Эмоциональный интеллект.

ЗАДАЧА АРИСТОТЕЛЯ. Зачем понадобилось это исследование. Наше путешествие. Часть 1 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ. Глава 1 ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭМОЦИИ. Когда страсти преобладают над рассудком. Побуждения к действию. Два наших ума. Как развивался мозг. Глава 2 АНАТОМИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БАНДИТИЗМА. Местопребывание всех страстей. Нервная проводка для передачи сигналов. «Эмоциональный часовой». Специалист по эмоциональной памяти. Устаревшие нервные сигнализаторы тревоги. Когда эмоции проворны и «безграмотны». Управляющий эмоциями. Согласование эмоций и мышления. Часть 2 ПРИРОДА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Глава 3 КОГДА УМНЫЙ ГЛУПЕЕТ. Эмоциональный интеллект и судьба. Еще одна разновидность способности мышления. Спок против Даты: когда познавательной способности недостаточно. Могут ли эмоции быть разумными? Коэффициент умственного развития и эмоциональный интеллект: чистые типы. Глава 4 ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ. Вспыльчивые и индифферентные. Бесчувственный мужчина. О пользе чувствования нутром. Проникновение в бессознательное. Глава 5 РАБЫ СТРАСТЕЙ. Анатомия ярости. «Волна» ярости. Основой гневу служит гнев. Бальзам для гнева. Успокоение. Обманчивость разрядки напряжения путем высказывания. Успокоение тревоги: ну что, беспокоимся? Как «работает» беспокойство. Как справляться с меланхолией. Способы поднять настроение. Усмирители: жизнерадостное отрицание. Глава 6 ГЛАВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ. Контроль побуждений: тест с зефиром. Дурные настроения, путаное мышление. Яшик Пандоры и Полианны[20]: сила позитивного /мышления. Оптимизм как великий мотиватор. Поток вдохновения: нейробиология выдающегося мастерства. Обучение и вдохновение: новая модель образования. Глава 7 КОРНИ ЭМПАТИИ. Как раскрывается эмпатия. Хорошо настроенный ребенок. Последствия неправильной настройки. Неврология эмпатии. Эмпатия и этика: источник альтруизма. Жизнь без эмпатии: мышление растлителя, нравственный облик социопата[23]. Глава 8 ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ. Выкажи хоть немного эмоций. Экспрессивность и «заражение эмоциями»[25]. Зачатки социального интеллекта. Как становятся социально некомпетентными. «Мы тебя ненавидим»: у порога. Эмоциональная проницательность: рассказ об одном случае. Часть 3 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РАЗУМ В ДЕЙСТВИИ. Глава 9 ЗАКАДЫЧНЫЕ ВРАГИ. Брак с его и ее точек зрения: корни, уходящие в детство. Неправильные линии повеления в супружестве. Ядовитые мысли. «Затопление»: брак тонет. Мужчины: ранимый пол. Мужчинам и женщинам: информация для супругов. Плодотворные сражения. Спокойствие. Разговор с самим собой, нейтрализующий ядовитые мысли. Мирное общение: слушать и говорить, не прибегая к обороне. Практика. Глава 10 УПРАВЛЕНИЕ С ДУШОЙ. Критика — дело тонкое. Наихудший способ мотивации. Искусная критика. Как быть с непохожестью. Истоки предрассудков. Нулевая терпимость к нетерпимости. Организационный здравый смысл и групповой коэффициент умственного развития. Глава 11 ПСИХИКА И МЕДИЦИНА. Психическая деятельность организма: как эмоции влияют на здоровье. Отравляющие эмоции: клинические данные. Когда гнев равносилен самоубийству. Стресс: несоразмерная и неуместная тревожность. Издержки депрессии с точки зрения медицины. Положительные эмоции полезны для здоровья. Расплата за пессимизм и польза оптимизма. С небольшой помощью моих друзей: терапевтическое значение взаимоотношений. Целительная сила эмоциональной поддержки. Включение эмоционального интеллекта в медицинское обслуживание. По пути к заботливой медицине. Часть 4 ОКНА ВОЗМОЖНОСТИ. Глава 12 СЕМЕЙНЫЙ ПЛАВИЛЬНЫЙ ТИГЕЛЬ. «Включение души». Обретение эмоциональных основ. Как вырастить хулигана. Жестокое обращение ведет к угасанию эмпатии. Глава 13 ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА И ПОВТОРНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ. Ужас, вмерзший в память. Расстройство вследствие посттравматического стресса как расстройство лимбической системы. Эмоциональное переучивание. Переучивание эмоционального мозга. Повторное эмоциональное научение и излечение от психической травмы. Психотерапия в качестве эмоционального наставника. Глава 14 ТЕМПЕРАМЕНТ — ЭТО НЕ СУДЬБА. Нейрохимия застенчивости. Ничто меня не тревожит: жизнерадостный характер. Укрощение перевозбужденного миндалевидного тела. Детство: «окно благоприятной возможности». «Важнейшие окна». Часть 5 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Глава 15 ВО ЧТО ОБХОДИТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ. Эмоциональное нездоровье. Укрощение агрессивности. Школа для хулиганов. Как избежать депрессии. Цена современности: растущие темпы распространения депрессии. Протекание депрессии у молодежи. Депрессионные образы мышления. Отравляющая депрессия. Нарушение питания. Только одинокие: они исключены из школы. Обучение дружбе. Спиртное и наркотики: привыкание как самолечение. Больше никаких «войн»: общий путь — это профилактика. Одной информации недостаточно. Действующие компоненты. Глава 16 ОБУЧЕНИЕ ЭМОЦИЯМ. Урок сотрудничества. Спорный вопрос. Последующий анализ: несостоявшаяся драка. Тревоги дня. Азбука эмоционального интеллекта. Эмоциональная грамотность в старом городе. Замаскированная эмоциональная грамотность. Эмоциональное расписание. Главное — правильно выбрать время. Эмоциональная грамотность как предупредительная мера. Новый взгляд на школьное образование: обучение жизнью, заботливые сообщества. Расширенная миссия школ. Меняет ли дело эмоциональная грамотность? Эмоциональное самоосознание. Умение справляться с эмоциями. Результативное обуздывание эмоций. Эмпатия: считывание эмоций. Налаживание и поддерживание взаимоотношений. Характер, мораль и искусство демократии. Заключение. Приложение А. ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ? Приложение Б. ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УМА. Быстрая, но неточная ответная реакция. Сначала чувства, потом мысли. Условная, по-детски невинная реальность. Прошлое, навязанное настоящему. Реальность, характерная для состояния. Приложение В. НЕВРАЛЬНАЯ СХЕМА СТРАХА. Приложение Г. КОНСОРЦИУМ У.Т. ГРАНТА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ. Приложение Д. КУРС ОБУЧЕНИЯ ПОЗНАНИЮ САМОГО СЕБЯ. Приложение Е. СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ. Программа развития ребенка. САСМ. Сиэтлский проект социального развития. Йельско-ньюхейвенская программа стимулирования развития социальной компетентности. Программа творческого подхода к разрешению конфликтов. Проект улучшения социального осознания и решения социальных проблем. Благодарности. Об авторе. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39.