Человек среди учений.

Примеры средств ориентирования.

Инстинкт – это лоцман тела. Включая, конечно, биологическую, бессознательную часть психики. Он роднит человека со всем остальным живым миром и становится первым нашим рабочим инструментом с самого начала жизни. От нас зависит, насколько мы будем опираться на него в дальнейшем, насколько критично будем относиться к его непосредственным подсказкам.

Интуицию можно считать тоже своеобразной формой инстинкта. Но это более тонкий и более чуткий прибор. Интуиция позволяет порою разом увидеть всю ту местность, по которой мы пытаемся проложить себе дорожку. Это луч, проникающий сквозь изолированные слои знания и помогающий движению в многомерном мире.

Знания и систематизирующая их наука создают свою мастерскую средств ориентирования. Она выглядит мощной и самостоятельной. Но когда дело касается мировосприятия, ориентирования в главном, как раз здесь выясняется, что возможности этой мастерской сильно ограничены. Внешние знания охватывают мир вширь и очень помогают во внешней ориентации, но их вклад во внутреннее ориентирование не так велик, как может показаться.

Жизненный опыт и то, что называют здравым смыслом, – средства ориентирования, повседневно используемые каждым человеком. Но для того, чтобы играть заметную роль в поиске главных ориентиров жизни, нужно, чтобы житейский опыт мог постепенно преображаться в духовный. Нужно, чтобы здравый смысл не отгораживал нас от внутреннего смысла явлений и событий.

Следование авторитетам – одно из самых простых в применении средств ориентирования. Но если пользоваться только им, всё будет решаться тем, за какими авторитетами мы следуем. Можно предположить, кстати, что лучшие из авторитетов (ориентаторов) призовут нас к опоре и на другие средства ориентирования.

Следование социальным традициям – это тоже своего рода инстинкт, только инстинкт более масштабный. Инстинкт организма по названию "общество".

Соборное мышление: о нём чаще говорят религиозные учения. Это накопленный и пополняемый опыт тех, кто объединён вокруг некого общего стержня мировосприятия. Когда-нибудь, возможно, это понятие естественнее будет относить ко всему человечеству в целом.

Откровение, озарение, благодать – особые средства ориентирования, тоже обычно связанные с религиозным чувством человека. Они носят странный характер для сторонних людей, но повелительным образом указывают направление тому, в чью жизнь они вошли.

Чувства человека представляют собой целый индивидуальный комплект средств ориентирования. Особенно центральные его чувства, наиболее влияющие на мировосприятие. Их можно описывать по-разному, укрупняя или дробя. Приведём, в качестве примера, десять чувств, которые можно считать основными. Чувство родства. Чувство дружбы и чувство любви, помогающие нам сближаться с людьми. Чувство социальности и чувство долга, помогающие ориентироваться в обществе. Эстетическое чувство. Этическое чувство. Чувство логики, обеспечивающее рациональную ориентацию. Чувство веры, воплощающее ориентацию религиозную. Чувство призвания, направляющее творческие возможности человека.

Желания – это импульсы, так или иначе уже участвующие в процессе ориентирования. Их можно воспринимать самостоятельно или считать проявлениями ориентирующего действия инстинкта и чувств.

Воля нередко воспринимается как самостоятельная сила устремления. Может быть, правильнее понимать её как результирующую чувств, возникающую в результате их взаимодействия друг с другом.

Разум приведён в конце лишь потому, что это наиболее ёмкое понятие из всех средств ориентирования. Многие из них можно рассматривать как элементы разума. Но даже те средства ориентирования, которые противопоставляют разуму, всё равно связаны с ним и именно вместе с ним участвуют в ориентирующей работе. Разум – это верхний свет, освещающий внутренний мир и даже внешний, но свет особый. Это зрячий свет, помогающий не только видеть, но и понимать смысл видимого.