Человек среди учений.

Средства ориентирования.

Что позволяет, что помогает человеку ориентироваться в главном? Какие возможности ориентирования имеются у него в распоряжении? Какие из них наиболее надёжны – чтобы он мог доверять им, мог на них опираться? Вот о чём прежде всего должно побеседовать учение с человеком, прежде чем звать его пуститься в путь.

Если этого не сделать, человек остаётся с теми представлениями, которые сложились у него стихийно. Это всё равно что отправиться в глухую тайгу с тем, что у тебя случайно завалялось в карманах.

Средства ориентирования – это те наши навигационные приборы, которым мы доверяем. Мы можем чем-то мотивировать своё доверие, а можем переживать его чисто интуитивно. Но оно нам необходимо. Нам нужно так или иначе определять свой жизненный путь – как для определения пути в пространстве нам нужно зрение, слух, нюх или хотя бы осязание.

Что мы можем принять за основное средство ориентирования? Человеческий разум? Интуицию? Веру? Логику? Общественное мнение? Волю? Откровение? Науку? Житейский или духовный опыт?… Этот перечень – не для того, чтобы каждый мог ткнуть пальцем в нужное. Можно его продолжать и разнообразить. Он лишь показывает, что ответ не обязательно будет однозначным. Скорее всего окажется, что нам успешно служат не одно, а несколько средств ориентирования. Да ещё есть и такие внутренние подсказочные инструменты, что главными их не назовёшь, но они тоже нам помогают, по-своему уточняя выбранное нами направление.

Изложение представлений о средствах ориентирования – это первый серьёзный разговор, который можно ожидать от философского учения. Разговор о том, с помощью чего мы можем ориентироваться в нашей жизни. Пусть учение скажет прежде всего: на что оно советует опираться человеку, чему доверять и как этим пользоваться. Мировосприятию трудно обойтись без этого. Без этого философия не может ни прокладывать надёжные пути, ни даже протаптывать временные тропинки.

Если какое-то экстравагантное учение посчитает, что можно не задумываться о средствах ориентирования, – что ж, в этом тоже надо убедить человека. С помощью каких средств?

Иногда умалчивание о средствах ориентирования объяснимо тем, что учение откладывает этот вопрос на потом. Оно предпочитает вернуться к нему после того, как поможет человеку разобраться с другими представлениями. В этом случае нам как бы предлагают отправиться в путь, а о том, как выбирать этот путь, поговорить по дороге. Что ж, бывают любители и таких путешествий, но они должны знать, на что идут. Знать, что не всегда бывает возможность вернуться обратно и начать всё сначала. Иногда приходится начинать заново, выбираясь из той чащобы, в которую тебя завели.

Нередко умалчивание замешано на предположении, что средства нашего ориентирования достаточно очевидны. Но для этого надо не обращать никакого внимания на тот факт (тоже совершенно очевидный), что возможных средств ориентирования у нас много и путь наш существенно зависит от того, какие из них мы предпочтём.

Есть некая закавыка в том, что при выборе средств ориентирования нам тоже нужно как-то ориентироваться. но это – для любителей схоластики.

Чтобы представить себе хоть приблизительно тот арсенал, из которого человек выбирает средства ориентирования, глянем на примеры, накопленные философией. Разумеется, можно их дополнять и варьировать, что-то запихивать в дальний угол, что-то начищать до блеска. Но основное дело в этом арсенале – и для человека и для наставляющего его учения – это выбор. Выбор того, что важнее. Хотя и не обязательно за счёт отказа от всего остального.