Диалоги.

Второй диалог. Космический и исторический процесс. Сорренто, Март 1876.

Философ: Ты открыла мне внутреннюю природу и взаимную связь трех миров. Я познал их в различии и в их совершенном единстве. Также я познал, что эти три божественных мира содержат в себе начало нашего мира, мира, в котором я живу, передвигаюсь и существую. Однако, мне ясно, что этот последний мир не содержится полностью в трех первых, что он отличается от них и образует тем самым четвертый. Их существенный характер противоположен. В первых преобладает единство и божественная духовность, они есть ни что иное, как осуществление этого единства и духовности. Множественность и материальность есть лишь посредствующий орган этого божественного единства, этого царства любви и мира. В нашем мире все наоборот: множественность, разделение, ненависть, грубая материальность здесь всегда на первом месте, а духовное единство кажется только случайным продуктом. Откуда происходит этот новый мир?

София: Это не есть новый мир. Это лишь третий мир, мир душ и тел (ведь мы видели, что душа неотделима от тела) в состоянии отделения от двух других миров, ибо он непосредственно связан с миром умственным или идеальным даже будучи отделенным от него.

Философ: Скажи мне тогда, каково же начало и конец этого отделения?*1.

София: [Поскольку три божественных мира являются одним организмом, поскольку соответствие между ними смешанными, сохраняется и между ними, разделенными. Но... Я радуюсь, что ты меня дос(тиг?)].*2.

Антибожественная сила, которая послужила материей трем мирам, будучи вечной, не может быть уничтожена. Но она существует непосредственно лишь для души. Так как материей Духа является Ум, а материей Ума - Душа, то материя Души есть, наконец, материя в собственном смысле слова. Таким образом, Душа обладает в себе возможностью бытия, возможностью антибожественной. Итак, она помещена между двумя возможностями: божественной, представленной для нее Умом и идеальным миром, - возможностью, которая ею управляет, - антибожественной, которой управляет она.*3 ____________________ *1На полях рукописи; квадратные скобки - подлинника: [Материальное начало (

/материальное начало \лат.\, материя, субстрат \др.-греч.\) четвертого мира или разделенного состояния миров, состояния внебожественного есть Душа и души. Формальное начало есть Димиург. Действующее или активное начало есть Сатана, Дух космоса. Первоначало - Бог.] *2Данный абзац написан автоматическим письмом. Фраза "Я радуюсь, что ты меня дос(тиг?)" написана по-русски и в рукописи зачеркнута. Квадратные скобки - подлинника *3На полях рукописи; в первом абзаце квадратные скобки подлинника; ошибка в нумерации начал - подлинника. [Материальное начало космического процесса - вторичная материя, движущее деятельное начало или деятель.

(служащий первопричиной движения \др.-греч.) - Сатана, формальное начало - Димиург, целевое начало - София.] Перечисление первичных и вторичных начал: [1 - Абсолют. 2 - Свобода и сила.] 2 - Свободный дух и первая материя 3 - Дух, Ум, Душа 4 - Конкретный дух, конкретный Ум, Душа, тело. [4] 5 - Сатана, Димиург, вторичная материя, воплощенное человечество. [5 - Мария и Христос.] 5 - София и Христос. [6 - Святой Дух.].

Но она может самоутвердиться против божественной силы, возбуждая в себе силу демоническую. Но власть над этой силой, которой она обладает, поскольку предопределена миром идеальным, теряется ею, как только она отделяется от этого мира. Мы видели, что Душа обладает в возможности природным или внешним Умом - разделяющей или негативной силой действительности. Пока внешняя реальность в своей основе остается в состоянии возможности, риродный Ум, который представляет собой негативный полюс реальности, тоже остается в таком состоянии. Но как только слепая сила просыпается, переходит из потенциального состояния в актуальное, природный Ум с необходимостью претерпевает то же преобразование. Он становится действительным, он получает бытие для себя, он становится личностным. Внешний Ум как индивид или личность называется Димиургом, так как это формальное или формообразующее начало внешней природы. Начало внешней реальности в своем существовании для себя, в своем личном существовании называется Сатаной или космическим Духом. Душа, деятельность которой состояла в том, чтобы управлять природным Умом, подчиняя его Божественному Уму (Логосу), и Духом космоса, подчиняя его Божественному Духу, душа, природа которой есть единство, оказывается теперь лишенной своей деятельности в противоестественном состоянии, разделенной между слепой силой космического Духа и умственной, но негативной и внешней силой Димиурга, которые более не повинуются ей и устраивают смертельную войну в ее владениях, Душа оказывается в состоянии безосновном, так сказать, в состоянии высшего страдания, живой покойницы.

Философ: Но скажи мне тогда, почему Душа ввергнута в такое мучительное состояние?

София: Душа, оказываясь обладательницей магической силы бытия, хотела воспользоваться ею для себя. Она хотела быть для себя, создать свой мир и управлять им, как божественный Дух, и, уподобляясь ему, соединиться с ним познать его непосредственно. Она находила себя связанной двумя узами с идеальным миром, который давал ей абсолют лишь в образе и, с другой стороны, давал ей правило или необходимую норму, обязательную для управления ею конечным миром. Она хочет освободиться от этой двойной связи, она возбуждает в себе стихийную возможность бытия и действия (которая и есть воля). Но душа, будучи лишь вторичным единством, единством осуществленным, обладает этой возможностью лишь епоскольку она подчинена Духу и божественному Уму, поскольку она является их органом, она имеет мощь лишь поскольку сама находится в состоянии возможности, и поскольку она не самоутверждается, но служит передающим средством божественной силы и мысли. Как только она выходит из этого состояния, как только, самоутверждаясь, она становится непроницаемой для божественного действия, она теряет всю свою силу и, вместо того, чтобы обладать, сама становится обладаемой.

Философ: Я вижу большое моральное значение в этом трансцендентальном событии, в этом падении Души: всякое отдельное существо имеет силу и счастье лишь в самопожертвовании, в соостоянии пассивном или потенциальном. Оно не может дать себе то, чего само не имеет; будучи отдельным, оно не может дать само себе, создать для себя абсолютное существо, самоутверждаясь, оно утверждает лишь свое отдельное и ограниченное бытие, но отдельное существо означает существо, определенное другим, а быть определенным другим значит страдать. Когда оно самоутверждается, оно исключает, отрицает все остальное, но оно не может его уничтожить, оно определено этим другим, оно хочет быть абсолютным и оно определено; это предопределение противоположно его воле, оно есть внешняя необходимость; это и есть страдание. Но когда отдельное существо отрекается от себя и подчиняет себя целому в качестве его члена, то оно теряет свое отдельное и исключительное бытие. Оно радуется жизни всего и его определение как члена ____________________________________________________________ 6 - София и Святой Дух. 7 - Бог, (одно во всем \др.-греч.\) всего, согласуясь с его волей, не является для него внешней необходимостью, оно свободно, оно не страдает. Свобода и счастье для отдельного существа состоит в его добровольном подчинении универсальному существу.

София:*4 Подчинение универсальному Существу есть первичное и природное состояние души, здесь оно не добровольно и не свободно. Подчинение, самоотвержение должны быть произведены для существа самой душой; она должна подчиниться универсальному Существу; но чтобы подчиниться, нужно восстать. Произведенное или свободное утверждение есть результат отрицания отрицания. Чтобы отвергнуть исключительное антибожественное существование, надо его познать, а так как существование можно познать лишь эмпирически, то нужно его претерпеть.*5.

Душа обладает в самой себе возможностью бытия, эта возможность есть воля, воля, которая не есть еще хотение, воля как возможность, а не как акт. Душа, не желая бытия, не полагая его (бытие всегда отдельно и исключительно), обладает им в возможности; пока она не полагает его, она может полагать или не полагать, но как только она решилась и полагает его, она им больше не владеет, она не может сразу полагать и не полагать; то есть она теряет свою силу, но не абсолютно, что противоречило бы великому принципу, но она теряет ее в настоящее время;*6 она еще может не полагать бытие, но не в ее актуальном состоянии, потому что в этом состоянии она уже его полагает: здесь начинается фатальное разделение потенциального и актуального состояний. В своем нормальном состоянии Душа была чистой возможностью, она была возможностью в действительности, у нее не было этих двух различных состояний, теперь она их имеет, она разделена в самой себе; она сохраняет свое единство и свою власть над бытием только потенциально, актуально она разделена и порабощена.

Полагание Души есть утверждение отдельного бытия, это исключительное утверждение каждого из элементов великого Существа, это их взаимное отрицание, эгоизм.

Очевидно, что эгоизм влечет за собой ненависть и вражду. Таким образом, Это смертельная война всех элементов вместо их единства и взаимной любви. Это bellum omnium contra omnes,*7 23 это хаос.

Душа есть начало единства и любви в той мере, в какой она пассивна, подчинена идеальному и духовному миру; восставая против них, отделяясь от них, становясь эгоистичной, она есть начало отдельного и исключительного бытия, разделения, ненависти и вражды. В действительности, так как в возможности (in potentia) она сохраняет свое божественное происхождение.

Душа как принцип разделения, эгоизма, ненависти и вражды, одним словом, как принцип (или принц)*8 мира сего или века сего есть Сатана, дьявол. Душа есть Сатана - в этом Мудрость. Это начало космического существования, начало нашего собственного существования, отдельного и эгоистического, это наша актуальная душа: - Nos habitat non tartara sed nec sidera coeli Spiritus in nobis qui viget illa fecit.*9.

Душа - anima - пассивна, женственна по своей природе, таковой она и остается в своем нормальном состоянии; становясь ____________________ *4Слово "София", написанное на полях, может означать как начало реплики Софии, так и расшифровку термина "универсальное существо" *5Здесь происходит смена чернил - окончание рукописи написано фиолетовыми чернилами *6На полях рукописи: NB: у существ-начал - Бог, Душа и т.д. - активная воля, то есть хотение, уже есть действие *7Война всех против всех /лат./ *8Игра слов во французском тексте: principe - начало, prince - князь *9Дух, имеющий силу в нас, обитает именно в нас, но не в Тартаре, и не в небесных созвездиях. Наоборот, их сам он создал (пер. А.Ф.Лосева) активной, то есть мужественной, она перестает быть душой, она становится духом - spiritus, но духом тьмы, духом зла. Вообще, дух есть начало единства. Как начало истинного, то есть вселенского единства; как начало цельности, это божественный Дух, как начало ложного, исключительного единства или эгоизма, - это дух сатанинский, дух зла.

[Душа, становясь космическим Духом, не перестает быть Душой, но она является ею лишь в возможности. Возможность двусмысленный термин: он обозначает просто возможность, как, например, я имею возможность стать ангелом или богом;*10 или оно означает непосредственную силу сделать или стать чем-либо. Potentia potens u potentia impotens*11 Душа, порождая космический Дух, остается potentia impotens, в высшей мере страдающей.

Мы видели, что Душа, находясь в соответствии и в противоположности с возможностью реального внешнего существования (волей), которая, переходя в действительность, есть космический Дух, обладает возможностью познания внешних вещей, внешним Умом как полюсом с необходимостью противоположным. Пока внешнее существование остается в состоянии возможности, не обнаруживается, внешний Ум, естественно, также находится только в возможности, но как только внешнее существование становится действительным, соответствующий ему Ум также становится действительным, и мы получаем внешний или космический Ум, противоположный космическому Духу.]*12 Как Дух космоса является началом космической материи, так и космический Ум является началом формы, порядка и отноршений, но формы, порядка, правового закона и отношений внешних. [Он в абсолютно таком же отношении со своей второй божественной ипостасью, в каком космический Дух находится с первой.

Космический Ум не пассивен - mens agitat molens*13 Что бы дать ему имя, которым он наречен в христианском гнозисе, 25 я назову его Димиургом.].

Сатана и Димиург не являются независимыми субстанциями - это две действительности, противоположные [Душе, которая как потенциальное единство остается их общей субстанцией. Душа является Димиургом также, как и Сатаной, но и отличается от них обоих: лучший термин, выражающий субстанциальное тождество и актуальное разделение, - это порождение. Таким образом, мы можем сказать, что Сатана и Димиург порождены Душой, что это ее дети.].

Теперь из области начал перейдем в область элементов.*14 Мы увидели, что вследствие трансцендентного акта души каждый элемент самоутверждается и исключает все остальные, каждый хочет быть единственным центром, это непосредственное действие космического Духа, центростремительная сила или тяготение; так как они все тяготеют к одному единственному (общему) центру, то каждый стремится притянуть и поглотить всех остальных: то есть все в равной степени стремятся к взаимопоглощению. Это сила притяжения, и если бы это стремление или эта сила была единственной, если бы сатанинский Дух был единственным космическим началом, то они бы смешались в одну точку.*15 Но космический Ум - начало внешнего ____________________ *10На полях рукописи - по-русски; карандашом: Превращение Логоса в Димиурга *11Реализуемая возможность и нереализуемая возможность (лат.) *12Здесь и далее большие зачеркивания в рукописи сделаны карандашом *13Разум, приводящий в действие (лат.) *14На полях рукописи по-русски; зачеркнуто карандашом: [х Сатурн - Сатана хх Юпитер - Димиург хххВенера - София х Марс хх Меркурий Солнце (Апполон) хххЛуна (Земля?)] 26 *15На полях рукописи: порядка - этому препятствует. Через него каждый элемент с необходимостью постигает другие, они необходимым образом существуют для него и он не может их уничтожить, он ограничен ими; постигая их, он силой своего эгоизма отталкивает их и сам отталкивается ими.

Таким образом, каждый остается в себе, а вне его - все остальные, таким путем порождается внешнее реальное пространство, протяженность - [порождается Димиургом.

Космический Дух по своей природе стремится к единственному существованию, к реальному независимому [от высших сфер] единству, он стремится быть единственным центром мира. Но материя его существования - множество элементов, подчиняющихся Димиургу, противопоставляется этому стремлению, разделяя бытие. Поэтому Сатана не может достичь единства непосредственно, но только последовательно борясь с Димиургом, но следствием является время; таким образом, космический Дух, борясь против Димиурга, порождает время, также как Димиург, борясь против космического Духа, порождает пространство.

Пространство и время соотносительны, то есть взаимоопределены, взаимно друг друга предполагают (это говорит о том, что в них нет ничего абсолютного, что они чисто относительны). Пространство - это одновременное существование многих существ, это порядок, покой ( ), статическое начало; время - это существование многих состояний в одном существе, последовательность, изменение, движение, нарушение порядка, изменение.*16.

Борьба Сатаны и Димиурга - это космический процесс, это космогония. Димиург стремится привести Сатану в пассивное состояние, не зная, что этим сам себя приведет к тому же. Эти два начала соотносительны, но Сатана и Димиург, приведенные в пассивное состояние, - это осуществленная Душа.*17 Таким образом, если Сатана есть действующее начало космического процесса, а Димиург - формальное начало, то реализованная Душа, то есть Бог есть в нем первое или определяющее начало, тогда как душа в своем разделенном и страдающем состоянии есть материя или субстрат процесса.]*18.

Сатана применяет свою силу в равной степени ко всем элементам (атомам, монадам), но во всех элементах он испытывает также и действие Димиурга; чтобы избавиться от этого действия, он собирает все свои силы, то есть прекращает свое действие в части монад, чтобы сделать его более сильным в другой части.*19 Монады, в которых господствует Сатана, то есть монады, в которых преобладает хотение, тяготение, тяжесть, инерция и которые существуют только в себе, - это монады, составляющие материю в собственном смысле; это Сатана, который сосредотачивается, ____________________________________________________________ Сатана - это начало существования в себе отдельного бытия, Димиург - это начало внешнего существования для другого *16На полях рукописи по-русски, карандашом: Разорванн(ость) и распад есть акт(уальное) сост(ояние). Внутр(енное) единство не сущ(ествует) [акт(уально), мож(ет)] должно быть восст(ановлено), достигн(уто), должно [только] сделаться и может сделаться только [постепенно] борьбою Димиурга с духом Хаоса и постепенным подчинением этого последнего - миров(ым) процессам. Форма процесса есть время *17На полях рукописи, зачеркнуто карандашом: NB: Пространство и время - продукты Души, посредством первого она ограничивает Сатану, а посредством второго - Димиурга *18На полях рукописи, по-русски, карандашом: В данном сост(оянии) мира простр(анство) есть условие его внешнего единства, а время - внутреннего. Цельн(ый) организм богочеловечества, разорв(анный) грехопадением, должен быть восст(ановлен) во времени *19На полях рукописи схема и подпись под ней: С(атана) Душа Дим(иург) Два полюса творения сгущается, испытывая действие Димиурга, это материализовавшийся Сатана. Монады, в которых господствует Димиург, то есть созерцание, центростремительная сила, отталкивание, составляют то, что называют эфиром или неуловимым флюидом, частные формы которого есть тепло и свет, магнетизм и электричесво. Эти явления представляют собой модификации эфира в его отношении к материи; модификации же, произведенные эфиром в самой материи - это механическое движение, звук и химизм. Все эти явления, будучи продуктами одного физического деятеля или модификациями одного физического существа, эфира, могут превращаться друг в друга: великая истина, развитая научной теорией - это единство физических сил.*20.

Разреженность и легкость - характерные свойства эфира, также как плотность и тяжесть являются таковыми для материи. Отсюда очевидно, что эфир может и должен проникать в материю, занимая наибольший объем, окружая ее. Таким образом, видимый мир, по своему происхождению представляет твердое материальное ядро, окруженное и пронизанное тонкой эфирной атмосферой. Центр заполнен холодным и тусклым космическим огнем - domus Saturni.*21.

Divide et impera*22 27 - Димиург со своей эфирной армией отовсюду проникает в ядро космического Духа и разделяет его на множество сфер. Слепой враг изгнан из центра, разбит на куски, образовалось множество космических тел или звезд.*23 Вокруг каждой звезды эфиром порождается светящаяся атмосфера - это солнца.

Душа есть начало реального единства. Каждый раз, когда такое единство производится, каждый раз, когда множество элементарных существ собирается в одно существо, Душа относительно осуществляется, мы имеем душу отдельную или произведенную. Очевидно также, что единство может быть внутренним и реальным лишь тогда, когда начало единства не является вторичным продуктом, арифметической суммой элементов, но оно независимо и первично. Таким образом мы должны согласиться, что отдельные души, вечно существующие в мировой Душе как ее члены и сведенные к состоянию бессильной возможности в ней самой, как только представляется возможность, овладевают элементами и становятся их душой. Чем менее истинным является единство, - а мы видели, что для истинного единства необходимо множество разных и отличных друг от друга, взаимопроникающих элементов, - чем менее душа реализована и свободна, тем более она потенциальна, тем более она подчинена космическим началам. Первый уровень - это союз Сатаны и Димиурга, материи и эфира; мы имеем мир, единство которого есть душа, и два противоположных полюса которого представлены этими двумя элементами.*24 Но их только два, их расположение совершенно однообразно и они взаимно проникают лишь внешне: Душа здесь - почти ничто. Второй уровень - это звезды, но здесь также расположение совершенно однообразно и атомы соединены лишь механически. Здесь Душа еще полностью подчинена Духу космоса, ____________________ *20На полях рукописи: NB Дух космоса имеет два аспекта: рассматриваемый в себе, он есть начало неподвижности, однообразия, инерции (Starrheit); по отношению к своему врагу и в порядке, им установленном, он есть начало разрушения, изменения, движения, Сатурн, пожирающий своих детей. Также и Димиург рассматриваемый в самом себе, есть начало порядка и, следовательно, стабильности, но в сфере своего врага он, очевидно, есть начало изменения, движения. Наш мир имеет для нас две разные стороны. С одной стороны (со стороны формальной) это космос, порядок, царство закона, Димиурга; с другой стороны (со стороны материальной) это царство слепых сил, хаос, империя Сатаны, и очевидно, что космос предполагает хаос, что этот последний есть субстрат и материя космоса *21Область Сатурна (лат.) *22Разделяй и властвуй (лат.) *23На полях рукописи - схема: *24На полях рукописа - карандашом: Zoroastre 28 именно поэтому астральные души называются все вместе астральными духами или демонами.

Разделив большое ядро космоса, Димиург хочет разделить и отдельные ядра или солнца, которые он окружает своей эфирной атмосферой. Но это для него уже труднее, так как в отдельных ядрах из-за их маленького объема космическая сила более могущественная, они плотнее и больше сопротивляются. Тогда Димиург, чтобы достичь успеха, направляет все свои усилия в одну точку, на одно солнце, так как он хорошо знает, что достаточно восторжествовать над одной точкой, чтобы обеспечить себе победу;*25 также как достаточно сделать одну брешь, чтобы взять крепость. Звезда, на которую Димиург направляет свои усилия - это наше солнце. Он окружает его густой эфирной атмосферой и старается проникнуть в его центр. [После напряженной борьбы ему удалось...

Дух космоса со своей стороны прилагает все свои усилия, чтобы вырваться из объятий врага и разорвать эфирную атмосферу. Борьба растянулась бы на неопределенное время, если бы Димиург не применил одну хитрость. В тот момент, когда враг напрягал все свои силы против эфирной атмосферы, Димиург внезапно уступил во множество точек, и вот вся мсса материальных атомов, не находя более сопротивления, вырвалась из солнца и была бы рассеяна в пространстве, преследуемая эфирными флюидами, если бы сила притяжения не настигла их и не остановила в их круге. Так образовались планетарные тела нашей солнечной системы. Солнечные пятна - это остатки трещин, через которые вырвались планеты. Солнце, ослабленное таким образом, не могло более сопротивляться Димиургу и стало его логовом; у него нет четко выраженного материального ядра, оно полностью пронизано эфиром. Одна из планет - земля, по причине условий, разбирать которые здесь не уместно, стала наиболее сложной, то есть наиболее органической, а поэтому и наиболее способной воспринимать действие Души и становится ее звездным домом.

А - Среди семи больших планет (так как Уран и Нептун по причине их удаленности от Солнца и изолированности, и астероиды по причине их маленького размера не играют большой роли в системе) Сатурн наименее (подвержен) действию Димиурга - это планета Духа хаоса. - а*26.

Разнообразные и сложные обстоятельства хаотических и космических сил на земле сделали ее способной стать местом органического развития. Как только представилась возможность, мировая Душа, локализованная на земле, завладела ею и произвела живую душу, то есть организм в собственном смысле. Но обстоятельства этого изменения могут стать еще более благоприятными, и тогда Душа покидает свой старый тип и создает новый, отсюда - различные палеонтологические создания. Но пока старый тип может, развиваться, не будучи уничтоженным, душа пользуется им и его развивает, употребляя для этого все природные средства; так как она ничто не может создать из ничего, она может только использовать материю, данную стихийным или хаотическим Духом, и форму, данную Димиургом, чтобы внести в них внутреннее и органическое единство, душу. [Мы уже сказали, что все эти души предсуществуют. Таким образом, могло иметь место только одно творение душ. Следовательно, палеонтологические создания, которые погибли, не имели особых душ (ибо чем бы они тогда стали?), но они были одушевлены теми жи душами, которые одушевляют и современное творение; только когда земные условия стали благоприятными для более совершенных организмов, то они покинули старые типы и перешли в новые.].

[Нужно различать разные ступени космогонической лестницы, представляющие собой местопребывание душ на различных стадиях, и ____________________ *25На полях рукописи по-русски, карандашом: Большая Дворянская, дом 4 29 Сафонов Моисеев *26а-а)Выделено в тексте рукописи волнистыми скобками разные типы земного творения, которые были лишь набросками и преходящими обителями душ. 30 Например, зоологическая ступень, представленная рыбами, суцществует, так как она обладает душами, характер которых наилучшим образом выражен в организме рыб. Но рыбы одного из прошедших геологических периодов были лишь временными обителями для тех рыбообразных душ, которые одушевляют рыб и теперь. Может быть, современный геологический период не является последним, и мы будем иметь рыб еще более совершенных, но мы всегда будем иметь рыб.]*27.

Одно из главных средств, благодаря которому организмы развиваются, то есть становятся способными быть обителью для душ более совершенных, - это естественный отбор производителей в борьбе за существование (так как эта борьба, не стоит забывать об этом, есть всеобщий космический закон). Таким образом, мы допускаем теорию Дарвина в ее законных пределах. Ибо допустить, что это средство единственное, и органический мир находится в непрерывном развитии, исходящем из единственного центра, имеющем единый корень, мы не имеем никакого основания. Природа, то есть мировая душа, не обязана идти по прямой линии, раз она может распространять жизнь с многих сторон. Она творит там, где может; она дает душу, она отдает себя всякому, кто способен ее принять; а потом, не следует забывать, что в основе творения находится хаос; порядок, закон - лишь на поверхности.

Наконец, космический процесс (который теперь является теллургическим) приходит к порождению совершенного организма, организма человека. Но совершенное органическое единство невозможно по причине двойственности производителей, по причине внешней материальности творения; человеческий организм появляется двойственным: мужским и женским; в мужском организме следы Димиурга еще очень заметны, женским; в мужском организме следы Димиурга еще очень заметны, женский организм от них относительно свободен. Полнота человеческой природы должна проявиться, в этом материальном мире, по законам пространства времени, во множестве существ, которые вопреки их субстанции и общему происхождению полагают себя как существа отдельные и независимые; ибо всякая вещь становится явной и обнаруживается только полагая себя, самоутверждаясь как таковая, а самоутверждение в отдельном бытии есть отрицание другого, ненависть, смертельная война. Так, космическая вражда должна повториться в человеческом мире.

Целью космического процесса является осуществление души и Бога в душе, то есть порождение наисовершенного единства в наисовершенном множестве или совершенно целостного и в то же время в высшей степени различенного бытия: порождение совершенного организма. Человек является таким организмом. Но человек индивидуальный - это не человек: человек - это Человечество; 31 человеческий организм - это не организм индивидуального человека; истинно человеческий организм - это организм социальный. Таким образом, вселенской задачей является создание совершенного социального организма. Части этого организма должны быть в самой высокой степени различенными, для этого они должны быть в первую очередь положены в исключительности, абсолютности; для этого они должны взаимоисключать друг друга и только через процесс должны придти к единству, к внутреннему свободному, добровольному, сознательному единству; они не могут сознательно утверждать (желать) такого единства, реально не зная его противоположности, то есть не претерпев эту противоположность, не пройдя через нее. Таким образом, в начале - вражда, хаос. Человек, самоутверждаясь в исключительности, находится под действием Сатаны. Сатана стремится подчинить себе наибольшее число людей, и поэтому создает видимое единство. Эгоистическая воля - место Сатаны в человеке; рассудок, правосудие - место Димиурга.

Первый Бог, которому поклоняется человечество, - это Дух космоса, хаотическая воля, лежащая в глубине вселенной. Оно ____________________ *27Этот зачеркнутый абзац находится на полях рукописи находится под его господством, но в человеке это господство также оспаривается Димиургом. Мифология создается этой враждой Димиурга и Духа хаоса в человеческом сознании. Так как человеческая душа субстанциально та же, что и мировая душа, то человеческое сознание есть лишь идеальное повторение космической реальности. Таким образом, мифологический процесс в общем идет вслед за ходом космического процесса. Как в космическом процессе можно различить три периода: период уранический или астральный, период солнечный, и период теллургический или органический, так же можно различить эти три периода и в мифологическом процессе. Как в космическом процессе борьба Димиурга с Духом хаоса заканчивается господством Души, так и мифологический процесс в своем третьем периоде приходит к освобождению человеческой души, сознания. Дух космоса и Димиург не теряют полностью своей власти, но эта власть не является больше слепой, она подчинена сознанию.

Мифологический процесс заканчивается и начинается исторический процесс в собственном смысле. Деятелями этого процесса являются три народа: индусы, греки (после замещенные римлянами) и евреи. У индусов душа, едва освободившись от господства космических сил, опьянена своей свободой и созданием своего единства с Божеством. Она грезит и в этих грезах заключены в зародыше все высшие творения человечества - философия, поэзия, магия. Но все это в расплывчатой и малоотчетливой форме, как и должно быть в грезе; все перемешивается и перепутывается; все есть единое и все есть ничто. Буддизм сказал последнее слово в индийском сознании: все что есть и все, чего нет, - все это в равной степени иллюзия, сон. Это категория субстанции, первоединства и безразличия, это Дуцша в самой себе, ибо душа в самой себе есть ничто.

У греков и римлян Душа не только освобождена от космических сил, она начинает освобождаться и от самой себя и посредством этого начинает получать воздействия от своего божественного супруга, вечного Логоса: красоту и разум, искусство и философию. Моральный порядок у римлян, вдохновения Логоса у греков в еще большей степени, чем у римлян, искажены гримасой Димиурга. Именно из-за этого греческая философия вначале приходит к софистике, а затем - к скептицизму, а греческое искусство очень часто представляет более красоту внешних контуров тела, чем внутреннюю красоту, красоту выражения. 32 По той же причине моральный порядок у римлян порождает внешний порядок, основанный на насилии. И затем, кроме того, греки и римляне постигают Логос только идеально, как идею; но душа есть более чем идея; и то, что она постигается только как идея, делает нас бессильными по отношению к ней. Идея - ничто без личности, которая ее несет. Душа - это личность, ego; сильная индивидуальность безо всякой идеи есть уже кое-что.

Греки и римляне были настолько пронизаны своими идеями, что когда они их потеряли, то им ничего не осталось. Индивидуальность у них была очень слаба. Нужен был сверх-индивидуалистичный и даже эгоистичный народ, чтобы спасти человечество. Такой народ нашелся - это евреи. Если у индусов душа остается в своей субстанциальности, если у греков и римлян она начинает получать вдохновения от Логоса, сохраняя еще черты Димиурга, то у евреев душа начинает получать вдохновения от божественного Духа, от первой ипостаси, сохраняя еще следы первой природной ипостаси - Духа хаоса или Сатаны. 33.

Но, чтобы хорошо понять великое историческое событие, в котором еврейская национальность сыграла ведущую роль, надо более близко исследовать непосредственных деятелей исторического процесса.*28 ____________________ *28На полях рукописи: NB: Вся природа, за исключением человека, одушевлена преходящим образом действием мировой Души. Человек, напротив, одушевлен самой мировой душой. Мы видели, что эта душа с необходимостью составлена из множества индивидуальных элементов или индивидуальных душ, центральной душой или реальным единством.

Каждый человек есть определенная индивидуальность, вечная и потому бессмертная душа. Эта душа соединена с материальным телом, но всякое материальное тело приобретает свою форму под действием эфира; и формы материального тела есть лишь грубые и искаженные выражения эфирных форм (в физическом мире эфир является формальным началом). В организме, то есть в материальном существе, которое обладает или, лучше сказать, которым обладает реальное единство, душа эфирных форм, также как и материальные формы подчинены этому единству, составляют единое тело, которое выражается во внешнем или обнаруживает характер внутреннего существа, души. Таким образом, всякий организм составлен из трех главных элементов: души, эфирного тела и тела материального. [В низших организмах единство, будучи преходящим] Эфирное тело есть непосредственное выражение, прямой орган души, хотя оно и создается обычно со своим материальным телом, как его точное соответствие, но испытывая прямое и постоянное воздействие души, оно может получить независимость от материального тела. Очевидно, что это случается не в низших организмах, где сама душа не имеет никакой независимости, будучи лишь актом мировой души, приложенным к телесному организму и, следовательно, полностью детерминированным этим организмом. Когда у низших существ материальный организм разлагается, то душа уходит, а эфирное тело, которое ее связывало, чье единство было обусловлено единством души, с необходимостью также рассеивается. Но у высшего организма, у человека, эфирное тело как непосредственный орган души, получив независимость от материального тела, не рассеивается вместе с ним; раз существует единство, душа, значит существует и его непосредственный орган, эфирное тело как единство телесное или феноменальное.

Состояние, в котором оказываются человеческие индивиды непосредственно после смерти, зависит от преобладающего влияния в их жизни. Сатанинские натуры оказываются в геене, натуры димиургические - в шеоле, душевные натуры - в лоне Авраама, 34 в состоянии неги и покоя. Но все они, более или менее, могут содействовать на смертных и воспринимать их действие, следовательно, они могут развиваться.

Тягостное состояние, в котором оказываются духи Сатаны, заставляет их искать выход. Для этого существует множество средств. Они могут посредством внутреннего развития сознания достичь обращения, но это очень трудно и дано лишь малому числу духов; они могут взывать к молитвам, то есть к актам любви со стороны живущих и посредством этого сообщения любви очиститься и усовершенствоваться. Наконец, и это средство наиболее действенно, они могут снова воплотиться и новой жизнью в страданиях и смирении искупить свое прошлое.

Духи Димиурга - это те, кому ни тепло, ни холодно. Им - медленнее всего преображаться и более всего опасаться. Их состояние не столь тягостно для того, чтобы они захотели немедленно от него избавиться. Напротив, так как это люди, не имеющие сильных страстей, то вначале их состояние кажется полностью им соответствующим и им следует оставаться в этом ____________________________________________________________ которых она является. Эти индивидуальные души столь же вечны, как и мировая душа. Отсюда следует множественность человеческих существ. Каждый человек есть индивидуальная душа, вечный элемент мировой души, тогда как в природе (которая есть лишь внешнее тело души), вечны только первичные элементы - монады и атомы, образующие материю мира, тогда как сложные индивиды, звезды, растения, животные, одушевлены только действие мировой души, существующим до тех пор, пока существует внешнее тело, которое является ее обителью. Таким образом, души звездные, растительные и животные могут существовать только со своим телом: когда оно разрушено, мировая душа прекращает действие и отдельная душа более не существует, индивидуальные же человеческие души, напротив, вечны и, следовательно, бессмертны; телесный организм касается лишь их состояния, но не их существования состоянии достаточно долго, чтобы монотонность этого бесцветного существования отвратила их и произвела скуку, а затем и сомнениев самих себе. В димиургическом духе сомнение в самом себе есть начало преображения. Вообще, димиургические духи не воплощаются вновь для искупления. Но иногда, после преображения, они берут на себя миссию сопровождать сметных, воплощаясь.*29.

Духи С(офии?), как мы сказали, находятся в состоянии относительного душевного покоя, нарушаемого их любовью. Они действуют на живущих, и большая часть того, что случается хорошего в жизни частной или общественной, происходит от их действия.

Души, которые еще не воплощены, действуют как непосредственные органы мировой души, чтобы подготовить условия для их окончательного воплощения. Души, которые временно одушевляют низшие организмы, окончательно воплощаются в человеческом организме; он есть их собственная форма, которую они не могут больше утерять.

В первый период на человечество воздействуют, главным образом, невоплощенные души, гении: души, не имеющие опыта, наивные (наивность есть характер гения). Во втором периоде преобладает влияние мертвых; чему соответствует сознательный, рассудочный, опытный характер этого периода; в третьем - разделение мертвых и живых прекращается, оба мира объединяются. Первый период длится до Иисуса Христа, второй - до конца XIX века; (1878-86: начало третьего периода). Когда невидимое человечество становится более многочисленным, чем видимое, оно овладевает последним. По своему происхождению мир умерших духов не имеет главы, не составляет организованного общества. Дух хаоса, Димиург царит в действительном мире, София непосредственно управляет невоплощенными душами, Логос главенствует в умственном мире, Святой Дух - в мире божественном.

Цель мирового процесса - создание совершенного социального организма, Церкви. Началом этого организма является внутреннее или свободное единство. Это единство может быть произведено лишь через подчинение души своему божественному началу - Логосу. Но подчинения мировой Души уже не достаточно теперь, когда индивидуальные или отдельные души получили независимое существование. Эти индивидуальные души должны подчиниться Логосу, стать его материей. (Но очевидно, что души, пережив отдельное существование во времени, не могут одновременно подчинить себя Логосу, материализоваться, осуществиться, стать его душой. Первая из невоплощенных душ полностью подчиняется божественному Логосу, становясь его возлюбленной, объединяется с ним и становится его индивидуальной человеческой душой.)*30 Но божественный Голос, принадлежа к умственному миру, невидим для тех, кто вышел из этого мира. Он должен стать человечески индивидуальным и телесным, он должен воплотиться,*31 то есть внутренне соединиться посредством силы любви с индивидуальной душой; эта душа по своему характеру должна быть способной на этот союз, она должна быть пассивной и страстной, она должна обладать чувством индивидуальности в самой высшей степени, но быть наделенной чувством универсального, абсолютного, религией: одним словом, это должна быть еврейская душа. Так как, если активный эгоизм есть анти-божественное начало, то эгоизм в возможности, пассивный эгоизм есть обитель божественности;*32 нельзя сильно почувствовать что-либо, не имея реального чувства противоположного. Эгоизм - это сила; оставленная в самой себе, ____________________ *29Здесь в рукописи находится несколько зачеркнутых знаков, напоминающих начало автоматического письма *30Фрагмент, заключенный автором в волнистые скобки, отмечен также волнистой чертой на полях рукописи *31На полях рукописи - арифметические подсчеты. Рядом - зачеркнутое слово [incognito] и, вероятно, начало автоматического письма: *32На полях рукописи: 637 frankov doljen ya malenikomou kitaytzou это сила противо-божественная; приобщенная к целому, это сила Божества; естественно, что момент реального союза Логоса с душой и его воплощения определен ходом исторического процесса. Когда идеальный союз человечества с Логосом в греческой и римской культуре оказался недостточным и когда, с другой стороны, религиозный и национальный эгоизм евреев (обернулся силой вещей в универсализм)*33 должен был быть признанным иллюзией, в тот момент, когда на Востоке и на Западе человек находил мир пустым и прибегал к самоубийству, как единственному средству от отчаяния и скуки, в этот момент божественный Логос, соединившийся с человеческой душой, родился в Иудее.

В рождении Димиург, действуя через отца, дает форму, и Дух космоса в материи дает материю. Так как в случае с нашим Спасителем форма была уже дана божественным Логосом, то не было нужды в отце. Вообще то, что для создания животного организма содействие мужского начала не имеет абсолютной необходимости, доказано партеногенезом у многих животных, например у пчел. 35 Не существует абсолютного различия между человеческим организмом и организмом других животных. Таким образом, материальная возможность партеногенеза в случае с нашим Спасителем не может быть оспорена.

(Несколько слов о культе Пресвятой Девы.).

Когда наш Спаситель после своей смерти, воскресения и вознесения окончательно возвратился в невидимый или духовный мир, этот мир - невидимая Церковь - получил в нем своего божественного главу, а, так как видимая Церковь управляется невидимой, то действительная Церковь вообще получила единственного и божественного главу и была обустроена таким образом в истинно живой организм. Отсюда начинается окончательное восхождение мира невидимого к миру видимому. Но прежде чем достигнуть своего предела, Церковь должна была еще выдержать великую борьбу с властями века сего, которые свергнутые, но не уничтоженные, лишь поменяли сферу своего действия. До появления Христа они действовали на человека главным образом через внешнюю природу. После появления христианства эта внешняя природа потеряла свою власть над человеком, так как чисто человеческий мир, подчиненный духовным влияниям, вышел из новой религии. Природа стала совершенно внешней, объективной или материальной для человека, она материализовалась, то есть была подчинена человеку и, следовательно, не могла больше его обусловливать. Таким образом, власти века сего, чтобы иметь некоторое влияние на человека, должны были действовать в новой сфере. У них была такая возможность, ибо человечество, естественно, не может переродиться сразу и целиком.

Первоначальное ристианство не было абсолютной религией, оно имело границы. Эти границы были теоретическими и практическими.

Первоначально, христианство, которое было непосредственной победой над Духом хаоса (Сатаной), не могло быть беспристрастным для едва побежденного врага. Будучи результатом борьбы, оно должно было сохранить следы борьбы и ненависти, особенно у умов более практических, чем созерцательных, у людей воли, а не разума (а таковых - большинство). Эти люди не могли увидеть в Сатане божественный орган, они видели в нем только врага божественного, отсюда - дуализм и разделение Царства Божьего и царства Сатаны, разделение человечества на избранных и осужденных, учение об аде и вечных муках - весь этот вздор и эти ошибки, которые привели к тому, что разрушили историческое христианство.

К этому теоретическому дуализму, который для догмы был фатален, присоединился практический дуализм, который был фатален для Церкви. Христианство по своему происхождению утвердило себя в качестве начала мира иного, который не может иметь ничего общего.

____________________ *33В подлиннике - волнистые скобки, вероятно, означающие удаление данного сегмента текста с вещами этого мира (Бог и Кесарь).*34 Очевидно, что это разделение должно быть лишь временным, так как в конце концов все власти мира сего должны быть подчинены Христу. В конце Церковь должна полностью пронизать государство, стать его Духом, использовать его как свой орган. Но для этого истинного проникновения христианская Церковь должна была прежде полностью пронизать человеческое общество, начало христианства должно было целиком овладеть сердцем, Духом и жизнью людей; тогда внешняя жизнь общества и тем самым государство, которое этой жизнью управляет, должно было быть лишь выражением, внешним обнаружением внутренней жизни (представленной?) в Церкви. Пока Церковь не достигла этого совершенства, между ней и государством был возможен лишь внешний союз. Вначале, когда государство открыто оставалось языческим, даже этот союз был невозможен, была только вражда. Но когда Димиург увидел, что насилие и гонения лишь укрепляют Церкорвь, он прибег к другому средству. Через князя, который был полностью под его влиянием (Константин), он совершил внешнее, ложное, кажущееся подчинение Церкви без всякого изменения основы языческого и димиургического государства, совершенно не преобразовывая, не христиаанизуя его. Империя Константина ни в чем существенном не отличалась от империи Диоклетиана. 36 Церковь, которая была достаточно могущественной для того, чтобы стоять над государством, но не настолько, чтобы ассимилировать его, согласилась на компромисс; так образовалось гермафродитическое общество, которое называют Византийской Империей.*35.

На Западе все было по-другому. Там Церковь имела дело не с организованным государством, но с хаотическими силами варваров. Она сохранила свою власть в обществе и реально их подчинила, но у нее не было еще внутренней силы, чтобы объединить их в одно целое и сделать из их диких королевств свои органы. Перерождение, христианизация варваров всегда была индивидуальной. Масса была христианской лишь внешним образом. Варварское языческое общество еще остается в феодализме, в котором еще объединяется жалкое подобие романо-германской империи. Вскоре эти гетерогенные элементы - Церковь, империя, феодальный строй - вступили в борьбу. В этой жестокой борьбе Церковь, естественным образом, потеряла свой чисто духовный и миролюбивый характер, и превратилась в папскую воинствующую монархию. Естественно, что в земной сфере земные силы должны были победить,*36 и, действительно, священная империя по причине своей двойственной и искусственной природы начала уступать папству, но феодализм, который был естественной организацией, победил, когда собрал свои силы вокруг феодальных королей. Если император уступал папе, то король сделал из него своего пленника.*37 Так в практической области к концу средневековья Димиург достиг двойного успеха победой царства над папством и превращением самого папства в мирскую силу.

Еще более роковым для христианства была секуляризация Церкви в теоретической сфере, так как здесь Церковь распространяла свою власть на Дух и на Ум, но не существует внешней силы, способной подчинить Ум; он восстал и разрушил власть Церкви в теоретической сфере.*38 Но поскольку Церковь была единственным представителем ____________________ *34На полях рукописи: С появлением христианства Дух хаоса был потеснен в глубины пропасти и Димиург занял его место в мире. Мы видели, что по своему происхождению языческое государство было внешним обнаружением Логоса, но когда с воплощением Христа, Логос получил свое высшее обнаружение в чисто духовных сферах, когда он стал началом религии и Церкви, то Димиург овладел государство (как слуги присваивают себе вещи, оставшенные их хозяевами). (относительно ступеней и состояний) *35На полях рукописи: Развить *36На полях рукописи: Развить *37На полях рукописи: NB: О даре Константина 37 *38На полях рукописи: Развить христианства, хоть и искаженного, то восстание и отрицание Церкви были и отрицание христианства. Развитие этого отрицания хорошо заметно: епископальный протестантизм, пресвитерианство, унитаризм или социанизм, 38 деизм,*39 атеизм (и материализм).

Достижения Димиурга в практической сфере: королевский абсолютизм, парламентаризм, республиканизм, социализм и анархизм.

Таким образом, мы видим, что в практической сфере, также как и в сфере теоретической, выгоды из побед Димиурга принадлежат Духу хаоса, что находится в полном соответствии со срединной природой Димиурга, который не может обладать ни началом, ни концом. Но так как Дух хаоса по своей природе полностью негативен и никак не может быть началом жизни, то победы Димиурга идут на пользу третьему началу - Душе.

После того как все внешние или димиургические формы жизни разрушены, душа должна искать в самой себе начала новой жизни, она должна повернуться к самой себе, отвлечь свои силы от внешнего, сконцентрироваться, потенциализироваться. Это возвращение Души начинается в теории (так как теория в настоящих условиях есть непосредственная сфера ее действия).*40 Отсюда - развитие современной спекулятивной философии, которая хочет создать мир внутреннего;*41 в этом ее отличие от древней философии, являющей собой философию объективного Логоса, тогда как современная философия есть философия субъективной души, самой человеческой души. Мысли души выражены современными философами; то, что она думает, она сообщает как непосредственно, так и посредством гениев людям, способным понимать и хорошо выражать эти откровения. Это есть теоретическое воплощение Софии.

(Будущее?) современной философии.

Якоб Беме, Сведенборг, Шеллинг.

Реальное воплощение Софии.

Вселенская религия.