Эстетика возрождения.

Глава первая. ВОСТОЧНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Китай. Иран. Армения. Грузия. Глава вторая. ЗАПАДНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭСТЕТИКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Глава первая. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Недостаточность большинства характеристик. Сложность фактического состава эстетики Ренессанса. Примат самостоятельной красоты. Чувственная математика. Специфика возрожденческой эстетики в сравнении с антично-средневековой. Эстетика бурного жизнеутверждения. Элементы самокритики. Жизненный смысл самокритики возрожденческого индивидуализма. Противоречивость эстетики Ренессанса, а также историческая и логическая необходимость этой. противоречивости. Из новейшей литературы по вопросам эстетики Ренессанса. Глава вторая. ПЛАТОНИЗМ, НЕОПЛАТОНИЗМ И ГУМАНИЗМ. Платонизм. Неоплатонизм. Три основных всемирно-исторических типа неоплатонизма. Жизненный смысл гуманистического неоплатонизма эстетики Ренессанса. Типы возрожденческой неоплатонической эстетики. Специально о гуманизме Ренессанса. Глава третья. БЫТОВЫЕ ТИПЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Вступительные замечания. Религиозный быт. Куртуазный быт. Астрология и прочая магическая практика. Приключенчество и авантюризм. Городской и мещанский быт. Глава четвертая. ОБРАТНАЯ СТОРОНА ТИТАНИЗМА. Что такое обратная сторона титанизма? Примеры обратной стороны титанизма. Историческая необходимость и значимость обратной стороны титанизма. Глава пятая. ИДЕАЛИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ. ПРОТОРЕНЕССАНС XIII a. Глава первая. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ. Вступительный очерк. Фома Аквинский. Ульрих Страсбургский. Бонавентура. Другие мыслители. Философская основа. Общий итог эстетики проторенессанса в целом. Глава вторая. ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА. Историко-художественная основа. Джотто. Литературные данные. Данте. Социально-историческая основа. ПОДГОТОВКА РЕНЕССАНСА В XIV в. Глава первая. ФИЛОСОФИЯ. Культурно-историческая роль номинализма XIV в. Сигер Брабантский. Немецкая мистика XIV в. и эстетика Ренессанса. Глава вторая. АЛЛЕГОРИЗМ. Аллегорическая эстетика Ренессанса XIV в. Имманентно-субъективная эстетика. Глава третья. НЕКОТОРЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАННЫЕ. Петрарка. Боккаччо. Жанр видений XIV в. Глава четвертая. ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ РАССМОТРЕННОЙ ЭПОХИ. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Глава первая. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Логика исторического развития. Свободная человеческая индивидуальность. Самостоятельность искусства. Главнейшие художники. Художественное мировоззрение. Термин "идея". Глава вторая. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИММАНЕНТНО-СУБЪЕКТИВНОЙ ИНТУИЦИИ. УЧЕНИЕ О ПЕРСПЕКТИВЕ. Глава третья. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ КАНУН ЭСТЕТИКИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПЕРВЫЕ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ. Ченнино Ченнини. Лоренцо Гиберти, Пьеро делла Франческа, Антонио Аверлино Филарете. Глава четвертая. РАСЦВЕТ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. ЛЕОН БАТТИСТА АЛЬБЕРТИ. Сущность прекрасного. Гармония. Красота как гармония. Принцип модели. Метод "завесы". Выводы. Трактат "О статуе". ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Глава первая. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 - 1464). Структурно-математический метод. Трансфинитная онтология. Диалектика мифологии. Конъектурально-экспериментальный метод. Эстетика в узком смысле слова. Глава вторая. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ВО ФЛОРЕНЦИИ. Г.Плетон (или Плифон). Общий характер Флорентийской академии. Основная особенность эстетики Фичино (1433 - 1499). Теория всеобщей религии у Фичино. Многомерность эстетики Фичино. Флорентийская академия - типичнейшее явление возрожденческой культуры и эстетики. Пико делла Мирандола (1462 - 1494). Глава третья. ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1407 - 1457). Споры вокруг Л.Валлы. Возрожденческий характер трактата Л.Валлы. Философско-эстетический стиль трактата Валлы. Другие стороны воззрений Валлы. Глава четвертая. ПЬЕТРО ПОМПОНАЦЦИ (1462 - 1524). Глава пятая. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Единство противоположностей неоплатонизма и гуманизма. Имена главнейших итальянских гуманистов. Соотношение гуманистической и неоплатонической эстетики в итальянском Ренессансе. Северный гуманизм. Глава шестая. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОСНОВА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Глава первая. ВВЕДЕНИЕ. Личностно-материальная эстетика. Одна из самых существенных особенностей эстетики Высокого Ренессанса. Глава вторая. САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ (1444 - 1510). Общая характеристика. "Весна". "Рождение Венеры". Глава третья. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519). Отсутствие эстетической системы. Общий обзор творческого развития. Живопись и подражание природе в связи с учением о единичном и общем. Гармония и время. Механицизм и катастрофизм. Вопрос об источниках эстетического мировоззрения Леонардо. Леонардо о самом себе. Попытка приблизительной реконструкции эстетики Леонардо в ее системе. Общие выводы. Специально о трагизме Леонардо. Глава четвертая. МИКЕЛАНДЖЕЛО (1475 - 1564). Неоплатонизм и его колебания. Анализ некоторых произведений. Философско-эстетическая позиция в поэтическом творчестве. МОДИФИЦИРОВАННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (Поздний Ренессанс, или начало разложения Ренессанса). Глава первая. ПРОБЛЕМА МОДИФИЦИРОВАННОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Черты самокритики в индивидуалистической эстетике Ренессанса. Модифицированный Ренессанс. Типы эстетики модифицированного Ренессанса. Глава вторая. МАНЬЕРИЗМ. Философская снова маньеризма. Художественный метод маньеризма. Культурно-историческое значение маньеризма. Глава третья. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПАНТЕИЗМ XVI В. Бернардино Телезно (1509 - 1588). Франческо Патрици (1529 - 1597). Джордано Бруно (1548 - 1600). Томмазо Кампанелла (1568 - 1639). Глава четвертая. ФРЭНСИС БЭКОН (1561 - 1626) И ЕГО СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА. Склонность к яркой чувственности - возрожденческое детище у Бэкона. Главнейшие категории, вытекающие из фиксации яркой чувственности. Учение о формах. Критика популярных интерпретаций Бэкона. Индуктивно-символическая эстетика на основе мифологии. БОЛЕЕ ОСТРЫЕ ФОРМЫ ЭСТЕТИЧЕСКИХ МОДИФИКАЦИЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА СЕВЕРЕ. Глава первая. ГОТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА. Анализ готики у В.Воррингера. Четыре более детальных пункта. Готический неоплатонизм. Заключение. Различия возрожденческого неоплатонизма и готического неоплатонизма. Глава вторая. А.ДЮРЕР (1471 - 1528) И М.ГРЮНЕВАЛЬД (1480 - 1528). Исходный пункт дальнейшего развития. Преодоление возрожденческих традиций у Дюрера. Эстетика художественных произведений Дюрера. М.Грюневальд. Глава третья. ОДИН ИЗ ЧАСТНЫХ ПРИМЕРОВ (ОТКРЫТИЕ ПЕЙЗАЖА). Эстетика субъективистски насыщенной и аффективно-экспрессивной природы у северных художников XVI в. Доссо Досси. ВНЕХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ XV - XVI вв. Глава первая. НАУКА. Коперниканство и личностно-самоотрицаюшая модификация эстетики Ренессанса. Эстетическая ограниченность коперниканства. Ужас перед бесконечным пространством у Паскаля и Гегеля. Глава вторая. РЕЛИГИЯ. Подготовка протестантизма в более ранней возрожденческой эстетике. Антиэстетические тенденции протестантизма. Глава третья. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ. Никколо Макиавелли (1469 - 1527). Утописты. Глава четвертая. САВОНАРОЛА. Жизнь Савонаролы до начала его преследования. Эстетика Савонаролы. Савонарола о поэзии. Преследования Савонаролы и его гибель. Выводы. РАЗЛОЖЕНИЕ ЭСТЕТИКИ РЕНЕССАНСА В ЛИТЕРАТУРЕ XV - XVI вв. Глава первая. РАЗЛОЖЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ ВО ФРАНЦИИ В XV - XVI вв. Франсуа Вийон (1431/2 - год смерти неизвестен). Мишель Монтень (1533 - 1592). Глава вторая. ГИБЕЛЬ ЭСТЕТИКИ РЕНЕССАНСА. Мигель де Сервантес (1547 - 1616). Вильям Шекспир (1564 - 1616). ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОБЩИЙ ИТОГ ЭСТЕТИКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Экономическая основа. Эстетика Ренессанса есть, прежде всего, неоплатонизм. Эстетика Ренессанса обязательно есть гуманизм. Ограниченность возрожденческого индивидуализма. Модифицированный Ренессанс. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41.
Алексей Федорович Лосев.