Феноменология духа Гегель.

Г. В. Ф. Гегель. Феноменология духа. I. Научная задача нашего времени. 1. Истина как научная система. 2. Современное образование. 3. Истинное как принцип и его раскрытие. II. Развитие сознания до уровня науки. 1. Понятие абсолютного как субъекта. 2. Становление знания. 3. Образование индивида. III. Философское познание. 1. Истинное и ложное. 2. Историческое и математическое познание. 3. Познание в понятиях. IV. Требования, предъявляемые к философскому изучению. 1. Спекулятивное мышление. 2. Гениальность и здравый человеческий смысл. 3. Писатель и публика. Часть первая. Наука об опыте сознания. A. Сознание. I. Чувственная достоверность или «это» и мнение. 1. Предмет этой достоверности. 2. Субъект чувственной достоверности. 3. Опыт чувственной достоверности. II. Восприятие или вещь и иллюзия. 1. Простое восприятие вещи. 2. Противоречивое восприятие вещи. 3. Движение к безусловной всеобщности и к царству рассудка. III. Сила и рассудок, явление и сверхчувственный мир. 1. Сила и игра сил. 2. Внутреннее. (α) Сверхчувственный мир. (αα). Внутреннее, явление, рассудок. (ββ) Сверхчувственное как явление. (γγ) Закон как истина явления. (β) Закон как различие и одноименность. (αα) Определенные законы и общий закон. (ββ) Закон и сила. (γγ) Объяснение. (γ) Закон чистого различия, мир наизнанку. 3. Бесконечность. В. Самосознание. IV. Истина достоверности себя самого. 1. Самосознание в себе. 2. Жизнь. 3. «Я» и вожделение. А. Самостоятельность и несамостоятельность самосознания; господство и рабство. 1. Удвоение самосознания. 2. Спор противоположных самосознаний. 3. Господин и раб. (α) Господство. (β) Страх. (γ) Процесс образования. В. Свобода самосознания; стоицизм, скептицизм и несчастное сознание. Введение. Достигнутая здесь ступень сознания: мышление. 1. Стоицизм. 2. Скептицизм. 3. Несчастное сознание. (Благочестивый субъективизм). (α). Переменчивое сознание. (β). Форма неизменного. (γ). Соединение действительного и самосознания. (αα). Чистое сознание, настроение, благоговение. (ββ) Единичная сущность и действительность. Деяния благочестивого сознания. (γγ). Самосознание на пути к разуму. (Самоумерщвление). C. Абсолютный субъект. V. Достоверность и истина разума. 1. Идеализм. 2. Категории. 3. Познание пустого (субъективного) идеализма. A. Наблюдающий разум. a. Наблюдение природы. 1. Наблюдение природы вещей. (α). Описание. (β). Указание признаков. (γ). Нахождение законов. (αα) Понятие и опыт закона. (ββ) Эксперимент. (γγ). Материи. 2. Наблюдение органического. (α) Общее определение органического. (αα) Органическое и стихийное. (ββ) Телеология и инстинкт разума. (γγ). Самостоятельность органического, его внешнее и внутреннее. (β) Облик органического. (αα) Органические свойства и системы. (ββ). Моменты внутреннего в их взаимном отношении. (γγ) Соотношение сторон внутреннего и внешнего. (γ) Мысль об организме. (αα). Органическое единство. (ββ) Снятие закона. (γγ) Органическое целое; его свобода и определенность. 3. Наблюдение природы как органического целого. (α) Организация неорганического: удельный вес, сцепление, число. (β) Организация органической природы: род, вид, единичность, индивид. (γ) Жизнь как случайный разум. b. Наблюдение самосознания в его чистоте и в его отношении к внешней действительности; логические и психологические законы. 1. Закон мышления. 2. Психологические законы. 3. Закон индивидуальности. c. Наблюдение самосознания в его отношении к своей непосредственной действительности; физиогномика и френология. 1. Физиогномическое значение органов. 2. Многозначность этого значения. 3. Френология. (α) Череп как внешняя действительность духа. (β) Связь формы черепа с индивидуальностью. (γ) Задатки и действительность. Заключение. — Тождество вещи и разума. B. Претворение разумного самосознания в действительность им самим. Обзор нижеследующего отдела. 1. Непосредственное направление движения самосознания, царство нравственности. 2. Содержащееся в этом направлении обращенное движение, становление морали. a. Удовольствие и необходимость. 1. Удовольствие. 2. Необходимость. 3. Противоречие в самосознании. b. Закон сердца и безумие самомнения. 1. Закон сердца и закон действительности. 2. Претворение сердца в действительность. 3. Бунт индивидуальности или безумие самомнения. c. Добродетель и общий ход вещей. 1. Связанность самосознания со всеобщим. 2. Общий ход вещей как действительность всеобщего в индивидуальности. 3. Индивидуальность как реальность всеобщего. C. Индивидуальность, которая видит себя реальной в себе самой и для себя самой. a. Духовное животное царство и обман или сама суть дела. 1. Понятие индивидуальности как реальной индивидуальности. 2. Сама суть дела и индивидуальность. 3. Обоюдный обман и духовная субстанция. b. Разум, предписывающий законы. c. Разум, проверяющий законы. VI. Дух. A. Истинный дух, нравственность. a. Нравственный мир, человеческий и божественный закон, мужчина и женщина. 1. Народ и семья. Закон дневного света и право теней. (α). Человеческий закон. (β). Божественный закон. (γ). Права отдельного лица. 2. Движение в обоих законах. (α). Правительство, война, негативная власть. (β). Нравственное взаимоотношение мужчины и женщины как брата и сестры. (γ). Переход обеих сторон, т. е. божественного и человеческого закона, друг в друга. 3. Нравственный мир как бесконечность или целостность. b. Нравственное действие, человеческое и божественное знание, вина и судьба. 1. Противоречие между сущностью и индивидуальностью. 2. Противоположности нравственной деятельности. 3. Растворение нравственной сущности. c. Правовое состояние. 1. Значимость лица. 2. Случайность лица. 3. Абстрактное лицо, господин мира. B. Отчужденный от себя дух; образованность. I. Мир отчужденного от себя духа. a. Образованность и ее царство действительности. 1. Образованность как отчуждение природного бытия. (α) Хорошее и дурное, государственная власть и богатство. (β) Суждение самосознания, благородное и низменное сознание. (γ) Служение и совет. 2. Язык как действительность отчуждения или образованности. (α). Лесть. (β) Язык разорванности. (γ) Тщеславие образованности. b. Вера и чистое здравомыслие. 1. Мысль о вере. 2. Предмет веры. 3. Разумность чистого здравомыслия. II. Просвещение. a. Борьба просвещения с суеверием. 1. Негативное отношение здравомыслия к вере. (α) Распространение чистого здравомыслия. (β) Здравомыслие против веры. (γ) Здравомыслие как непонимание себя самого. 2. Учение просвещения. (α) Извращение веры просвещением. (β) Положительные тезисы просвещения. (γ) Полезность как основное понятие просвещения. 3. Право просвещения. (α) Самодвижение мысли. (β) Критика позиций, занимаемых верой. (γ) Опустошение веры. b. Истина просвещения. 1. Чистая мысль и чистая материя. 2. Мир полезного. 3. Самодостоверность. III. Абсолютная свобода и ужас. 1. Абсолютная свобода. 2. Ужас. 3. Пробуждение свободной субъективности. C. Дух, обладающий достоверностью себя самого. Моральность. a. Моральное мировоззрение. 1. Постулированная гармония долга и действительности. 2. Божественный законодатель и несовершенное моральное самосознание. 3. Моральный мир как представление. b. Перестановка. 1. Противоречия в моральном мировоззрении. 2. Растворение моральности в не-моральности. 3 Истина морального самосознания. c. Совесть, прекрасная душа, зло и его прощение. 1. Совесть как свобода самости внутри себя самой. (α) Совесть как действительность долга. (β) Признание убеждения. (γ). Абсолютная свобода убеждения. 2. Всеобщность совести. (α) Неопределенность убеждения. (β) Язык убеждения. (γ) Прекрасная душа. 3. Зло и его прощение. (α) Конфликт между добросовестностью и лицемерием. (β) Моральное суждение. (γ) Прощение и примирение. VII. Религия. A. Естественная религия. a. Светлое существо. b. Растение и животное. c. Мастер. B. Художественная религия. a. Абстрактное произведение искусства. 1. Изображение божества. 2. Гимн. 3. Культ. b. Живое произведение искусства. c. Духовное произведение искусства. 1. Эпос. (α) Его нравственный мир. (β) Люди и боги. (γ). Боги между собою. 2. Трагедия. (α) Индивидуальность хора, героев, божественных сил. (β) Двойственность сознания индивидуальности. (γ) Гибель индивидуальности. 3. Комедия. (α) Сущность природного наличного бытия. (β) Отсутствие сущности в абстрактной индивидуальности божественного. (γ) Единичная самость, достоверно знающая себя как абсолютную сущность. C. Религия откровения. 1. Предпосылки для понятия религии откровения. 2. Простое содержание абсолютной религии: действительность вочеловечения бога. (α) Непосредственное наличное бытие божественного самосознания. (β) Завершение понятия высшей сущности в тождестве абстракции и непосредственности единичной самостью. (γ) Спекулятивное знание как представление общины в абсолютной религии. 3. Развитие понятия абсолютной религии. (α) Дух внутри себя самого, триединство. (β) Дух в своем овнешнении; царство сына. (αα) Мир. (ββ) Зло и добро. (γγ) Искупление и примирение. (γ) Дух в своем осуществлении; царство духа. VIII. Абсолютное знание. 1. Простое содержание самости, знющей себя как бытие. 2. Наука как постигание самостью себя в понятии. 3. Достигший понятия дух в его возвращении к наличной непосредственности. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин. «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания. Список терминов. Примечания[88] 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. Комментарии. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель.