Государственный музей Востока Москва.

Голова Будды Гандхара. III–IV века. Ганч, формовка в матрице, подправка, роспись. Высота — 16.

Гандхара, историко-культурный регион в Северо-Западной Индии, в начале нашей эры стал одним из центров формирования антропоморфного образа Будды в искусстве. Здесь широкое распространение получили скульптурные изображения Будды, бодхисаттв, которые в основном делались из камня (филлит, змеевик, сланец). Изваяния и рельефы служили как объектами поклонения, так и элементами убранства различных буддийских памятников. Однако со временем на смену каменной пришла скульптура из ганча — местной разновидности алебастра.

Иконография данной головы соответствует принятому канону в изображении Будды. Согласно письменным источникам, он имел 80 отличительных знаков (лакшан), часть из которых нашла воплощение в искусстве. Так, на темени бога располагался особый выступ, покрытый волосами, — ушниша, между бровей помещался специальный знак — урна, на шее — три складки. Между тем, одна из основных изобразительных характеристик Будды, присутствующая и в этой голове — длинные мочки ушей, — не входила в состав лакшан, а отражала царское происхождение бога, который в юности, проживая во дворце, носил тяжелые серьги. Ганчевая скульптура обычно делалась при помощи нескольких матриц, оттиски с них монтировались в определенный целостный образ, затем он покрывался специальным слоем грунта и расписывался.

Государственный музей Востока Москва