Действуй!

Активное слушание.

Однажды в США было проведено интересное исследование: психологи попытались узнать, какое слово люди используют чаще всего. Было прослушано 500 телефонных разговоров случайных людей. Слово «я» было использовано более 5 000 раз! Мы все время сосредоточены на себе. Это называется эгоизм. Так Бог устроил человека для определенной цели. Во время разговора мы чаще всего не слушаем внимательно друг друга. Это приводит к тому, что мы упускаем очень много важной, нужной и полезной информации. А из-за этого теряется контакт между самыми близкими людьми. В результате человек, почувствовав, что его не слушают внимательно, совершенно законно испытывает соответствующие чувства.

Когда два человека общаются, т. е. обмениваются информационными потоками, то 55 % общения происходит на невербальном (не словесном) уровне. Один из происходящих в подсознании каждого участника общения процессов называется «кредит доверия к собеседнику». Если я чувствую, что собеседник мною искренне интересуется, то его «кредит доверия» растет. Если я чувствую, что я ему не интересен, то его «кредит доверия» падает, и когда он начнет говорить, я не знаю, можно ли верить такому человеку.

Ты уже понял, как важно внимательно слушать другого человека. Во-первых, ты сможешь легко распознать его стиль речи и в дальнейшем говорить с ним, используя понятные ЕМУ и употребляемые ИМ слова. Во-вторых, это лучший комплимент для другого человека и вызывает его расположение к тебе. В-третьих, ты зарабатываешь тот самый «кредит доверия», и в дальнейшем твои действия будут восприняты одобрительно. Ведь ты продемонстрировал на подсознательном уровне высокую степень участия и заинтересованности в собеседнике. Эгоистичному подсознанию только это и нужно. Если мной интересуются, значит, это нужный, нормальный, полезный человек. Такой вывод (и абсолютно правильно!) делает подсознание твоего собеседника и включает «зеленый свет». Теперь можешь смело начинать излагать свои идеи!

Однако человек не может внимательно слушать собеседника больше одной минуты. Во всяком случае, это у него получается очень редко и точно уж не в то время, когда его обуревают собственные идеи, ради которых он и старается «обаять» собеседника. Что же делать? На помощь приходит технология активного слушания, разработанная на американском телевидении для обучения ведущих ток-шоу. Ведь, как говорил Савик Шустер во время вручения ему номинации «Лучший оратор» на телевидении: «Мой самый большой талант – умение слушать». То же самое говорил о себе Ларри Кинг. Сейчас и ты научишься внимательно слушать.

Вначале нужно понять, что тебе мешает быть внимательным слушателем. Это могут быть:

1. Посторонние мысли, звуки и другие внешние отвлекающие факторы.

2. Оценка слов собеседника (согласен / не согласен; правильно / не правильно и т. д.).

3. Подготовка к собственному выступлению («Сейчас я ему скажу…»).

Эти три автоматические программы отвлекают наше внимание от слов собеседника. Мы невнимательны, он это чувствует и внутренне теряет к нам доверие. И он, к сожалению, зачастую прав! Умение красиво говорить встречается очень редко, но умение слушать другого не встречается вообще. Поэтому умеющие слушать приобрели это качество путем тренировок или подражания успешным людям.

Сейчас Бог открывает человечеству очень много тайн. Каждый год количество информации в мире удваивается. Одна из тайн, которая теперь стала доступной всем, – это техника активного слушания. С помощью этой простой техники любой, кто приучит себя ее использовать, станет редким слушателем, поговорить с которым будут стремиться все окружающие. Итак, перед тем, как начать говорить самому, нужно получить «кредит доверия» и определить стиль речи собеседника. Для этого следует активно слушать собеседника минимум 3 минуты, для чего нужно пройти через три этапа.

ТРИ ЭТАПА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

1 этап – повторение.

Ты просто про себя повторяешь слово в слово ВСЕ слова, которые произносит собеседник. Ты не можешь отвлекаться, не можешь оценивать, не можешь даже думать о том, что сказать в ответ. Все твое внимание сосредоточено на восприятии его речи и повторении ее внутренним голосом. Ты сразу заметишь магическое действие этого повторения. Собеседник, почувствовав внимание, будет более открыт и разговорчив, чем обычно.

2 этап – повторение вслух.

Ты начинаешь повторять вслух некоторые слова, сказанные собеседником ранее. Задаешь уточняющие вопросы. Например: «Вчера мы с Юркой пошли в кино. Был классный фильм про любовь, называется «Школьная история».

– Так вы с Юркой пошли в кино? На «Школьную историю»?

– Да. И представляешь, кого мы видим в буфете? В жизни не догадаешься! Марину!

– Марину?!

– Да…

И т. д., и т. п.

Нужно просто повторять некоторые слова, произнесенные собеседником.

Это позволит тебе сохранить динамику внутреннего повторения, которое не дает твоему вниманию уйти в сторону и добавит живого участия в разговоре. Не перевод, как обычно происходит, в интересующее ТЕБЯ русло, не уход в ТВОИ воспоминания о том, как ты был в кино, или о твоем отношении к Марине, а именно участие в ЕГО рассказе. Присоединись к его внутреннему миру и переживанию. Это именно то, чего он неосознанно хочет. Ведь раз он начал эту историю, он хочет ее рассказать до конца!

3 этап – эмоциональное сопереживание.

На этом этапе нужно понять переживания собеседника и переживать его рассказ вместе с ним. В случае с Мариной это его удивление и желание заинтересовать тебя. Те эмоции, которые он испытывал или испытывает сейчас. Посмотри любое хорошее ток-шоу, и увидишь, что ведущие сопереживают героям в их рассказах. Это побуждает говорить более открыто. Ведущие обучались на таких, как наша, или похожих программах. Скоро ты тоже будешь это делать так же, как лучшие ведущие ток-шоу!

Когда ты пройдешь три этапа активного слушания, то получишь огромный кредит доверия у собеседника и узнаешь все его любимые слова. Теперь вперед! Ты можешь начинать излагать свою идею. Например, ты хочешь предложить вести совместное дело, а возможно, ты занимаешься сетевым маркетингом и хочешь предложить свой товар. Если «баня функционирует», тогда «наша фирма функционирует», а если «баня работает», то и «фирма наша работает». Будь «нормальным», дорогой читатель.

После того как ты произвел разведку, пройдя три этапа активного слушания, ты уже можешь спокойно начинать говорить на интересующую тебя тему.

Действуй!

В запасе у нас есть еще два параметра, по которым собеседник оценивает нашу «нормальность» и от которых также зависит уровень доверия:

• Убеждения и ценности.

Людей, которые имеют такие же, как и мы, убеждения, мы называем емким красивым словом «единомышленники». Нам легко и удобно с ними общаться. Ведь чего опасаться человека, который так же, как и ты, больше всего ценит в людях порядочность? Во время разведки ты поймешь, какие основные ценности у собеседника. Если ты будешь слушать его, ты выяснишь некоторые его убеждения. Если они совпадают с твоими – вперед! Скажи ему об этом. Пускай это будет тем общим знаменателем, с которого начнется ваше общение. Ведь одно дело – слушать, что предлагает человек совершенно чуждых убеждений, и совсем другое – единомышленника. Это уже больше чем «нормальный»! Это «умнейший человек, ведь он думает так же, как и я»! Но при этом врать нельзя, да это и не нужно. Ведь у каждого из нас по нескольку тысяч убеждений, и из них ты наверняка при желании найдешь несколько общих с собеседником.

Однажды во время съемок учебного фильма по искусству презентации (одна из моих компаний-клиентов заказала у меня такой фильм для своих сотрудников) для демонстрации подстройки вышла девушка, которая работала директором ночного клуба. Мы с ней начали разговаривать, и я спросил, где она работает. Я не большой любитель ночных клубов, но, заметив воодушевление девушки, сказал ей, что вижу, как она любит свою работу. Так вот, и я тоже очень люблю свою работу, и знаю, как это прекрасно – заниматься любимым делом. С этой общей позиции мы, чувствуя друг к другу взаимную симпатию, продолжили разговор.

• Специальные знания.

Это еще один параметр, по которому нужно произвести разведку, а затем настроить свой передатчик на «волну» приемника. Вспомни первый вопрос, который задают люди, знакомясь на море. «Вы откуда?» Сразу после этого, если спрашивающий бывал в вашем городе, он начинает доставать из памяти подробности своего пребывания там. Или, например, если встречаются два человека спортивного вида. Выясняется, что оба занимались спортом, и оказывается, что даже одним и тем же. Например, боксом. Конечно, им есть о чем поговорить. Они чувствуют себя в некотором роде масонами. Такое тайное братство. Если вы заметили во время разведки, что у вас с собеседником есть специальные общие знания, то вперед. Это прекрасная платформа для взаимопонимания и уважения. «Нормальный мужик оказался! Тоже в прошлом моряк!» или «Я сразу заметила, что вы учитель. Очень красивая речь и эрудиция. Ведь я тоже учитель».

АНЕКДОТ.

Психолог лечит оптимиста:

– У вас умер дедушка.

Оптимист:

– А у меня еще один есть.

– И вы опаздываете на похороны.

– А я сяду в машину, и по газам.

– Нет, вы боитесь ездить за рулем.

– А я выпью для храбрости бутылку водки.

– Вот! И вас, пьяного, останавливает гаишник.

– А я договорюсь.

– Не договоритесь – это женщина.

– А я познакомлюсь.

– Но она страшная.

– А я-то уже пьяный!

Итак, подведем итог.

1. Ты как передатчик, как инициатор общения должен изучить «частоты», на которых принимает информацию твой приемник – тот человек или группа людей, с которыми ты хочешь наладить коммуникацию.

2. Произведя разведку, ты начинаешь подстройку. В момент, когда подстройка удалась, ты чувствуешь контакт.

3. После этого ты начинаешь ведение, то есть разговор в нужном тебе русле. Теперь твое сообщение будет услышано. Ведь ты активно слушал собеседника, а значит, теперь он готов к тому, чтобы выслушать тебя.