Индийская мифология. Энциклопедия.

Ш.

ШАКРА.

Главный бог в девалоке тридцати трех богов (траястринса). Считается, что он во главе огромного числа богов и девапутр появляется в мире людей, чтобы слушать проповеди будды Шакьямуни и оказывать помощь последователям будды и добрым людям.

ШАКТИ.

Творческая энергия божества, «воспроизведенная» в образе его супруги. В первую очередь о шакти говорится применительно к Шиве и его супруге. Шактистские культы трактуют Шакти как верховное божество и как одну из ипостасей жены Шивы (Деви, Сати, Дургу, Парвати и т. д.).

ШАКЬЯМУНИ (СИДДХАРТХА, ГАУТАМА).

Последний земной будда, проповедовавший дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение. Шакьямуни — реальный человек, живший в Северной Индии в середине I тыс. до н. э. Его жизнеописание начало мифолигизироваться, по-видимому, уже при жизни; канонический образ, зафиксированный в буддийских канонических текстах, сложился на рубеже нашей эры.

В течение многих кальп Шакьямуни перерождался в качестве бодхисатвы, принимая облик всевозможных существ. Свое предпоследнее рождение он провел в небе тушита. Боги просили его родиться в облике человека, чтобы он мог стать буддой и проповедовать дхарму. Он выбрал местом своего рождения маленькую страну племени шакьев в Северной Индии, а родителем — царя Шуддходану. Несмотря на искушения Мары, в возрасте 35 лет Шакьямуни достиг бодхи и стал буддой. В возрасте 80 лет он ушел в полную нирвану.

ШАЛАКА-ПУРУША.

У джайнов 63 выдающиеся личности, регулярно появляющиеся в мире на каждом полуобороте колеса времени. К этим существам принадлежат тиртханкары, чакраватины и триады «баладева — васудева — пративасудева».

ШАМБХАЛА (ШАМБАЛА).

Чудесная страна в окружении восьми снежных гор, которые напоминают лепестки лотоса. Из этой страны по всему миру разошлось учение калачакры.

ШАРИПУТРА.

Один из главных учеников Шакьямуни. ШАСАНА-ДЕВАТА.

У джайнов божества-охранители тиртханкаров. Они всегда появляются вдвоем, и у каждого тиртханкары свои шасана-девата.

Индийская мифология. Энциклопедия

Сон матери Шакьямуни. Индийский рисунок.

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ ШВЕТАМБАРЫ.

Буквально «одетые в белое». Направление в джайнизме, противопоставляющее себя дигамбарам и почитающее собственный канон религиозно-философских сочинений. Шветамбары утверждают, что первоначальный священный канон джайнских текстов сохранился до наших дней.

ШЕША.

Тысячеглавый змей, который поддерживает землю. Это — царь нагов, он служит ложем для бога Вишну, отдыхающего в перерывах между творениями мира. В конце каждой кальпы Шеша извергает ядовитое пламя, уничтожающее вселенную. Считается, что землетрясения происходят, когда Шеша зевает.

ШИВА.

Один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду (Тримурти). В шиваизме Шива — высшее существо, олицетворение созидательных и разрушительных сил мироздания.

Воплощением космической энергии Шивы, регулирующей мировой порядок, служит оргиастический танец «тандава».

Главный символ Шивы — лингам. Свиту Шивы составляют праматхи («мучители»), бхуты, веталы и пишачи — злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом.

ШРУТИ.

Буквально «услышанное». Раздел древнеиндийской литературы, произведения которого суть откровения, полученные мудрецами-риши от богов. У этому разделу относятся веды, брахманы, араньяки и упанишады.

ШУДРЫ.

Одна из четырех варн, сословие слуг-«однорожденных», то есть не прошедших инициации. Шудры имели самый низкий социальный статус и должны были во всем повиноваться представителям других варн.