Эволюционная теория познания : врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки.

Биологическая и культурная эволюция.

Анализ, осуществлённый в главе C, отчётливо показал, что принцип эволюции является универсальным. Он применим к космосу как целому, к спиралевидным туманностям, звёздам с их планетами, к земной мантии, растениям, животным и людям, к поведению и высшим способностям животных; он применим также к языку и историческим формам человеческой жизни и деятельности, к обществам и культурам, к системам веры и науки.

Естественно, факторы и законы эволюции на отдельных уровнях очень различны. Так, для развития звёзд значимы исключительно физические законы; в биологических системах добавляются ещё иные принципы (но без отмены действия физических законов, см. стр. 61). Говорить о мутации и селекции или приспособлении можно лишь по отношению к организмам, которые размножаются и обладают определённой вариабельностью. По отношению к другим системам, эти понятия могут служить аналогиями, или должны быть определены совершенно иначе(64).

С полным основанием поэтому делают различия между биологической, социальной и культурной эволюцией человека и, соответственно, между биологической, социальной и культурной антропологией. Однако при этом биолгические законы никогда не отменяются, а только дополняются другими факторами.

Уже в историческое время — несколько тысячелетий назад — существенно изменяется вид эволюции. Генетическая эволюция гоминид, которая в ходе большого промежутка времени привела, наконец, к Homo sapiens, была предположительно подчинена исключительно "естественной селекции". Естественная селекция имеет место тогда, когда члены популяции, с соответствующей комбинацией генов, демонстрируют высокую норму репродукции. Однако несколько тысячелетий назад всё более действенной в человеческой популяции становится "искусственная селекция".

(Mohr, 1967, 56).

Изменение принципов отбора характеризуется следующими новшествами:

A) Человек познаёт и лечит болезни, которые в естественных обстоятельствах вели бы к смерти, соответственно, сокращению или уничтожению потомства. Благодаря успехам медицины, дефектные гены часто больше не элиминируются из человеческой популяции.

B) В естественной эволюции норма размножения контролируется не индивидами. Однако, уже знание о связи между зачатием и рождением может оказывать влияние на количество потомства. (Имелись примитивные племена, которые не знали этой связи.) Активный контроль рождаемости ещё более сильно изменяет условия отбора.

D) Человек в состоянии активно и по плану изменять свой окружающий мир. При этом изменяется характер соотношения организма и среды. Не гены должны изменяться в соответствии с внешними условиями, а человек приспосабливает окружающий мир к своей генетической конституции.

E) Благодаря способности изобретать и употреблять символы (язык), человек получает возможность собирать и передавать знания. Это даёт ему средство внутривидовой передачи информации, которое вступает в конкуренцию с биолого-генетическими изменениями и запускает культурную эволюцию.

F) Культурные новшества приобретаются путём научения и опосредуются обучением и традицией. Они могут передаваться не только потомству, а «любому». Обмен этой приобретённой информацией осуществляется поэтому существенно быстрее и эфффективнее.

G) Любой культурный прогресс опять повышает необходимость приспосабливаться к культурному окружению и его использовать. Таким способом культура оказывает сильное селекционное давление на генетическую эволюцию человека. Также и культурные способности являются инструментом, который содействует приспособлению к окружающему миру и овладению им.

Из этого списка следует, что биологическая эволюция не заканчивается там, где начинается культурная эволюция. В эволюции человека биологические и культурные факторы скорее взаимодействуют(65).

Человеческая эволюция не может быть понята ни как чисто биологический процесс, ни адекватно описана как история культуры. Она состоит во взаимодействии биологии и культуры. Между биологическими и культурными процессами существует обратная связь.

(Dobzhansky, 1965, 34).

Особенно поучительным примером этого взаимодействия является человеческий язык. Очевидно, что такая высокосимволическая коммуникационная система давала большое преимущество в отборе социальным и охотящимся гоминидам. Поэтому индивидам с лучшими языковыми способностями посредством селекции оказывалось предпочтение и такие индивиды совершенствовали и использовали эту коммуникационную систему.

Развитие, таким образом, следует рассматривать как биолого-культурное единство. Во всяком случае, законы биологической эволюции сохраняют свою значимость также и здесь. Также, как закон сохранения энергии «физики» действует по отношению к живой клетке, точно также законы эволюции действуют применительно к человеку, его морфологическим, физиологическим и поведенческим структурам, его органам, их функциям и их достижениям, даже если этих законов недостаточно, чтобы «объяснить» или понять человека в его психических, когнитивных, социальных и культурных аспектах.

Мышление и сознание являются функциями мозга, естественного органа. Как и все другие органы и их функции, они обеспечивают взаимодействие индивида с окружающим миром и должны оправдываться в ходе этого взаимодействия. Поэтому можно и нужно рассмотреть также оформирование мозга и его функций в биологическом аспекте. Это мы попытаемся осуществить в следующей главе.

Прежде всего мы обратимся к нейропсихологическим основам сознания. Они показывают, что связи между между физическими и психическими компонентами намного теснее, нежели полагают сторонники картезианаского дуализма тела и души.