Человек среди учений.

Ключевые понятия.

Задавшись экстремальной целью – свести общий язык к одному слову – можно было бы уверенно сказать: это слово ориентирование. Поэтому ничего удивительного в том, что другие главные понятия минимального общего языка, которые мы хотим определить, тесно связаны с ним. Сначала просто взглянем на эти понятия, прежде чем перейти к их обсуждению.

Конечно, первое из них – само слово ОРИЕНТИР. То, что помогает нам выбирать направление движения, что помогает понять, где мы находимся и куда нам идти.

И не менее важно – что позволяет нам выбирать ориентиры? Благодаря чему мы можем пользоваться ими? То есть: каковы наши СРЕДСТВА ОРИЕНТИРОВАНИЯ? Может быть, правильнее уделить этому внимание ещё до того, как говорить об ориентирах.

Далее идёт представление о том, какие СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ мы вырабатываем для практического применения. Как мы используем наши средства ориентирования, как ищем ориентиры.

Если же говорить о работе, которую предпринимают почти все учения, чтобы помочь человеку разобраться в главных вещах, мы приходим к такому понятию, как ОРИЕНТИРУЮЩАЯ СИСТЕМА. Её составляют связанные друг с другом способы ориентирования, сведённые воедино тем или иным учением.

Но человек имеет дело не только и не столько с абстрактными учениями, сколько с другими людьми. С теми, кто передаёт нам какое-то учение, или с теми, кто является для нас авторитетом на жизненном пути. К людям, играющим такую роль, мы будем применять название ОРИЕНТАТОР.

Добавим сюда и ещё одно понятие. Может быть, оно не столь значительно, как предыдущие. Но с его помощью можно обозначить то свойство человеческой души, без которого сам разговор об ориентировании быстро утрачивает всякую актуальность. Это – ОРИЕНТАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ, сама внутренняя потребность в ориентировании.

Можно догадаться: раз уж я взялся эту книгу писать, а ты, читатель, взялся её читать, значит, у нас с тобой эта активность присутствует. Но достаточно ли её, чтобы выяснить всё, что для нас важно?…