Гомер.

1. Вступительные замечания. 2. "Илиада". 3. "Одиссея". 4. Переводы Гомера. 5. Необходимая литература для ознакомления с Гомером. 6. Мифологические руководства. 7. Исторические руководства. 8. Школьные греческие тексты Гомера. 9. Пособия для изучения греческого текста Гомера. 10. Марксистско-ленинское изучение Гомера. Часть I. Гомер и его время. I. Противоречия у Гомера. 1. Сюжетные противоречия. 2. Другие противоречия. 3. Что такое "Гомеровский вопрос"? II. Гомер в истории античной культуры. 1. Распространение, исполнение и первая запись поэм Гомера. 2. Вопрос об отношении Гомера к недавно расшифрованной крито-микенской письменности. 3. Популярная традиция о Гомере. 4. Античная критика о Гомере. III. Гомер в новое время. 1. Гомеровский вопрос на Западе до Вольфа. 2. Фр. — Авг. Вольф. 3. Гомеровский вопрос после Вольфа. 4. Новейшие работы по Гомеру. IV. Некоторые выводы из истории гомеровского вопроса. 1. Народ как творящий индивидуум и индивидуум как творящий народ. 2. Гомер — отражение истории греческого народа. 3. Личность Гомера и оформление его произведений. 4. Эпический художник. 5. Греческий эпический художник. 6. Греческий ионийский эпический художник. 7. Греческий ионийский эпический художник эпохи разложения общинно-родового строя и перехода его в рабовладельческую формацию. 8. Аттическое завершение гомеровского эпоса. 9. Народность Гомера. 10. Время и место жизни Гомера. 11. Современное положение вопроса о комиссии Писистрата и гомеровской реформе Солона. 12. Текст Гомера в древности. 13. Основной тезис гомероведения. 14. Очередная проблематика. V. Социально-историческая основа. 1. Борьба нового со старым. 2. Сословия. 3. Организация власти. 4. Военная демократия как общая характеристика социально-политической картины у Гомера. 5. Отсутствие юридического формализма. 6. Итог. VI. О прогрессивных тенденциях у Гомера. 1. Антивоенная тенденция. 2. Мирный уклад жизни в сравнениях Гомера. 3. Антиаристократическая тенденция. 4. Другие прогрессивные тенденции. Часть 2. Художественное мастерство Гомера. I. Эпос и его социально-историческая основа. 1. Неправильное понимание эпического стиля. 2. Сущность эпического стиля. 3. Срединное положение эпоса. II. Принципы стиля Гомера. 1. Строгий эпический стиль и свободный (смешанный) эпический стиль. 2. Объективность эпоса. 3. Обстоятельная деловитость эпоса. 4. Живописность и пластика эпоса. 5. Периоды пластического мировосприятия у Гомера. 6. Антипсихологизм и вещественное изображение психики. 7. Совмещение у Гомера божественного предопределения и свободной психологии. 8. Традиционность и стандартность эпоса. 9. Монументальность эпоса. 10. Отсутствие мелочей в эпосе, наивность. 11. Уравновешенно-созерцательное спокойствие эпоса. 12. Героический характер эпоса. 13. Природно-телесный и самостоятельно-материальный характер эстетики, этики и религии в эпосе. 14. Общий обзор всех рассмотренных выше основных принципов эпического стиля. III. Зарождение новых стилей и жанров, кроме героической поэмы. 1. Неизбежность зарождения новых стилей. 2. Эпический стиль. 3. Лирика. 4. Трагедия. 5. Общая трагическая картина мира. 6. Комедия. 7. Реторика и сентенциозность. IV. Принципы свободноэпического стиля. 1. Единство новых стилей у Гомера. 2. Ретроспективный и резюмирующий взгляд. Начало историзма. 3. Социально-исторические комплексы. 4. Вольное, но в то же время эстетически-любовное, снисходительное отношение к наивностям мифологии. 5. Тонкая юмористика, доходящая до благодушной иронии, и в то же время наивная серьезность. 6. Бодрая жизнерадостность и неутомимость, несмотря на постоянные страдания и несчастья. 7. Вольно-эстетическое свободомыслие. 8. Общая формула свободного эпического стиля Гомера. V. Единство художественного стиля Гомера и связь его с изобразительным искусством. 1. Принципиальное единство художественного стиля Гомера. 2. Аналогия с изобразительным искусством. VI. Из современной литературы по мировоззрению и стилю Гомера. VII. От принципов стиля к самому стилю. Часть III. Художественная действительность. I. Герои. 1. Характеры. 2. Ахилл. 3. Агамемнон. 4. Гектор. 5. Одиссей. 6. Нестор. 7. Навсикая. 8. Развитая индивидуализация и метод показа жизненных деталей. 9. Быт. 10. Рудименты прежнего общественного развития. II. Боги и судьба. 1. Религия у Гомера и ее эволюция. 2. Древнейший мифологический слой. 3. Хтоническая мифология. 4. Хтонический корень олимпийских богов. 5. Общая система богов и демонов у Гомера в историко-художественном отношении. 6. Универсализм гомеровских богов в его становлении. 7. Юмористический момент в изображении богов у Гомера. 8. Основные тексты о божественном юморе у Гомера. 9. Юмор богов и трагедия людей. 10. Сущность Гомеровского юмора. 11. Из литературы о гомеровских богах и в частности, о гомеровском смехе богов. 12. Судьба как эстетическая идея. 13. Исторические напластования в воззрениях Гомера на судьбу. 14. Судьба и действительность. III. Общие итоги. Библиография.