Геометрия: Планиметрия в тезисах и решениях. 9 класс.

Задача 36 (рис. 236).

Геометрия: Планиметрия в тезисах и решениях. 9 класс

Рис. 236.

Решение. Пусть ABC – данный в условии задачи прямоугольный треугольник, А1ВС1 – прямоугольный треугольник, полученный поворотом треугольника ABC вокруг вершины его прямого угла В на угол 45°. Из условия задачи следует, что величины углов CBC1, CBA1, ABA1, ВСА, ВА1C1 равны 45°. Прямые АВ и А1C1 параллельны, т. к. при их пересечении прямой ВА1 равны накрест лежащие углы АВА1 и ВА1С1. Но тогда, поскольку треугольник ABC прямоугольный и, значит, АВ ? ВС, получаем, что прямая С1А1 перпендикулярна прямой ВС. Обозначим через N точку пересечения прямых С1А1 и СВ. Поскольку.

Геометрия: Планиметрия в тезисах и решениях. 9 класс

То точка N лежит на отрезке ВС. Пусть L – точка пересечения прямых АС и ВА1. Аналогично показывается, что точка L лежит на отрезке АС. Пусть М – точка пересечения прямых АС и С1А1. Ясно, что точка М лежит на отрезке CL. Тогда SBLMN = SBLC – SCNM. Треугольник BLC равнобедренный и прямоугольный, т. к. в нем ?CBL = ?LCB = 45°. Следовательно,

Геометрия: Планиметрия в тезисах и решениях. 9 класс

Треугольник CNM также равнобедренный и прямоугольный, причем.

Геометрия: Планиметрия в тезисах и решениях. 9 класс

Следовательно,

Геометрия: Планиметрия в тезисах и решениях. 9 класс

Итак,

Геометрия: Планиметрия в тезисах и решениях. 9 класс

Ответ:

Геометрия: Планиметрия в тезисах и решениях. 9 класс