Индийская мифология. Энциклопедия.

Л.

ЛАКШМАНА.

Герой, сын царя Дашаратхи, сводный брат и преданный друг Рамы. В Лакшмане воплотилась восьмая часть божественности Вишну.

ЛАКШМИ (ШРИ).

Богиня счастья, богатства и красоты, супруга Вишну. Когда боги и асуры пахтали океан, Лакшми появилась из него с лотосом в руках. Считается, что она сопровождает Вишну во всех его аватарах, воплощаясь в Ситу, супругу Рамы, в Рукмини, супругу Кришны (или в Радху, его возлюбленную) и т. д. В «Махабхарате» воплощение Лакшми — Драупади.

ЛАНКА.

Остров, примыкающий к Джамбудвипе, и город на нем, столица царства ракшасов. В буддийской хронике «Дипавамса» остров Ланка был отождествлен с Цейлоном.

ЛЕШЬЯ.

У джайнов аура всякого живого существа, замечаемая лишь теми, кто достиг определенной ступени духовного развития.

У лешьи имеются вкус, цвет и запах; цвет указывает на нравственные качества владельца лешьи. Существует шесть основных цветов: черный, синий, серый, оранжевый, розовый и белый. Чем выше поднялся человек по лестнице духовного развития (чем совершеннее джива), тем светлее его лешья.

ЛИНГА (ЛИНГАМ).

Символ божественной производящей и творческой силы, стилизованное изображение эрегированного мужского члена. Атрибут Шивы; в честь этого божества воздвигаются многочисленные линги, самая высокая из которых, в храме Матан-гешвара, достигает двух с половиной метров. Согласно легенде, пять пророков, явившихся из пяти шивалинг — пяти лингамов Шивы, расположенных в различных местностях Индии, — открыли «жаждавшим услышать» основы Лингайята, тантрического учения.

ЛОКА.

Мир как часть вселенной. Наиболее распространено представление о трех мирах (трилока) — небесах, земле и подземном мире. В брахманах, упанишадах и пуранах встречаются и более сложные иерархии, в которых небеса делятся на несколько сфер, а ниже подземного мира помещается преисподняя, которая членится на чрезвычайно многочисленное множество уровней (до 8 400 000 у джайнов).

ЛОКАНТИКИ.

У джайнов божества Брахмалоки (седьмого неба, или верхнего рая). Их имя переводится как «[стоящие] на рубеже мира» и означает, что в следующем воплощении локантики станут людьми и достигнут освобождения. Локантики делятся на восемь колен: Сарасвата, Адитья, Вахни, Аруна, Гардатойя, Тушита, Авйябадха и Аришта. Эти божества не ведают чувственных наслаждений и непрерывно медитируют.

ЛОКАПАЛЫ.

Божества — стражи стран света. Первоначально считалось, что локапал четверо, впоследствии их число увеличилось до восьми. У каждого локапалы свой слон; эти слоны также именуются локапалами и поддерживают с восьми сторон землю. Локапалы были поставлены Брахмой после низвержения царя Нахуши. Индра охраняет восток, Яма — юг, Варуна — запад, Кубера — север, Сома — северо-восток, Сурья — юго-восток, Агни — юго-запад, Ваю — северо-запад.

В буддизме локапалы — подгруппа дхармапал, «четыре великих царя»: Дхритараштра — на востоке, Вирудхака — на юге, Вирупакша — на западе и Вайшравана — на севере. Также локапалы — местные божества, хранители гор, рек, племен и т. д.

ЛУННАЯ ДИНАСТИЯ.

Один из двух главных царских родов, к которым принадлежало большинство легендарных героев эпических и пуранических сказаний. Прародителем Лунной династии считался бог луны Сома, первым царем был Пуруравас, внук Сомы. Пуруравас женился на апсаре Урваши; внук их старшего сына.

Аюса Нахуша захватил власть над тремя мирами, а дети сына Нахуши Яяти считались родоначальниками многих племен и царских фамилий. Наибольшей славы достигло потомство младшего сына Яяти — Пуру, которому отец завещал свое царство: в числе потомков Пуру (пауравов) индийские сказания называют племена бхаратов и панчалов, Бхарату, Куру, Шантану — мужа богини Ганги, Панду и Дхритараштру, чьи сыновья — пандавы и кауравы.