Государственный музей Востока Москва.

Чаша минаи. VII–VIII века. Кашин, многократный обжиг, росписи эмалевыми красками. Диаметр — 27.

В Средние века производство глазурованной керамики на Среднем Востоке достигло расцвета, проявлением которого является керамика, сделанная из специальной высококремноземистой светлой массы (кашина), покрытая светлой непрозрачной глазурью (бежевой или бирюзовой), орнаментированная росписью легкоплавкими эмалевыми красками минаи. Эта технология получила развитие в Иране в начале XII столетия и, просуществовав около века, исчезла из ремесленного репертуара. Роспись наносилась в несколько приемов, чередуясь с муфельным обжигом.

Появление данного вида оформления керамических изделий по технике письма, скорее всего, восходит к ранней мусульманской миниатюре (багдадская школа), которая практически не сохранилась. Керамика минаи наглядно свидетельствует о том, что распространенное представление о запрете изображений животных существ, а особенно человека в исламе — искусствоведческий миф XX столетия. Керамические изделия богато украшались различными образами, среди которых во множестве встречаются имеющие доисламское происхождение.

Перед зрителем — изображение пира, которое было позаимствовано средневековыми мусульманскими художниками из иконографии серебряных сасанидских чаш Ирана (V–VII века). На данной чаше представлена традиционная сцена: в центре композиции — правитель на троне. По сторонам от него, склонившись в легких поклонах, стоят двое слуг, одетых в длинные запашные халаты. Ниже со скрещенными ногами восседают еще два участника застолья.

Государственный музей Востока Москва