Человек среди учений.

Примеры систем ориентирования.

Правила игры – вот простейший пример системы ориентирования. Любая игра создаёт свой виртуальный мир с определённой системой ориентирования, явной (как в шахматах) или скрытой (как в сложных компьютерных играх). Но дело, как известно, не просто в освоении всех установленных правил. Чтобы стать хорошим игроком, необходимо нащупать свои правила поведения в рамках правил игры, выработать свою индивидуальную систему ориентирования, в сформированном правилами мире.

Научные теории. Каждая фундаментальная научная теория служит ориентирующей системой и для учёных, идущих дальше, и для любого человека, для которого именно наука создаёт опорные столбы мировоззрения. Философские теории (если их причислять к науке) должны играть мировоззренческую роль в наибольшей степени. Если они уступают инициативу науке как таковой, это свидетельствует только об их неполноценности.

Конституции и кодексы – это те правила игры, которые общество разрабатывает для согласованной жизни входящих в него людей. Они аккумулируют разнообразный мировоззренческий опыт составителей и того общества, которое участвует в их формировании. Поэтому их ориентирующее воздействие относится не только к внешнему поведению, но и к реалиям внутреннего мира. Они затрагивают и того, кто подчиняется их регулирующим указаниям, и того, кто им противоборствует. Впрочем, многие люди умеют жить, не входя с этими регламентами ни в какое взаимодействие.

Общественные идеологии. Каждая идеология, официальная или стихийная, – это набор больших и малых ориентиров. Они могут быть хорошо согласованы друг с другом или не очень, дело не в этом. Главное их свойство – объединение схоже мыслящих людей, тех, кто ведёт общий образ жизни. Попытки освоить эти ориентиры для личного пользования непременно сопровождаются оглядыванием на других (своих и чужих), борьбой за укрепление и пропаганду своего, а иногда и прямой конфронтацией с чужими.

Религии – такие системы ориентирования, в которых главную роль играет опыт переживаний, связанных с восприятием высшего начала жизни. Этот опыт кристаллизуется в традициях, ритуалах, духовных и житейских установлениях, помогающих человеку ориентироваться в главном с помощью именно этих переживаний. Религиозное учение обычно приводит к формированию связанных с ним философских учений, но не исчерпывается ими.

Философские учения. Системы ориентирования, опирающиеся на разум и на различные чувства человека. Подавляющему большинству людей они служат лишь через ориентаторов, сформировавшихся под воздействием одного или нескольких учений. Тем не менее, именно философские и религиозные учения являются квинтэссенцией усилий человечества по осознанию свойств мировосприятия.