Человек среди учений.

Ориентаторы.

Для человека ориентаторы – это все те, кто реально помогает ему ориентироваться в главном. Иногда он ощущает воздействие ориентатора, а иногда и не догадывается о чьей-то ориентирующей роли в своей жизни. Впрочем, то же самое можно сказать, наверное, и обо всех остальных понятиях ориентирования. Всегда ли мы осознаём свои ориентиры и всё прочее?…

Правда, отличие в том, что ориентатор – это человек. Внимание к его личностной работе помогает и нам вести свою работу.

Для учения все эти понятия звучат иначе. Ведь учение предлагает помощь не одному конкретному человеку, а многим: каждому из тех, кто прислушается к его советам и призывам. И ориентатор, с точки зрения учения, – это тот, чьи суждения и поступки оно считает самой надёжной основой для ориентации. Тот, кого оно признаёт и рекомендует как наилучшего помощника для своих последователей.

Развитие человека во многом основано на преемственности знания, на получении его от тех, кого мы признаём авторитетным в той или иной области. Опираться на авторитет естественно для человека. Поэтому и для философского учения естественно обозначить свои центральные авторитеты или определить свои принципы признания авторитетности. Без этого учение как бы повисает в воздухе. Ему необходимы учителя и образцы жизни, помогающие ориентироваться реальному человеку.

Впрочем, понятие об ориентаторе шире и глубже представления об авторитетности. Источником помощи в ориентировании может быть и неприметный носитель тайного знания, и Сверхориентатор (или пророк, который обращается от Его имени к людям), и тот, ориентирующая роль которого установлена учением как догмат. Ориентаторами могут быть признаны священнослужители или люди, преуспевшие в рациональном познании мира, в проповеднической, наставнической или творческой деятельности. Ориентаторы – это герои или святые, сама судьба которых становится ориентиром для других.

Человек свободен искать ориентаторов везде – невзирая на их связь с тем или иным учением. Но каждому учению нужна когорта своих ориентаторов.

Ориентатором особого рода является и философ – в силу самого характера своей работы. Он выявляет наиболее достоверные средства ориентирования, ориентиры и других ориентаторов, способных помочь человеку в решении его главных проблем. Выявляет, сравнивает, рекомендует. И не забывает, что главный предмет его забот – проблематика человека, наша общая потребность в ориентировании.

Сам человек имеет дело с великим множеством возможных ориентаторов. И принимая кого-то для себя в такой роли, он уже осуществляет свой человеческий выбор. При этом стоит не забывать, что это лишь сегодняшний выбор. Не каждый ориентатор, предложенный учением, которое мне симпатично, может помочь мне на моём пути. Не каждый, кто помог мне вчера, сможет помочь мне завтра.