).

Продолжу цитирование: «Заезженный ответ – «в обмен на меха» – здесь срабатывает не слишком убедительно: ценность бронзовой бляхи не так уж велика, и ее предназначение для товарообмена проблематично. Тем не менее, еще в 1950 году была выдвинута версия, призванная объяснить стойкую приверженность северных народв к крылатым кентаврам и происхождение многочисленных металлических зеркал с их изображением. Автором оригинальной концепции стал будущий академик и в скором времени всемирно известный археолог Алесей Павлович Окладников (1908-1981).Ему удалось опубликовать в 13-м томе академического ежегодника «Советская археология» статью, посвященную находке очередного кентавра, да не где-нибудь, а на острове Фаддея, что расположен на севере от побережья Таймырского полуострова. Обнаружила бляху-зеркало летом 1941 года Ленинградская арктическая экспедиция, привезла на Большую землю, но из-за разразившейся войны руки до таинственной реликвии дошли лишь чрез десять лет.

И опять все тот же сакраментальный вопрос: ну, откуда, скажите на милость, бронзовый литой кентавр на необитаемом острове Ледовитого океана? За несколько лет настойчивых поисков и размышлений А.П. Окладников собрал и проанализировал весь доступный ему материал и пришел к следующему выводу. Вполне возможно, что металлическое зеркало потеряли (?!) на острове Фаддея погибшие полярные мореходы, чьи останки и вещи были обнаружены на противоположном таймырском берегу. Само же изображение крылатого кентавра попало к северным народам от русского населения, на протяжении нескольких веков колонизовавшего северные территории. Для русских кентавр – традиционный символический образ, его резные рельефы можно увидеть, к примеру, на стенах Дмитровского собора во Владимире или Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Есть кентавр и на Васильевских вратах из Софийского собора, что в Великом Новгороде. Эти огромные медные двери были сделаны в 1331 году по заказу новгородского архиепископа Василия, однако после кровавого погрома, учиненного опричниками Ивана Грозного, были в качестве трофея увезены в Александровскую слободу, где и поныне украшают Троицкий собор теперешнего города Александрова» (ДЕМ, с. 69-70). Далее следуют рассуждения о знакомстве русской мифологии с хитрым чудищем Китоврасом. Но откуда Китоврас у народов Севера?

«А.П. Окладников объясняет поразительную распространенность Китовраса среди коренных малочисленных народностей Севера вот как. Бронзовые зеркала испокон веков имели широчайшее хождение среди древнейших народов Евразии. Из сопредельных с Россией стран русским купцам особенно полюбились изделия среднеазиатских и иранских мастеров, которые на оборотной стороне зеркал нередко отливали изображения конного охотника с соколом в руках (хорезмийская школа) или же крылатого пса Сэнмурва (персидская школа).

Завезенные в Россию восточные зеркала, в свою очередь, приглянулись русским умельцам, которые решили, что они тоже не лыком шиты, и вскоре стали отливать похожие зеркала, но с одним исправлением: на реверсе стал изображаться не всадник с соколом или Сэнмурв, а свой, родимый Китоврас (впрочем, для данного предмета трудно однозначно определить, какую сторону следует считать реверсом, а какую аверсом). Это нововведение настолько понравилось северным аборигенам, что все они – от Печоры до Индигирки – по мере появления там русских (у каждого, надо полагать, котомка была переполнена бронзовыми зеркалами) ни о чем другом, кроме как о крылатых кентаврах, и слышать не хотели.

Но опять возникают вопросы. Во-первых, если русские северные умельцы наладили массовое производство зеркал, почему последние не получили столь же широкое распространение среди русского населения и ими не завалены местные краеведческие музеи? А во-вторых, почему ненцы, ханты, манси, юкагиры, буряты, у которых русские этнографы и землепроходцы спустя двести (а то и поболее) лет выменивали или покупали для своих коллекций бронзовые зеркала с крылатым кентавром, не могли толком объяснить, как или хотя бы когда к ним в чум эти самые зеркала попали (хотя по господствующей версии произойти это должно сравнительно недавно)? И уже тем более никак не вяжется с такой трактовкой крылатый Китоврас, найденный на необитаемом таймырском острове Фаддея в море Лаптевых, где русские офени с котомками, якобы набитыми бронзовыми зеркалами, отродясь не бывали. И не потому, что их отпугивали суровые и безлюдные края (русские землепроходцы или добытчики мамонтовой кости и не туда доходили!) – просто товар сбывать было некому» (ДЕМ, с. 72-73). Таким образом, В.Н. Дёмин данной версией не доволен.

Поэтому он критикует версию А.П. Окладникова до конца: «Безусловно, А.П. Окладников предложил оригинальную версию происхождения северных кентавров. Мудреную до неправдоподобия. Но, может быть, и не стоило улетать мыслью в дальние восточные страны и не выстраивать, а внимательно посмотреть вокруг себя или под ноги (как это случилось с недавней Печерской находкой). Не проще ли предположить, что загадочный крылатый кентавр – это обычная трансформация одного из языческих богов, коему некогда поклонялись на Руси и память о котором (А быть может, и тайная вера) продолжала сохраняться и после принятия христианства» (ДЕМ, с. 73). Как видим, у В.Н. Демина оказалось гениальное предположение – да, действительно, никакого кентавра и нет, нет и Китовраса, а имеется крылатое изображение богини Мары на коне.

Далее, В.Н.Демин обосновывает возможность существования пережиточной веры в языческих богов и в христианский период, и в конце концов вычисляет, кто же именно изображен на бронзовых зеркалах. «Таким образом, на реверсе бронзовых зеркал мог вполне быть изображен один из древнерусских солнцебогов, например, Коло-Коляда» (ДЕМ, с. 76). – К большому сожалению, здесь В.Н. Демин не угадал. Однако одно то, что он оказался ближе к пониманию данного сюжета, чем профессиональный археолог, делает ему честь.

Заключение.

Пример с зеркалами с русского севера очень поучителен во многих смыслах. Во-первых, на Руси бронзовые зеркала производились, как это было и на востоке, и в Этрурии. Во-вторых, их сюжетом был не кентавр или Китоврас, а крылатая богиня смерти Мара на коне, что, несомненно, обогащает иконографию Мары. В-третьих, этот сюжет имел хождение во времена христианства, что дает еще один наглядный пример существования на Руси двоеверия. В-четвертых, было выяснено наличие на Руси Печерских словен, о которых до этого сведений не было. В-пятых выяснилось, что на притоке Печеры, реке Косме, существовал довольно мощный ремесленный центр. И, в-шестых, надписи на русских зеркалах по своей орфографии оказались близки к этрусским.

Литература.

ДЕМ: Демин В.Н. Тайны земли русской. М., «Вече», 2000, 480 с.