Игра под названием Жизнь.

Однажды к даосу, известному своей мудростью, пришел человек, страдающий от преследующих его несчастий.

- Моя жизнь похожа на лодку в бушующем море, - пожаловался он. - Волны играют ею, швыряя ее то туда, то сюда, и не в моих силах хоть что-либо изменить. Это приводит меня в отчаяние и вызывает ощущение безысходности. Люди называют тебя Познавшим Искусство Жизни. Скажи мне, могу ли я каким-то образом повлиять на положение вещей?

- Это совсем несложно, - усмехнулся даос. - Подумай о том, что если волны играют с лодкой, лодка тоже может играть с волнами.

Сравните человека, едва способного поджарить яичницу, с искусным кулинаром. Сравните опытного водителя с новичком, лишь недавно сдавшим на права. Сравните игрока, едва выучившего правила игры в шахматы, с мастером игры.

Искусный кулинар приготовит восхитительное блюдо практически из ничего, в то время как человек, не умеющий готовить, испортит самые лучшие и дорогие продукты. Профессионального водителя не занесет на скользкой дороге, как новичка. Гроссмейстер найдет способ победить в, казалось бы, безвыходной ситуации.

То же самое верно и в отношении жизни. С момента рождения мы приобретаем опыт общения с окружающим миром. На основе этого опыта мы делаем те или иные выводы, вырабатываем стратегии действий, которые, как мы надеемся, должны привести к неким желаемым или ожидаемым результатам. Иногда мы добиваемся успеха, иногда ошибаемся, разочаровываемся или отчаиваемся.

Появившись на свет, мы волей-неволей вовлекаемся в "игру под названием жизнь", толком не зная ни правил, ни техники этой наиболее сложной и в то же время наиболее увлекательной игры.

Одни относятся к жизни серьезно, другие легко. Одни играют по чужим правилам, другие эти правила устанавливают. Одни движутся от победы к победе, уделом других становятся постоянные поражения. Одни наслаждаются жизнью по полной программе, в то время как другие испытывают тревогу и растерянность даже тогда, когда дела у них, казалось бы, идут хорошо. Одним словом, на бескрайнем игровом поле жизни одни являются более искусными и удачливыми игроками, чем другие.

Услышав от даоса, что лодка тоже может играть с волнами, человек, не знающий, что делать со своей жизнью, был поражен. Такая мысль никогда прежде не приходила ему в голову. Он чувствовал, что это все меняет, но не понимал почему.

Человек наморщил лоб, пытаясь сообразить, в чем тут дело, и неожиданно на него снизошло озарение.

"Игра - это то, что люди делают по своей воле, а не потому, что обязаны это делать или не имеют другого выбора, - подумал он. - Именно по этой причине она доставляет удовольствие".

То, что вчера казалось нам смертельно серьезным, представляется пустяком через день, месяц или год. Относясь к происходящим в нашей жизни событиям с излишней серьезностью, мы эмоционально вовлекаемся в ситуацию, утрачивая способность взглянуть на нее со стороны и среди нескольких возможных решений отыскать наиболее подходящую для данного случая стратегию действий.

Древнекитайская философия, исходя из посылки неразделимости истины и иллюзии, рассматривала жизнь как игру. Древние китайские мудрецы - как Конфуций, так и даосские учителя - подводили под категорию игры практически все сферы человеческой деятельности, всю практику человеческого самосовершенствования.

"Если подлинное становится поддельным, то поддельное становится подлинным", - гласит известная китайская поговорка. Под "подлинным" в данном случае понимается "истинное" или "реальное", а под "поддельным" "иллюзия".

Если реальное становится иллюзией, иллюзия становится реальностью.

Вдумайтесь в эти слова. Мы видим не реальный мир, а лишь то, каким образом его отражает наше создание. По этой причине разные люди одну й ту же ситуацию видят и воспринимают по-разному. Таким образом, реальное становится иллюзией, то есть субъективным представлением о реальности некого конкретного человека.

Не задумываясь об иллюзорности восприятия, большинство людей считают свои субъективные представления о мире единственной существующей реальностью, истиной в последней инстанции. Люди некоторым образом уподобляются петуху из сказки, убежденному в том, что солнце встает лишь потому, что он, просыпаясь на рассвете, пропевает свое ежеутреннее "кукареку"... Человек, убежденный в том, что окружающий мир полон опасности и угрозы, проведет свою жизнь в страхе. Таким образом, иллюзия для него становится реальностью.

Странствуя в океане иллюзий, люди играют, исполняя те или иные роли. В большинстве случаев люди не осознают игры, в которую они вовлечены, и не понимают, что правила этой игры отражают естественные и неизменные законы мироздания. Принимая игру за реальность, они относятся к ней с неоправданной серьезностью, которой нередко сопутствуют тревожность, внутреннее напряжение, неуверенность в себе, чувство вины, ощущение собственной беспомощности или никчемности.

В отличие от представителей западной культуры древнекитайские мыслители отнюдь не считали игру пустячным или легкомысленным занятием. От поведения, которое мы называем "серьезным", игра отличается не содержанием и даже не способом действия. Отличие заключается главным образом в нашем отношении к действию.

Вспомните Тома Сойера, которого тетка заставила красить забор. Другие дети насмехались над ним до тех пор, пока считали покраску забора "серьезным делом" - работой, но как только Том убедил их, что это увлекательная игра, дети отдали ему свои "сокровища" за возможность несколько минут заниматься покраской забора.

Осознав, насколько иллюзорны и субъективны наши представления о реальности, вы перестанете удивляться тому, что многие люди считают смертельно серьезным делом вещи, которые вам могут показаться сущим пустяком.

- А что, если лодка только думает, что она играет с волнами? - спросил человек, не знающий, что делать со своей жизнью. - Ведь в действительности это не так.

- Действительность такова, какой ты ее ощущаешь, - ответил даос. - Существуют волны, и существует лодка - это и есть действительность - ни больше ни меньше. Все остальное - наше восприятие. Если лодка предпочитает считать себя беспомощной, волны будут играть с ней. Но ведь и волны тоже могут ощущать себя по-разному. Одной нравится подбрасывать лодку на своем гребне, другая волна, погруженная в свои мысли, эту лодку даже не заметит, а третья, возможно, будет испытывать раздражение оттого, что уродливый посторонний предмет нарушает гладкость и чистоту ее форм. Эта волна даже может подумать, что лодка намеренно издевается и насмехается над ней.

Чувствовать себя беспомощным, раздраженным или веселым - твой собственный выбор. Проблема заключается лишь в том, что пока ты этого не осознаешь.

Человек, не знающий, что делать со своей жизнью, снова надолго задумался.

- Я никогда не рассматривал жизнь с такой точки зрения, - сказал он и попросился к даосу в ученики.

Начав воспринимать жизнь как игру, вы делаете первый шаг к тому, чтобы постичь искусство игры. В то же время, делая этот шаг, вы должны понять, в чем заключается отличие между игрой в древнекитайском понимании и тем, что понимают под игрой люди, принадлежащие к западной культуре.

В типичных для нашей культуры играх есть победитель и есть проигравший. Победитель увенчивается лаврами (получает некую моральную или психологическую компенсацию), проигравший испытывает боль разочарования, которую в некоторых случаях усиливают насмешки или неодобрение окружающих.

В игре, в ее древнекитайском понимании, скорее важен процесс, чем результат. В этой игре не обязательно есть победители и проигравшие - выиграть могут все игроки, также все игроки могут проиграть.

Игры, в которых есть победитель и проигравший называются играми с нулевой суммой: то, что выигрывает один, проигрывает другой, поэтому сложение итогов в сумме дает ноль.

В играх с ненулевой суммой суммарный выигрыш не обязательно равен нулю. Сотрудничая, оба игрока могут выиграть; соперничая, оба могут проиграть.

В жизни игры с нулевой суммой встречаются не так уж и часто. Рассмотрим в качестве примера семейные разборки, в которых муж и жена яростно борются за пальму первенства. Несмотря на то, что один из супругов в скандале может взять верх, итоговый результат оказывается отрицательным, поскольку оба супруга испытывают состояние психологического неблагополучия и их отношения страдают.

Тем не менее сделанная в нужный момент уступка, внешне выглядящая проигрышем, может принести впоследствии значительные психологические и материальные преимущества.

Учитывая вышесказанное, с точки зрения древнекитайского представления об игре было бы ошибочно оценивать итог каждого своего действия как выигрыш или проигрыш. То, что на первый взгляд кажется выигрышем, впоследствии может обернуться проигрышем, и наоборот.

По этой причине мастер "игры под названием жизнь" не форсирует события, не пытается "повелевать жизнью" или "переделывать мир под себя". С любовью и доверием относясь к окружающему миру, мастер игры чутко следит за изменяющейся ситуацией, ожидает подходящего случая, чтобы с наименьшими усилиями воплотить в жизнь свои планы и добиться осуществления своих желаний.

Однажды даос привел своего ученика в парк, расположенный у подножия горы. В парке находился сложный лабиринт с очень высокими и гладкими стенами. Крыша у лабиринта отсутствовала, и его переходы освещались солнечным светом.

Даос подвел ученика ко входу в лабиринт и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и целую ночь, но раз за разом неизменно заходил в тупик. Отчаявшись выбраться наружу, он упал на землю и заснул.

Почувствовав, как кто-то трясет его за плечо, ученик открыл глаза. Над ним стоял даос.

- Иди за мной, - сказал он.

Ученик, пристыженный тем, что не выполнил задание, последовал за ним. Выйдя из лабиринта, даос, не оборачиваясь, стал подниматься на гору. Взобравшись на вершину, он велел:

- Посмотри вниз!

С места, на котором они стояли, лабиринт был виден как на ладони.

- Глядя отсюда, ты можешь отыскать путь, ведущий к выходу из лабиринта ? - спросил даос.

- Это несложно, - сказал ученик. - Нужно только внимательно присмотреться.

- Найди его и хорошенько запомни, - велел Учитель. Через некоторое время они спустились с горы, ученик вошел в лабиринт и уверенно миновал его, ни разу не сбившись и не заплутав.

- Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, - встретив ученика у выхода, сказал даос. - Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Вторым и, пожалуй, наиболее важным шагом в освоении искусства "игры под названием жизнь" становится развитие способности получать от этой игры удовольствие, неизменно увеличивающееся по мере того, как растут мастерство игрока и его уверенность в своих силах.

Если вы сделаете все правильно, то в какой-то момент ощутите, что главное в жизни не столько блага, которых вы добиваетесь, сколько чувства, которые вы испытываете в процессе своего существования.

Человек, поставивший себе целью заработать миллион долларов или совершить головокружительную карьеру может добиться своей цели. Но если в процессе ее достижения он истощит свою нервную систему постоянными стрессами, ослабит здоровье избыточными нагрузками, в погоне за успехом лишит себя удовольствий, радостей и волнующих переживаний, которые он мог бы испытать, но не испытал, он в большей степени будет проигравшим, чем победителем.

Так же, как нельзя иметь все, невозможно побеждать всегда и во всем. Обретая в одном, мы неизменно теряем в другом. Истинное мастерство игры заключается даже не столько в умении достигать поставленных целей, сколько в способности правильно определять свои цели, задачи и приоритеты, а также обладать способностью при необходимости своевременно модифицировать их, эффективно приспосабливаясь к изменяющейся ситуации.

Человек, правильным образом взаимодействующий с окружающим миром, наслаждается этим взаимодействием, поскольку знает, как и когда он может получить от мира то, что ему нужно. Он не растрачивает усилий на ненужную, бессмысленную или бесполезную борьбу и добивается желаемого минимально возможным приложением усилий. Знание правил игры и сэкономленная за счет эффективности действий энергия питают силу его духа и дают уверенность в себе, радость и ощущение полноты жизни.

Эта книга, включающая материалы из наших книг "Формулы счастья" и "Психотехники счастья" (я не стал сканировать эти материалы по второму разу - прим. сканировщика) в сочетании с новыми психотехниками и упражнениями, поможет вам сделать первые шаги в освоении Искусства Жизни.

Продолжением темы станет следующий том этой серии: "Стратегии жизни. Искусство управления судьбой".

Медитация "мастера игры".

Вернемся к теме, затронутой в предисловии, - отношению к жизни как к игре, главной задачей которой является не столько победа в неких локальных битвах, сколько наслаждение процессом творческого взаимодействия с окружающим миром, непрерывным процессом накопления опыта и совершенствования собственного мастерства, повышением эффективности и результативности своих действий.

Медитация "мастера игры" поможет ввести в вашу модель мира принципиально иное мироощущение, В котором полная эмоциональная вовлеченность в ситуацию заменяется частичной контролируемой вовлеченностью. Действуя в соответствии с обстоятельствами, человек, в то же время, словно со стороны отстраненно наблюдает за происходящими событиями, бесстрастно оценивая собственное поведение, рассматривая вероятные последствия своих поступков и просчитывая возможные варианты развития событий. Делая это, он неизменно сохраняет в душе тонкое чувство легкости и удовольствия от процесса игрового взаимодействия.

Таким образом, он как бы поднимается над ситуацией, подобно тому, как поступил ученик в упомянутой в предисловии истории с лабиринтом. Это дает игроку возможность в каждый момент контролировать свое поведение и при необходимости изменять его таким образом, чтобы достичь желаемых целей с минимальными затратами сил и ресурсов.

В качестве примера рассмотрим ситуацию, в которой человек, к которому вы испытываете неприязнь, но от которого в то же время и зависите, сделал что-то крайне вам неприятное. При полной эмоциональной вовлеченности в ситуацию, характерной для "серьезного" отношения к жизни, не исключено, что вы придете в ярость. Находясь в ярости, вы можете проявить агрессию по отношению к обидчику, выраженную в словах или в действиях. Поскольку вы находитесь в зависимом положении, обидчик в дальнейшем может с ощущением полной своей правоты испортить вам жизнь и, разумеется, не давать вам то, в чем вы нуждаетесь.

Возможен иной вариант развития событий. Если вы слишком зависимы от обидчика или привыкли подавлять агрессивные порывы, считая подобное поведение "недостойным" или "неприличным", вы постараетесь скрыть обуревающие вас чувства. В этом случае обидчик получит психологическое преимущество и сможет наслаждаться ощущением собственной власти и безнаказанности, в то время как вы будете испытывать стресс и ощущать себя униженным.

Существует много других возможных вариантов реагирования "полной вовлеченности", которые мы в данном случае не будем рассматривать.

Человек, научившийся воспринимать жизнь как игру, в значительно меньшей степени эмоционально вовлекается в конфликт. Глядя на ситуацию со стороны, он может подумать о причинах подобного поведения обидчика. В частности, игрок попытается понять, желает ли тот намеренно причинить ему вред или просто сорвался по причине взрывного темперамента, плохого самочувствия или каких-то личных неприятностей.

В зависимости от вывода, к которому он приходит, "мастер игры" изменяет свое эмоциональное состояние, подстраиваясь под ситуацию и одновременно просчитывая различные варианты своих реакций и их возможных последствий.

Вариантов таких может быть множество - от искренне сочувственного вопроса "У тебя какие-то проблемы?" до выражения преувеличенной обиды или возмущения с целью испугать агрессора или заставить его почувствовать себя неловко, что даст вам психологическое преимущество. Можно разыграть подчинение или дружелюбие с тем, чтобы, завоевав доверие, нанести неожиданный удар и поквитаться за предыдущие обиды (в данном случае применяется стратагема "за улыбкой прятать нож").

Человеком со стереотипными эмоциональными реакциями, полностью эмоционально вовлекающимся в ситуацию, очень легко управлять. Для этого достаточно изучить его и понять, каким образом он реагирует на различные стимулы - лесть, вызов, насмешку, подчинение, открытое или пассивное сопротивление, что вызывает его доверие или страх и т.д. Играя соответствующие роли, вы сможете воздействовать на его настроение, состояние духа и поступки.

По мере обретения навыка отстраненного просчитывания ситуаций вы все меньше будете эмоционально вовлекаться в "серьезные жизненные драмы" и все более эффективно сможете решать возникающие задачи.

Медитация "мастера игры" начинается с вхождения в "точку равновесия" - состояние спокойствия со стабильным положительным эмоциональным фоном.

Направьте внимание на какой-либо предмет или пейзаж. Без всякого напряжения, с ощущением удовольствия, постарайтесь "раздвоиться" - одна часть вас созерцает выбранный предмет, полностью вовлекаясь в процесс, и испытывает по этому поводу какие-то чувства и переживания, а другая ваша часть - "сторонний наблюдатель" - наблюдает за первой, вовлеченной в действие частью (назовем ее "участником"), бесстрастно и отстраненно оценивая ее переживания.

Освоив процесс "раздвоения", вы можете перейти к следующей части медитации - воздействии "стороннего наблюдателя" на "участника". Будучи полностью вовлеченным в процесс, "участник" не видит других возможных альтернатив собственных реакций и чувств. В отличие от него бесстрастный "сторонний наблюдатель" рассматривает в теоретическом плане как можно больше возможных вариантов реагирования и эмоционального восприятия данного предмета. Поочередно "сторонний наблюдатель" предлагает "участнику" различные способы восприятия и реагирования, а он, в свою очередь, последовательно их реализует, каждый раз полностью вовлекаясь в процесс.

Для примера рассмотрим медитацию "мастера игры", в которой в качестве объекта созерцания выбран большой кухонный нож.

Созерцая нож, "участник" погружается в эмоциональное состояние, естественным образом возникающее у него при виде ножа. Допустим, нож вызывает у вас страх. Погрузитесь как можно глубже в это состояние. Ощутите, как опасно острое лезвие. Вы можете случайно пораниться об него, или же его может использовать в качестве орудия убийства какой-нибудь маньяк.

Позволив страху завладеть вами, переместитесь в позицию "стороннего наблюдателя" и рассмотрите иной вариант возможного восприятия ножа. Представьте, что вы - профессиональный повар, обожающий свою работу, а этот нож - ваш главный инструмент, позволяющий творить Чудеса. Глядя на него, вы ощущаете творческий порыв, желаете ощутить в руке тяжесть его рукоятки, слиться с ножом в единое целое, словно он является естественным продолжением вашей руки, ловкими точными движениями разделывать свежую форель. Или шинковать овощи изящными тончайшими пластинками. С этим настроением перейдите в положение "участника". После того как вы полностью погрузитесь в новое эмоциональное состояние творческого порыва, снова вернитесь в позицию "стороннего наблюдателя" и в очередной раз измените свою ощущения.

На этот раз вы - серийный убийца, а нож - ваше излюбленное оружие. Его вид вызывает у вас прилив агрессии, ощущение собственной мощи. Сжимая рукоятку ножа, вы чувствуете себя равным богу, орудием судьбы. Вы можете отнять жизнь у любого живого существа или позволить ему прожить еще несколько дней или лет, и эта мысль доставляет вам ни с чем не сравнимое наслаждение.

Вы можете представить себя художником, которого в ноже интересуют исключительно совершенство форм, игра света и тени на его лезвии; ребенком, впервые увидевшим нож и воспринимающим его как новую интересную игрушку; человеком, испытывающим патологическое отвращение к любому виду холодного оружия и т.д.

Отнеситесь к упражнению творчески. Постарайтесь придумать как минимум 100 различных эмоциональных состояний, связанных с ножом (или каким-то другим предметом). Старательно и последовательно проработайте каждое из них. Если вы выполните упражнение правильно, впоследствии при виде ножа у вас будет возникать некое специфическое чувство спокойной отрешенности, в котором будут присутствовать в зачаточной форме множество разных возможных чувств, и из которого вы сможете по своему желанию, осознанно и контролируемо переместиться в любое выбранное вами эмоциональное состояние.

Если, предположим, раньше ножи вызывали в вас подсознательный страх пораниться, то теперь вы сможете, орудуя ножом на кухне, вызвать у себя творческий порыв повара, при необходимости без страха использовать нож для самозащиты и т.д.

Следующий этап упражнения - применение изложенной выше техники к различным ситуациям, в которые некогда вовлекался или вовлекается в данный момент человек, практикующий медитацию "мастера игры".

В частности, вы можете применить описанную выше технику к эмоционально значимым для вас ситуациям прошлого, следствиями которых были психологические травмы или тяжелые переживания. Проигрывая в воображении эти события с разными эмоциональными реакциями на них и разным к ним отношением, вы избавитесь от последствий психологических травм и мучительных воспоминаний.

В качестве примера рассмотрим использование медитации "мастера игры" в приложении к ситуации, описанной в шоу-даосской притче, называющейся "Пять лекарств".

В давние времена в одном торговом городе жил чиновник.

Однажды, когда он проходил по рыночной площади, к нему подошел какой-то оборванец. Выкрикнув бранные слова, бродяга плюнул в лицо чиновнику и убежал.

Не вынес чиновник позора и заболел. Так бы и умер бедняга, но его друзья послали за лекарем, который славился своим умением исцелять душевные раны.

Лекарь дал больному пять лекарств и велел каждую ночь, просыпаясь в назначенный час, принимать одно из них.

Настала ночь. Принял чиновник первое лекарство, и приснилась ему рыночная площадь и то, как оборванец плюнул ему в лицо. От нестерпимого унижения и позора страшно закричал больной и проснулся.

Наследующую ночь принял он второе лекарство и снова увидел тот же самый сон, но вместо позора он ощутил леденящий душу страх.

Тот же самый сон приснился чиновнику и на третью ночь, но ни страха, ни позора уже не было, а почувствовал он глубокую печаль.

Удивился чиновник, но решил следовать указаниям до конца и на следующую ночь выпил четвертое лекарство. Конечно же, он снова увидел тот же сон, но этот сон уже не был таким мучительным, как в предыдущие ночи, и ощутил чиновник только чувство легкого удивления.

На пятую ночь неожиданно для себя самого чиновник испытал радость.

Не зная, что думать, он поднялся с кровати и незамедлительно отправился к лекарю за советом и новыми лекарствами.

- Что ты чувствовал после приема моих снадобий? - спросил целитель.

- Все ночи мне снился один и тот же сон о том, как оборванец плюнул мне в лицо, - ответил чиновник, - но каждую ночь этот сон вызывал у меня новое чувство: я испытывал то позор, то страх, то печаль, то удивление. А в последнюю ночь я ощутил радость и испытываю ее до сих пор. Теперь я растерян и не понимаю, что же я должен чувствовать на самом деле.

Услышав чиновника, засмеялся лекарь и сказал:

- Не важно, что произошло с тобой, если ты можешь относиться к случившемуся так, как считаешь нужным. Ведь только от твоего выбора зависит, будешь ли ты радоваться или огорчаться по любому поводу. Что же касается плевка в лицо, то мудрый человек просто не обратил бы на него внимания, тем более что обидчик твой - сумасшедший, и его плевок не более оскорбителен для тебя, чем порыв ветра, запорошивший пылью твои глаза.

В медитации "мастера игры" роль пяти (или более) лекарств, предложенных чиновнику лекарем, выполняет "второе я" практикующего медитацию - "сторонний наблюдатель".

Если бы чиновник был знаком с медитацией "мастера игры" и умел создавать "стороннего наблюдателя", он избежал бы глубокой психологической травмы, связанной с его полной эмоциональной вовлеченностью в процесс, в котором он видел единственный возможный вариант эмоционального реагирования - ощущение нестерпимого унижения и позора.

Если бы чиновник умел создавать "стороннего наблюдателя", тот подсказал бы ему, что в подобной ситуации можно испытывать самые разные чувства - например, страх, что сумасшедший бродяга мог ударить, а то и убить его; печаль оттого что человечество столь несовершенно и на улице можно столкнуться с подобными типами; легкое удивление от странного поступка совершенно незнакомого ему человека, или же радость от того, что, несмотря на нанесенное ему оскорбление, чиновник не стал обижаться на сумасшедшего и сохранил спокойствие и ясность духа. "Сторонний наблюдатель" мог бы подсказать чиновнику множество других вариантов эмоционального реагирования, и помог бы выбрать из них наиболее оптимальный.

Проработав в медитации "мастера игры" различные эмоционально значимые ситуации из своего прошлого, подобрав и проиграв мысленно наиболее оправданные в каждом конкретном случае способы реагирования, вы научитесь более адекватно действовать в текущих обстоятельствах.

Регулярно применяя тактику "мастера игры" в повседневной жизни, извлекая тонкое чувство радости от развития своих способностей и повышения собственного мастерства, вы откроете для себя массу новых возможностей. Вы сможете увидеть множество заманчивых шансов, которые периодически предоставляет вам жизнь, и которые вы, из-за чрезмерной эмоциональной вовлеченности в малозначимые ситуации, раньше попросту не замечали.

Медитации "принятия мира" и "принятия себя".

"Принятие мира", гармония с ним, получение удовольствия от общения с миром и с самим собой - одна из главных составляющих "мастерства игры". Человек, находящийся в гармонии с миром и получающий удовольствие от общения с ним, спокоен и расслаблен. Его внимание не поглощено целиком одним-единственным переживанием (за исключением особых случаев, требующих предельной концентрации), он не отождествляется полностью с захватывающими его эмоциями. По этой причине он замечает гораздо больше, чем обычный человек. В частности, он замечает в окружающем мире множество различных нюансов, в любых обстоятельствах отыскивает не замеченные другими благоприятные возможности, которые своевременно и эффективно использует.

Вспомните Шерлока Холмса. Наблюдая то же самое, что и другие люди, великий сыщик замечал множество деталей, на которые не обращали внимания окружающие, и делал на их основе важные и обоснованные выводы. В отличие от "мастера игры" в Шерлоке Холмсе "сторонний наблюдатель", выраженный в холодном рассудке и логических рассуждениях, был излишне силен. Настолько силен, что знаменитый сыщик практически отождествлялся со своим "сторонним наблюдателем", который подавлял эмоциональные порывы и инстинктивные влечения Холмса-"участника", лишая его естественной радости жизни. В его случае "участник" и "сторонний наблюдатель" были не равноправными партнерами и сотрудниками (как должно быть в идеале), а соперниками, борющимися за контроль, и в этой борьбе "участник" явно проигрывал.

"Мастер игры" не растрачивает силы на внутреннюю борьбу. Он живет Полноценной эмоциональной жизнью, не подавляя свои чувства, а лишь направляя их в нужное русло. В случае, если возникающие чувства не отвечают интересам мастера, в дело вступает "сторонний наблюдатель", который показывает "участнику" иные, более адекватные и эффективные способы реагирования.

Задумайтесь о том, как часто вас что-то не устраивает или раздражает в этом мире. Чье-то нахальство или чьи-то дурные манеры; чья-то глупость или чья-то навязчивость; продажные и коррумпированные политики; переполненные автобусы, которые приходится ждать по полчаса; прыщик, вскочивший на носу; некстати пошедший дождь; террористические акты; насморк; сломавшийся; ноготь; несправедливое к вам отношение; отсутствие в мире справедливости и т.д.

Ваше раздражение и недовольство могут быть вполне оправданными, но имеют ли они смысл? Что они вам дают, кроме испорченного настроения и потрепанных нервов? Какие преимущества вы можете извлечь для себя из захватывающих вас негативных эмоций? Разумеется, вы можете представить себя жертвой обстоятельств и использовать образ жертвы для получения сочувствия от окружающих. Если вас обуревает чувство негодования, вы можете срывать свое раздражение на близких, или же заражать своем возмущением других, бороться против несправедливости, устраивать мелкие пакости или полномасштабно мстить. Можно даже стать террористом или устраивать революции, но, как показывают история и жизненный опыт, итоги подобного подхода в целом оказываются скорее негативными, чем позитивными.

Итак, мы приходим к выводу, что раздражение или недовольство окружающим миром, какими-то его элементами или неожиданно возникающими обстоятельствами никаких особенных выгод или преимуществ лично нам не дает. Почему же тогда мы испытываем такое количество негативных эмоций по самым, казалось бы, незначительным поводам? Ответ простой - подражание и привычка.

С рождения мы наблюдали, как по каким-то причинам раздражались наши родители или значимые для нас люди. Сначала мы инстинктивно подражали им, а потом подобный стиль эмоционального реагирования вошел у нас в привычку. Кто-то "лезет на стенку" из-за лжи, кто-то изводит себя по причине "отсутствия справедливости", кто-то страдает от отсутствия "настоящих мужчин", из-за маленькой зарплаты или от того, что окружающие не признают его таланты, кто-то терзается завистью к соседу (вспомните Высоцкого: "у них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает") и т.д. Чем больше негативных реакций - тем больше нервной энергии мы растрачиваем на них, тем хуже наше самочувствие, и тем сильнее наше состояние общего неблагополучия.

Разумеется, наши негативные реакции имеют и естественные биологические причины. Отсутствие удовлетворения какой-либо потребности или ощущение угрозы извне вызывает внутреннее напряжение, на которое организм реагирует выделением тех или иных гормонов, проявлениями агрессии или страха и т.д. Справляться с напряжением и возникающей агрессией можно разными способами - как приносящими пользу человеку (тактика "мастера игры"), так и разрушающими его здоровье и наносящими ему вред (как в большинстве случаев, сами того не сознавая, поступают обычные люди).

Рассмотрим для примера ситуацию, в которой после пережитого стресса у человека внутри "все бурлит", сдерживаемая агрессия ищет и не находит выхода, а проявить ее открыто в отношении кого-то или чего-то не позволяют обстоятельства.

"Сжечь" излишек бурлящей энергии в данном случае могут помочь выполняемые в быстром темпе и с высоким уровнем интенсивности физические упражнения. Окончательно привести организм в равновесие помогут дыхательные упражнения и упражнения типа "улыбки Будды".

При наличии практики напряжение после стресса можно снять за несколько минут. В то же время человек, по привычке подавляющий напряжение, загоняющий его внутрь, будет в течение продолжительного времени испытывать негативные эмоции и страдать от ухудшения самочувствия. Если же он вместо подавления негативных эмоций начнет "отыгрываться" на не повинных в его проблемах родственниках, знакомых или подчиненных, это тоже не принесет ему особого жизненного благополучия.

Ощущение гармонии с миром может войти в привычку и стать естественным для вас, так же как раньше для вас были естественными негативные эмоциональные реакции. Все, что от вас требуется, - это осознать, что мир вовсе не должен, да и не может быть в точности таким, каким вы его представляете, и прекратить раздражаться в случаях, если мир, обстоятельства или другие люди не соответствуют вашим фантазиям на тему о том, "как должно быть".

Мир такой, какой он есть, и люди такие, какие они есть. Более того, существуют объективные причины, по которым и мир и люди эволюционируют именно так, как они эволюционируют. Постичь эти причины во всей их полноте нам не дано, а раз нам не дано понять причины, имеет ли смысл проявлять недовольство тем, что что-то устроено "не так"? Возможно, логичнее было бы предположить, что мир-то как раз устроен именно так, как он должен быть устроен, а если у нас с миром возникают какие-то разногласия, это скорее проблема нашего мировоззрения, а отнюдь не "неправильное устройство" мира?

Для человека, который научится принимать мир таким, какой он есть, и правильно взаимодействовать с ним, мир станет местом, в котором он чувствует себя уверенным и защищенным. Для человека, ощущающего себя полноправной частью этого мира, мир станет родным домом. Неприятности и всевозможные случайности такой человек будет воспринимать, как тренировку для оттачивания "мастерства игры", умения справляться с возникающими проблемами.

Человек, растрачивающий энергию на негативные эмоции, теряет силы и не видит перспективы. Тот, кто вместо того, чтобы раздражаться или страдать, ищет выход из положения, находит способ улучшить ситуацию.

Перестроить свое отношение к миру - задача непростая. Наши привычные способы реагирования засели в нас достаточно глубоко. Тем не менее, действуя без спешки, постепенно, но с упорством и постоянством, вы сможете изменить свои стереотипы реагирования. Выше мы уже разбирали некоторые техники расширения и изменения модели мира. Медитация "мастера игры" может использоваться с той же целью.

Выберете любую, желательно простую житейскую ситуацию, которая регулярно вызывает у вас раздражение. Возможно, вас нервирует хамство продавцов, необязательность друзей, грязные подъезды, лица кавказской национальности или, наоборот "интеллигенты в очках". Возможно, вы чувствуете себя неуютно, если не успели наложить на лицо макияж, должны кого-то о чем-то просить, одеты не самым лучшим образом и т.д.

Любое переживание подобного рода свидетельствует либо о том, что вы не принимаете мир таким, какой он есть, либо о том, что вы не принимаете себя таким, какой вы есть.

Итак, выберете что-то, что вызывает у вас негативные эмоции, допустим, грязный подъезд со стенами, исписанными нецензурными фразами.

Разделитесь на "участника" и "стороннего наблюдателя" и проработайте как можно больше вариантов эмоционального реагирования на грязный подъезд, как положительных, так и отрицательных. Для положительного реагирования вы можете концентрироваться, например, не на грязи, которую видите вокруг, а на ощущении, что через этот подъезд вы попадаете в уют своей квартиры (или квартиры ваших друзей). Перенесите на подъезд теплые чувства, связанные с теплом и уютом, в котором вы через несколько минут окажетесь. Если вы полностью погрузитесь в это переживание, не исключено, что вы вообще перестанете замечать грязь, а сам подъезд покажется вам гораздо более приятным и гостеприимным.

После того как вы проделаете достаточное количество отождествлений "участника" с различным эмоциональным восприятием подъезда, вы станете реагировать на подъезд с позитивно окрашенным спокойствием, если не предпочтете осознанно испытывать более сильно выраженные положительные эмоции.

Далее следует перейти непосредственно к медитации "принятия мира", в данном случае - "принятия грязного подъезда" как естественной составной части окружающего мира, столь же полноправной его части, как и вы сами.

Медитация "принятия мира" - это медитация осознания, которая, как вы уже знаете, начинается с расслабления, "внутренней улыбки" и создания стабильного положительного эмоционального фона.

Четко описать медитацию "принятия мира" достаточно сложно - чувства и образы, возникающие в этой медитации сугубо индивидуальны. Смысл ее заключается в том, чтобы попытаться ощутить весь мир в целом и в отдельных его элементах, во всем его многообразии, невообразимой сложности, загадочности и бесконечности, ощутить и принять его таким, какой он есть.

Постарайтесь представить, как мир возник, развивался, как он будет развиваться и существовать после того, как вас уже не станет. Ощутите себя частью мира, мысленно проследите историю своего появления на свет - от зарождения жизни на земле до рождения ваших родителей, чьи пути пересеклись по воле случая, - и вот, наконец, появились вы.

От общего "принятия мира" и осознания себя его частью перейдите к принятию составляющих этого мира, в данном случае - грязного подъезда. После того как вы прочувствуете, какая уникальная цепь случайностей привела к появлению этого подъезда на лице земли именно в том виде, в каком вы его видите, вы перестанете думать о том "какими должны быть подъезды в цивилизованном! обществе, и каким должен быть этот подъезд в частности". Этот подъезд такой, какой он есть, потому что такова жизнь,, потому что цепь событий, приведших подъезд к этому состоянию, оказалась именно такой, а не иной, и негодовать! или расстраиваться из-за этого не имеет никакого смысла.

Отслеживайте вещи или ситуации, которые вас раздражают, и если это связано с "неприятием мира таким, какой он есть", то исправляйте свои негативные реакции с помощью медитаций "мастера игры" и "принятия мира". Через некоторое время вы заметите, что чувствуете себя в этом! мире значительно более спокойно, комфортно и уверенно.

Своеобразной аналогией медитации "принятия мира" является медитация "принятия себя" - своего тела, своих чувств, своей личности, своего "я", своих достоинств и своих недостатков. По сути, вы являетесь составной частью мира, и, научившись принимать мир таким, какой он есть, вы неизбежно должны научиться принимать себя такими, какие вы есть, принимать себя, любить себя и получать удовольствия от ощущения и осознания себя.

Возвращение в "потерянный рай".

В утробе матери и в раннем младенчестве ребенок переживает уникальный опыт единения с матерью, дающей ему пищу и ласку, покой и чувство защищенности. Это уникальное ни с чем не сравнимое переживание любви, единения, абсолютного покоя и безопасности, воспоминание о котором сохраняется в подсознании, а во взрослом возрасте иногда напоминает о себе, проявляясь совершенно особыми ощущениями. В этих случаях нас охватывает щемящее чувство не то воспоминания, не то ностальгии о неком "потерянном рае", о совершенной всеохватывающей любви, покое и блаженстве, которые должны где-то существовать и в которые мы хотели бы погрузиться, навсегда позабыв о заботах и печалях.

В большинстве случаев мы не понимаем, откуда исходит это призрачное и светлое ностальгическое чувство, не отдаем себе отчета в том, что оно - отголосок воспоминаний младенческого, а то и внутриутробного периода, когда наше "я" еще не было сформировано, а не осознающий своей индивидуальности ребенок являлся составной частью Вселенной, представленной его матерью.

Взрослея, ребенок утрачивает свой рай. Он начинает отделять себя от матери и остального мира, осознавать свое "я" и свои собственные потребности, которые уже не удовлетворяются в полной мере, так как это было в утробе матери или в раннем младенчестве. Происходит своеобразное "изгнание из рая" в чужой, непонятный, непредсказуемый мир, к которому ребенок по мере своих сил и возможностей более или менее удачно приспосабливается.

На чувстве-воспоминании о "потерянном рае" основывается наша потребность в безусловной любви, дающей всеохватывающее чувство безопасности. На нем же частично основываются религиозная вера, потребность в некой мистической "свободе", достижении нирваны или "слиянии с Абсолютом".

Оказавшись перемещенными из рая в ад, из блаженства материнского чрева во внешний мир, мы утратили ощущение стабильности, защищенности и покоя. Вполне понятно, что нам хочется отыскать в непредсказуемо изменчивой действительности нечто неизменное и надежное, определенную "точку опоры" - что-то, во что можно было бы беззаветно верить, на что можно было бы полагаться.

Кто-то ищет человека, который бы понял и принял его целиком и полностью, любил бы его "таким, какой он есть", кто-то пытается отыскать опору в религии, философии, науке или искусстве.

Иллюзия "обретения потерянного рая" нередко возникает в период влюбленности. Связь между чувством влюбленности и воспоминаниями о младенческой связи с матерью ясно просматривается в процитированном ниже отрывке из романа Артуро Переса-Реверте "Дело чести".

- По-моему, я в тебя влюбилась, - сказала она, не отрывая взгляда от моря.

- Да ладно тебе, - пробормотал я - нужно же было сказать что-нибудь.

Но у меня пересохло во рту, и мне хотелось заплакать, прижаться лицом к ее теплой шее и забыть обо всем, даже о собственной тени. Я подумал, какой была моя жизнь вот до этой самой минуты.

...

"Распроклятая жизнь и распроклятое одиночество", - подумал я. И снова почувствовал то, от чего у меня внутри будто все размякло, как в детстве, когда мать целует тебя, и тебе так хорошо и уютно, и не подозреваешь, что это всего лишь передышка перед тем, как станет холодно и страшно.

- Иди-ка сюда.

Я просунул правую руку, все еще перевязанную ее платком, под затылок девочке и привлек ее к себе.

Она казалась такой маленькой, такой хрупкой, и от нее по-прежнему пахло, как от крохотного ребенка, только что проснувшегося в своей кроватке. Я уже говорил: мужик я неученый и плохо разбираюсь в чувствах, но тут понял, что вот этот запах - или воспоминание о нем, которое вдруг вернулось ко мне, - и есть моя родина и моя память. Единственное место на свете, куда я хочу вернуться и где хочу остаться навсегда.

Теперь посмотрим, как индийская религия определяют нирвану.

Нирвана - это высшее состояние сознания, состояние невыразимого покоя, вне пространства и времени, вне непостоянства эмпирического бытия, вне паутины желаний, вне бесконечного круга перерождений; отсутствие иллюзий, избавление от всех страстей, от всего преходящего, состояние подлинной свободы и погруженности в космическое сознание.

Не правда ли, описание вполне подходит к состоянию, которое испытывает ребенок в чреве матери?

Подсознательная потребность в оберегающем и защищающем родителе также становится источником веры в бога. Каким является этот таящийся в подсознании родитель? Согласно воспоминаниям о "потерянном рае", он всемогущ, несказанно к нам добр и милостив, он принимает нас такими, какие мы есть, он дарует нам защиту, ощущение стабильности, покоя и блаженства. Вам ничего не напоминает это описание?

Неудивительно, что чувство религиозного экстаза и безграничной любви к Богу, растворения в нем и исходящей от него благодати является полным аналогом младенческого чувства единения с матерью.

То, что в детстве мы, сами того не понимая, на подсознательном уровне расценили как "изгнание из рая", породило в нас чувство тревоги и беззащитности, заставляющее нас мучительно искать способ "возвращения в рай" - через любовь, религию, философию или мистические переживания.

В процессе поиска "синей птицы" - "потерянного рая" - мы периодически разочаровываемся и отчаиваемся. Мир оказывается "не таким, как должен быть", "любовь обманывает", а привычные представления рушатся под напором изменяющейся действительности. Эти разочарования не удивительны - ведь мы не понимаем до конца, что мы в действительности ищем, и что мы в итоге хотим получить. Невозможно найти то, что не существует, Невозможно получить то, чего нет. Невозможно вернуться в чрево матери и обрести абсолютную удовлетворенность и защищенность, без желаний, страданий, страха смерти, болезненных воспоминаний прошлого и тревоги о будущем.

Занимаясь поиском того, чего нет, пытаясь смягчить свою тревогу действиями, не приводящими в итоге к желаемому результату, человек перестает замечать то, что является для него действительно важным, то, что может дать ему реальные радость и счастье. Он забывает о том, что мы - это наше восприятие. Ад и рай в действительности не существуют. Это лишь способы ощущать себя и окружающий мир. Для того, кто научится жить в гармонии с миром, принимать мир таким, какой он есть, и адекватно в нем действовать, окружающий мир станет тем самым домом, тем самым "потерянным раем", к возвращению в который человек подсознательно стремится.

Когда я была еще ребенком, мой отец, мастер спорта по альпинизму, каждое лето увозил меня в горы на Кавказ.

Альпинисты научили меня воспринимать горы как живое существо, могучее и прекрасное. Я узнала, что горы благосклонны к тем, кто соблюдает определенные правила, и наказывают тех, кто эти правила нарушают. Я училась правильно ходить, правильно лазить по скалам и, главное, правильно себя чувствовать - ощущать с горами неразрывную связь. Горы стали для меня живым существом, с которым я общалась на каком-то особом внутреннем уровне. Иногда это общение настолько захватывало меня, что у меня возникало чувство "воспоминания о потерянном рае", хотя, конечно, в то время я этого не понимала. Бывали моменты, когда я ощущала присутствие гор кожей, всем телом, буквально всем своим существом. Я чувствовала, что горы поддержат меня и помогут мне, если я буду вести себя так, как это необходимо, и не ошибусь, рассчитывая свои силы.

Каждое лето в горах гибли альпинисты. Ощущение того, что горы не шутят, что в самом неожиданном месте тебя может подстерегать опасность, обостряли ощущения, но, возможно, из-за детского возраста я никогда не чувствовала страха, лишь вела себя более осторожно, тщательно соблюдая технику безопасности.

Потом я стала ездить в геологические экспедиции и узнала людей, которые относились к тайге так же, как альпинисты относятся к горам. Тайга тоже стала для меня живым существом, я научилась соблюдать ее правила и общаться с ней.

Чувство "ощущения мира как собственного дома" в чем-то сродни описанным выше переживаниям "единения с горами или с тайгой". Человек, знающий правила игры и изучивший территорию, на которой эта игра проходит, чувствует себя значительно более уверенным, хотя и знает, что выигрывать всегда невозможно. Он понимает, что бывают обстоятельства и случайности, которые он не может контролировать, но это не беспокоит его. Хороший игрок делает то, что от него зависит, и делает это наилучшим образом. Он не тревожится о будущем и не сожалеет о прошлом, а лишь совершенствует свое мастерство игры, наслаждаясь многообразием мира, который является для него источником всех вещей, его матерью и отцом, его убежищем и его богом.

"Потерянный рай" в действительности находится вокруг нас. Все, что нам нужно сделать, это разглядеть в мире и в себе самих то, чего в погоне за призрачными иллюзиями мы раньше попросту не замечали.

Переключение на восприятие.

В этом разделе мы дадим вам один из ключей к "обретению потерянного рая". Этот ключ называется "переключение на восприятие".

Самые мудрые вещи, самые главные истины, как правило, оказываются настолько простыми, что мы попросту не уделяем им внимания (вспомните Шерлока Холмса: "Лучший способ спрятать вещь, которую ищут, - это положить ее на самое видное место, где никому не придет в голову ее искать".

Одна из таких истин, по опыту знакомая каждому ребенку и, к сожалению, слишком часто забываемая взрослыми, заключается в том, что подлинная радость жизни приходит к нам через живое и непосредственное восприятие окружающего мира, не искаженное прогнозами и оценками практичного ума.

Ум создает схемы и предположения, просчитывает возможности, изобретает подходящие объяснения и ищет во всем некую пользу. Деятельность ума может приносить удовлетворение, но настоящей радости она не дает.

Настоящую радость приносит естественное живое восприятие, ощущение непосредственного эмоционального контакта с внешним миром или с другими людьми, восприятие, не омраченное страхами, расчетами или прогнозами.

Интеллект отмечает в первую очередь то, что с его точки зрения представляет определенную практическую ценность, отметая все, что он считает "лишним" или "ненужным". Находясь под влиянием интеллекта, мы, выходя на улицу, не смотрим на окружающую природу, не наслаждаемся видом деревьев, неба и солнца. С точки зрения интеллекта этот пейзаж мы видели уже сотни раз, и ничего нового он нам сказать не может, а раз так, то нечего напрасно тратить время.

Интеллект планирует, куда надо пойти и что сделать, где что купить, как спланировать рабочий день и т.д. Работа интеллекта важна и необходима для нас. До тех пор пока интеллект держится в надлежащих рамках, помогая нам эффективно справляться с насущными задачами, проблем не возникает. Они появляются лишь тогда, когда интеллект начинает работать "когда надо и когда не надо", погрязая в трясине бесконечных прогнозов, подавляя эмоциональную сферу и лишая человека естественной радости восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним.

Собака, выходя на прогулку, неизменно испытывает неподдельную радость. Она бегает, нюхает, исследует двор, полностью погружаясь в процесс восприятия, обнаруживая нечто новое, чего не было вчера или позавчера. Ей не известны скука и депрессивные размышления типа: "Суета сует - все суета", "Что пользы человеку от того, что трудится он под солнцем?", "Какая тоска - каждый день видеть одно и то же" и т.д.

Младенец находится в состоянии чистого восприятия. Если о нем заботятся надлежащим образом, он не испытывает страха перед миром, от которого он себя пока еще не отделяет. Когда потребности младенца в пище и ласке полностью удовлетворяются, он переживает нирвано-подобное состояние спокойного блаженства и безмятежности, воспоминания о котором сохраняются в подсознании, и к которому, став взрослым, он подсознательно стремится вернуться.

Восприятие находится вне прошлого или будущего. Полностью погружаясь в восприятие, вы как бы выпадаете из потока времени, перестаете оценивать то, что вас окружает, прекращаете прокручивать в голове обрывочные или навязчивые мысли, воспоминания о каких-то неприятностях или планы на будущее.

Секрет мудрости и счастья предельно прост. Он заключается в том, чтобы использовать преимущества интеллекта для решения насущных задач, по мере возможности (когда это позволяют обстоятельства) переключаясь на являющееся источником естественного удовольствия полноценное восприятие окружающего мира, своего тела и себя самого. Своевременное переключение на восприятие поможет вам избежать расставляемой интеллектом ловушки фантастических прогнозов, страхов, навязчивых воспоминаний или размышлений.

Предложенные в этой книге медитации и упражнения "вкуса жизни" - это в первую очередь медитации восприятия. Благодаря этим упражнениям вы не только обострите свое восприятие, но и научитесь придавать ему выраженную положительную окраску.

Когда вы выходите на улицу, воспринимайте мир как можно более полно - с его звуками, запахами, красками. Старайтесь каждый раз отыскать что-то новое, какую-то не замеченную прежде деталь. Обратите внимание на то, как отражаются в луже облака, как сверкает солнечный луч на оконном стекле, как громко и скандально чирикают воробьи, дерущиеся за кусочек хлеба, ощутите дуновение ветра на коже лица, вкус воздуха или капель дождя,

Во время еды как можно более полно наслаждайтесь видом, вкусом и запахом пищи. Если вы обедаете в приятной компании или за красиво накрытым столом, старайтесь одновременно наслаждаться общением, видом блюд, цветом и текстурой скатерти, пейзажем за окном и т.д.

Поначалу вам может быть нелегко одновременно уделять внимание ощущениям, исходящие от разных источников и органов чувств, но со временем ваша способность к восприятию деталей внешнего мира будет увеличиваться, а вместе с ней будет расти ваша способность испытывать ощущение удовольствия от восприятия окружающего мира.

Период острой влюбленности характеризуется в первую очередь резким обострением восприятия. Влюбленный не думает о том, что у любимой красивые глаза, он погружается в омут этих глаз, ощущает их красоту всем своим существом. То же самое относится к запаху, голосу, движениям любимого человека.

Без полноценного переключения на восприятие невозможна качественная сексуальная близость, для которой характерно получение максимального наслаждения от всех органов чувств - обоняния, зрения, слуха, вкуса, тактильных ощущений.

Чем полнее вы сможете переключаться на положительное восприятие окружающего мира, своего тела и своего "я", тем меньше вы будете попадаться в лишающие вас радости жизни "ловушки интеллекта" - навязчивые размышления, сожаления о прошлом или прогнозирование будущего.

Вернуться в "потерянный рай" не так сложно, как это может показаться. Для этого достаточно восстановить заложенную в нас природой естественную способность полноценного восприятия окружающего мира, научиться наслаждаться тем, что делаешь, и тем, что имеешь, простыми вещами, постоянно окружающими нас, но которым наш интеллект, занятый всевозможными прогнозами, фантазиями и проектами, как правило, не уделяет внимания.

Переключаясь на восприятие, даже скучный процесс чистки зубов можно превратить в удовольствие. Ощутите вкус зубной пасты, то, как щетинки зубной щетки массируют ваши десны, делая их более здоровыми и крепкими. Ощутите удовольствие от того, как становятся чистыми и гладкими ваши зубы, как свежеет ваше дыхание, как холодит десны вода при ополаскивании рта. Воспринимайте процесс чистки зубов как акт заботы о своем теле, укрепляющий ваше здоровье и ощущение общего благополучия.

Научитесь наслаждаться своим телом, протекающими в нем естественными процессами, своими движениями, гимнастикой, которую вы выполняете, книгами, которые вы читаете, музыкой, которую вы слушаете, лицами и голосами друзей и любимых, уютом своего дома и множеством других мелочей, которые, в отличие от наших фантазий о будущем, являются главными составляющими нашей реальной жизни. Жизни, которая протекает здесь и сейчас, а не в прошлом и не в будущем.

Научившись переключаться на восприятие, вы обретете свойственную мудрецам способность радоваться самому процессу жизни и на собственном опыте убедитесь, что умение наслаждаться процессом существования значительно важнее воплощения в жизнь неких фантастических идеалов или достижения целей, которые на определенном этапе вашего жизненного пути казались вам чрезвычайно важными. Идеалы, цели и представления меняются Под воздействием тех или иных обстоятельств. Между тем естественная способность радоваться жизни, свойственная счастливым людям и мудрецам, - одна и та же вне зависимости от эпохи, вероисповедания или культуры.

Эпилог.

И в заключение этой книги хотелось бы дать один простой, но в то же время очень полезный совет. Как правило, мы склонны находить "разумные" объяснения любым своим поступкам, оправдывать свои чувства и свое поведение различными, иногда весьма замысловатыми способами. Подобные объяснения и самооправдания, хотя и поддерживают нашу самооценку на должном уровне, не приносят особой пользы в случае, когда наши действия или эмоциональные реакции имеют негативные последствия в большей степени для нас самих, чем для кого-то или для чего-то еще.

Если в поведении типа "назло маме отморожу пальчик" ущерб от намеренного членовредительства частично компенсируется моральным удовлетворением от взвинченного состояния родительницы, определенные стереотипы реагирования и поведения приносят вред исключительно самому человеку. К ним относятся сожаления о прошлых ошибках, терзания чувством вины, муки от чувства собственной неполноценности, страх перед возможными неприятностями, которые могут случиться в будущем, и т.д.

Первым шагом к тому, чтобы научиться распознавать собственные, вредные для вас способы реагирования и справляться с ними является вопрос, который вы задаете себе самому: "Зачем я это делаю?".

Как правило, объясняя свое поведение, мы отвечаем на вопрос "почему я это делаю?", а значительно более важный в практическом плане вопрос "зачем?" мы себе почему-то не задаем.

Представьте, что кто-то спросит чиновника из притчи о пяти лекарствах, зачем он расстраивается так сильно, что практически загоняет себя в могилу собственными чувствами.

Скорее всего чиновник скажет: "Я расстраиваюсь оттого, что меня унизили и опозорили". Этот ответ является ответом на вопрос "почему?", в то время как вопрос был "зачем?", иными словами: "Какая тебе польза от того, что ты расстраиваешься из-за непонятного поступка незнакомого тебе, возможно, сумасшедшего человека?".

Если бы чиновник смог на мгновение выйти из состояния эмоциональной вовлеченности и оценить свое поведение с позиции трезвого рассудка, наверняка он ответил бы: "В том, что я расстраиваюсь, нет абсолютно никакого смысла. Кто знает, какие странные личности могут встретиться на моем пути? Если я буду изводить себя из-за их сумасшедших выходок, моя жизнь превратится в кошмар!".

Задумайтесь о том, как часто вы расстраиваетесь, испытываете чувство беспомощности, тревожности или страха по самым различным причинам. Если вы зададите себе вопрос: "Зачем я расстраиваюсь?", "Зачем я боюсь?", "Зачем я нервничаю?", "Зачем я чувствую себя беспомощным?" или "Зачем я чувствую себя виноватым?" и, временно выйдя из состояния эмоциональной вовлеченности, перейдете в позицию "стороннего наблюдателя", наверняка вы ответите себе: "Это не приносит мне ничего, кроме вреда. Возможно, у меня есть причины для подобных чувств, но от того, что я буду терзать себя мучительными переживаниями, лучше не станет. Разумнее направить свои силы на улучшение ситуации, в которой я нахожусь, и исправить то, что можно исправить, а не расходовать силы впустую на бессмысленные терзания".

Научившись своевременно задавать себе вопрос "зачем?" и честно на него отвечать, а затем поступать в соответствии с полученным ответом, вы начнете действовать так, как действует "мастер игры". Неудачи бывают у каждого, любой человек ошибается, но "мастер игры" не страдает от своих промахов и неудач. Он испытывает удовольствие, отыскивая выход из трудного положения, и извлекает пользу и опыт из собственных ошибок, которых повторно не допускает.

Надеемся, что изложенный в этой книге материал поможет вам изменить свою жизнь к лучшему и обрести столь необходимые для каждого из нас душевное благополучие, уверенность в себе, энергию и внутреннюю силу.

Успехов вам на этот пути!