Иньские даосские практики: методическое пособие.

Введение. Принципы построения практики.

Данное методическое пособие опирается на общие теоретические принципы, изложенные автором ранее в книге «Женские даосские практики» (2004). Разумеется, любые теоретические принципы могут отрабатываться на практике с использованием различных техник в разном порядке. Вот почему здесь приводится базовая схема в форме алгоритма «если – то», где должны учитываться личные особенности каждой женщины при решении вопросов: с чего начать, на чем делать акценты, как долго практиковать и в какой форме завершать практику. Вы должны сами принимать ответственность за выбор алгоритма, если у вас нет возможности проконсультироваться с преподавателем. Однако для начинающих самодеятельность не рекомендуется, и пособие предполагается как памятка для практикующих с автором.

Давайте выделим сначала самые основные параметры для построения личных алгоритмов практики. Первичное качественное различие в энергиях мужчины и женщины определяется лишь преобладанием ян и инь соответственно. Далее, эти энергии начинают естественным образом проявляться в действии, что приводит уже к структурным отличиям в форме тонкого тела и очевидном физическом облике. Таким образом, прежде всего надо понять, чем нам предстоит заниматься: развивать имеющуюся природную женственность или же, напротив, констатировать ее отсутствие ввиду тотальной социальной эмансипации и пытаться восстанавливать недостающие состояния. В современном западном обществе гораздо актуальнее второй вариант, поэтому строить практику мы будем здесь «от противного».

Проще говоря, это означает, что при беглом знакомстве с вертикальной ориентацией мужской янской и горизонтальной ориентацией женской иньской структур мы предлагает приступать к постепенному переходу от положения стоя через положение сидя (среднее для обоих полов) к положению лежа.

Положении неподвижно подолгу – это вызывает у нее только лишнее беспокойство ввиду хаотичной активации янской энергии, которая ведь по-прежнему преобладает, но остается без применения. Многие женщины из мегаполисов жаловались мне, что они не могут «лежать спокойно». Итак, мы предлагаем сначала упорядочить энерноструктуру в положении стоя, более того, задействуя привычное динамическое состояние, но задавая ему четкий ритм.

Следующий важный принцип в построении практики состоит в переходе от общего к частному. Мужчина и женщина имеют некую общечеловеческую структуру, а половые различия модифицируют ее уже вторичным образом. Такие базовые формы, как «сфера на оси» (кстати, так переводится название даосский практики «тай-цзы») должны быть четко отстроены для любого человека, а вот уже ориентация оси и концентрация энергии в шаре зависят в частности от половых различий (точнее, наоборот, они их определяют). Значит, совершенно неправильно непосредственно приступать к работе, например, прямо с орбитами женских органов. Ведь они в любом случае вписаны в более общую структуру, и если она не упорядочена, то занятия частными практиками будут просто безуспешны и бесполезны.

Очевидно, даже при наложении названных двух принципов «сверху вниз» и «от общего к частному» мы уже можем выбрать несколько вариантов технического построения практики. Однако в общем они совпадают – ведь для женщины именно вертикальное положение будет в наибольшей мере совпадать с мужским (как общечеловеческое), а горизонтальное положение будет наилучшим образом подходить для проработки чисто женских орбит и органов (грудь и матка). Среднее положение (сидя) оптимально для обоих полов, и здесь имеет смысл делать явный акцент на базовую дифференциацию структуры на три дань-тяня – центры сфер главных частей тела, а именно «голова – грудь – живот», а также охватывающую и связывающую их воедино микрокосмическую орбиту (общий контур).

Далее, такие качества, как активность и переменчивость выступают проявлениями янского начала, тогда как пассивность и фундаментальность – иньские характеристики. Разумеется, это вовсе не предполагает, что мужчина не способен остановиться, а женщина всегда неподвижна. Речь идет только о преобладающем или желанном состоянии, которое с неизбежностью опирается на свою противоположность. Как известно, движение и покой – это понятия относительные. В самом знаке тайцзы данный принцип запечатлен в переходе ян и инь друг в друга с зарождением обратной тенденции в самой глубине доминирующего состояния. Предельный покой таит в себе начало движения в силу нагнетения концентрации, а ускоренное движение опирается на прочный фундамент и подвержено инерции вплоть до полной остановки.

На практике подобное соотношение мужского и женского качеств предполагает чередование статических и динамических упражнений. С одной стороны, доминирование женственности означает глубинный покой, фундаментальность как опору для мужской активности, – и именно такое состояние нужно развивать и упрочивать. Но это не означает практиковать исключительно в статике. Ведь обратной стороной медали избытка иньской энергии выступают как застойные явления, так и усиление негативных «земных» свойств, провоцирующих уныние, плаксивость и даже депрессию. Как и в жизни, где женщина всегда взаимодействует с мужчиной, в практике иньские состояния статики и пассивности всегда соотносятся с янскими состояниями динамики и активации – причем, совершенно сознательно.

И здесь мы вплотную подходим к выделению очередного важного принципа различия в структурах, которое тоже определяет построение практики. Мужчина движется по прямой, а женщина живет циклами. Соответственно, составление комплексов будет требовать для каждой женщины выхода на собственный ритм, отмерение личной долготы исходного выполнения каждой техники, выверение частоты периодичности. Конечно, при анализе данности сразу задается направление к выравниванию личного состояния по общим критериям «идеальной» женской структуры, но ни в коем случае не нужно себя «обтесывать под крышку гроба». Присущая жизни женщины среди мужчин неестественность, обусловленная социумом, давно воспринимается женщиной как ее естественное состояние, с чем нужно считаться.

Методически нам придется выделить годовые, месячные, недельные и суточные циклы, где месячный цикл всегда является самым главным для женщины, что явно и отчетливо сказывается на ее состоянии и способности выполнять те или иные практики. Вот почему даже данную нами ниже схему с примерно одинаково распределенными позами (стоя, сидя и лежа) тоже придется вам самим модифицировать едва ли не ежедневно в зависимости от прохождения той или иной точки месячного цикла. Более того, даже подходы здесь могут быть прямо противоположными – по принципу соответствия или компенсации. Так, явное преобладание инь может требовать создание адекватных спокойных условий, а может и, наоборот, востребовать восполнение недостатка ян путем дополнительной практики.

Неудивительно, что у одних женщин период менструации тяготеет к полнолунию, а у других – к новолунию. В идеале, считается, что кровотечение должно совпадать с фазой прилива – то есть менструация приходится на полнолуние. Однако многие современные женщины, особенно проживающие в мегаполисах, констатируют, что у них естественным образом период месячных совпадает или приближается к новолунию. Причина проста – избыток лунной активности провоцирует такой большой прилив энергии вовне, включая внешний социум, что на саму женщину это действует скорее подавляюще, отчего ее организм склоняется к большей сдержанности. Тогда как при наступлении новолуния и внешнем успокоении женщина может позволить себе сильную янскую экспансию в виде кровотечения вовне.

Итак, при достаточно строгой систематизации практик, которая будет приведена ниже, следует не забывать о необходимой вариативности в применении данной схемы. Мы настоятельно рекомендуем начинающим не рисковать самодеятельностью, а проходить индивидуальные консультации.

Исходный ян: «ось + сфера» – динамика стоя.

Начинаем «доказательство от противного» с янского (мужского) положения стоя в динамике, упорядочивая вертикальную структуру в движении. Хотя идеальная форма представляется как «сфера на оси», любой социально-активный человек имеет относительно расплывчатое или и вовсе бесформенное облако ауры, слишком слабо центрированное относительно внутреннего стержня, если он тоже вообще имеется. На уровне самочувствия идеальная форма проявляется в виде уверенности (ось) и наполненности (сфера). При неуверенности в себе и правильности своих действий или вовлеченности в плохо отслеживаемую хаотическую активность, вам явно имеет смысл заняться непосредственной реконструкцией энергоструктуры. Способ коррекции заключается в многократном повторении правильных траекторий.

В контексте перехода к иньским практикам все это важно для ослабления влияния привычных янских состояний, не дающих остановиться. Хорошо известно, что попытки заниматься сидячими медитациями или успокоиться в положении лежа, часто приводят к противоположному эффекту, вызывая лишь перевозбуждение психики, буйное роение мыслей и лишнюю тревогу. Вот почему динамические медитации издревле использовались как в индийской тантре, так и в китайском даосизме, где была разработана одна из наиболее широко известных систем – тайцзы. Однако в отличие от разучивания сложных длинных форм, которые исходно направлены на дальнейшее развитие взятой под контроль янской энергии, мы ограничиваемся здесь направлением энергии по простым четким контурам, чтобы перейти к статике.

«Столб». Классическое положение стоя в даосских практиках называется «столб» и требует тщательного выставления исходной позы от стоп до макушки. Ноги подсогнуты так, чтобы (при опускании взгляда вниз) колени закрывали носки, а стопы расставлены на ширину плеч параллельно друг другу. Спина выстраивается посредством убирания трех изгибов позвоночника (поясничного, грудного и шейного), что для начала удобнее делать у стены. Голова подвешена за макушку, так что подбородок слегка «утопает» внутрь и вниз. Руки в столбе принимают три разных уровня округлых положений перед телом в зависимости от фазы проработки каждой из трех сфер, располагаясь ладонями напротив живота, груди и над головой соответственно. В динамике мы разводим прямые руки в стороны под нужными углами.

В каждом из названных исходных положений производим вращение всего тела относительно вертикальной оси, описывая ровные окружности руками на каждой сфере, всего 5 положений. Длительность каждой фазы должна быть не меньше 3 минут, чтобы все упражнение в целом занимало около 15 минут. Фактор времени важен: именно настойчивое повторение правильных траекторий постепенно начинает выправлять форму энергоструктуры. А если не забывать, что всякая система инерционна, то для преодоления инерции привычной бесформенности приходится создавать новую инерцию оформления. Так, с очевидностью, сначала приходится долго практиковать, но эффект будет держаться недолго, что вы скоро почувствуете. Однако со временем при регулярной практике достаточно пары движений, чтобы подправить состояние.

Для усиления связности внутренней структуры также при отстройке всех пяти циклов работают глаза (докручивание) и стопы (переминание). А именно, взгляд перемещается влево-вправо по горизонту, не занимаясь при этом внешним наблюдением или рассматриванием, ведь все внимание обращено внутрь. Но увод взгляда дальше физически возможного проворота плеч позволяет как бы «докручивать» сферу на энергетическом уровне. Точно так же задается вовлечение ног в общее вращение тела путем внешне почти незаметных толчков попеременно каждой стопой с посылом импульса в ладонь противоположной руки. По внутренним ощущениям, вы словно слегка переминаетесь с ноги на ногу, отчего тело закручивается поочередно в ту и другую сторону. Но без подобных тонкостей поначалу можно обойтись.

Представим мысленно конструкцию, которую мы создаем посредством полностью завершенного цикла вращений туда-сюда относительно оси. При удержании рук в нижнем (45°), среднем (90°) и верхнем (135°) положениях ладони рук описывают четкие окружности, которые словно обручи стягивают всю сферу вашего личного пространства. Для фиксации их в упругом состоянии, что позволяет им держать форму даже после прекращения практики (своеобразный эффект энергетической инерции), важно именно многократное повторение одинаковых движений. Кроме того, после верхнего контура руки снова возвращаются к среднему и нижнему положениям, закрепляя и усиливая их контуры. Всего мы совершаем 5 циклов вращения – подряд или с разбивкой (см. ниже).

Более того, центры ладоней служат естественными точками выхода энергии, и при обращении ладоней внутрь собственной структуры вы начинаете автоматически наполнять сферу своей же энергией (попросту говоря, не рассеивать ее вовне, а сохранять). Четкая форма окружностей позволяет также добиться весьма равномерного распределения энергии внутри энергоструктуры, что крайне важно для подготовки к дальнейшей работе. Обратите внимание, что нижнее и верхнее положения рук заведомо задают ориентацию ладоней вниз и верх соответственно, тогда как среднее положение отвечает за два сектора – вот почему первый раз имеет смысл вращать окружность ладонями вниз, а при возврате в среднее положение – сохранить обращенность ладоней вверх. Это в значительной мере зависит от личных ощущений, как вам удобно.

Наконец, если вы добавляете для отдыха статическое положение после каждой окружности, вращая микрокосмическую орбиту (см. следующую главу), то получается еще более связная и плотная конструкция, где вы постоянно чередуете вращение орбит в одной и другой плоскости, что укрепляет объемную сферу. Обычно я предлагаю добавлять элементы данной конфигурации постепенно, начиная от простого к сложному, чтобы тело просто успевало привыкать к нагнетению нового структурированного состояния по сравнению с привычной расхлябанностью. Но примерно представлять себе общую картину сразу не помешает.

Микрокосмическая орбита – статика стоя / сидя.

Начинающим будет довольно сложно удерживать руки непрерывно целых 15 минут, поэтому допустимо подключать в промежутках при смене положения рук работу с более близким к физическому телу контуром – так называемой «микрокосмической орбитой». Для этого руки плавно переводятся в упор на колени, и делаются несколько циклов вращения орбиты в янском варианте: вдох по позвоночнику вверх, выдох по передней центральной линии вниз. Для смыкания обеих частей орбиты используются два «замка»: собранность промежности и состыковка кончика языка с верхним нёбом. В приведенном упражнении микрокосмическую орбиту можно добавлять отчасти для «отдыха» при переключении в другую плоскость вращения. Обычно она делается специально подолгу в «столбе» в сугубо мужском варианте – для подготовки воина (подробнее см. «выход из практики»).

Здесь сразу же целесообразно подчеркнуть структурную разницу между мужским и женским вариантами вращения орбиты. По наблюдениям, естественное вращение для мужчины (которое часто считается общим для всех людей вообще) происходит снизу вверх сзади и сверху вниз спереди. Однако по мере опыта многие женщины замечали и докладывали инструкторам, что орбита сама собой крутится в обратную сторону – и им сложно заставить ее вертеться по мужскому варианту. Неудивительно, восходящее движение энергии по позвоночнику, при этом сопровождающееся ее качественным изменением или «утоньчением», всегда считалось сублимационным или янским (одухотворяющим) не только в даосизме, но и в йоге, тогда как женская природа требует «опускания», «заземления», «укоренения». И все же современная женщина далеко не всегда соответствует критериям традиционной женственности.

Разумеется, в янском положении стоя логично налаживать также янское вращение орбиты, одинаково для динамической или статической практики. В самом начале женщина будет нуждаться скорее в самодиагностике, чтобы понять свое исходное состояние. Нужно попробовать оба варианта орбиты (каждый не менее 10–15 минут в день), чтобы постепенно установить для себя наиболее комфортное состояние, возникающее при том или ином варианте. После констатации фактического положения дел женщине нужно принять самостоятельное решение, устраивает ли ее данность или же ей придется заняться коррекцией. Янская женщина тоже бывает вполне удовлетворена своим нынешним качеством, и тогда ей просто не захочется возвращаться к пребыванию в иньских состояниях покоя. Равно как и наоборот, иньская женщина может пытаться «прыгать выше головы», чтобы нарастить ян раньше проработки инь. Не нужно себя ломать – наблюдайте за ситуацией.

Янский же вариант вращения орбиты в положении стоя с постановкой ладоней на колени можно интенсифицировать путем усиленного дыхания. Я использую этот прием в йоге, где пранаяма Капалабхати (акцентированный выдох животом с расслабленным вдохом) актуально именно в начале практики для разогрева тела и снятия энергетических блоков. Это исходно не даосская практика, и в данном контексте она безусловно янская (как и направление орбиты), но в начале практики вы можете вполне сознательно использовать ее в том случае, если чувствуете негативный избыток инь – сонливость, заторможенность, уныние. Тогда имеет смысл сначала восстановить тонус, снять застойные явления и убрать блоки, прежде чем приступать к упорядочению самой иньской энергии. Всегда важен индивидуальный подход, и я задаю здесь как можно более широкий спектр вариантов в качестве арсенала.

Когда вы сознательно переходите на иньское направление вращения орбиты, лучше сразу сменить позу – не стоять, а сидеть (еще лучше лежать, если вы работаете только с орбитой – но в комплексе желательно менять позы последовательно, не пропуская целый уровень). Итак, при перемене направления вращения орбиты меняем также и позу: делаем янский вариант стоя, а затем сразу иньский вариант сидя. Один из этих вариантов будет ощущаться вами как движение «против шерсти», но это нормально. Именно это ощущение вадно уловить, чтобы сделать из него выводы. Далее мы закрепляем иньское движение орбиты, чтобы переходить к более тщательной внутренней проработке всей структуры. В положении сидя вы можете выбрать одну из трех классических поз, предпочтительных для женской практики: на коленях, «журавль» или стопы вместе. Можно сидеть просто скрестив ноги по-турецки или даже на стуле. Важна прямая спина при общем расслаблении.

Имеет смысл сразу напомнить, что классическая поза лотос, которая считается наилучшей для медитации во всех восточных традициях – даосизм, индуизм, буддизм – не будет таковой при акценте на женскую энергию. Причина состоит в том, что лотос очень жестко «запечатывает низы», будучи рассчитан как раз на сильную сублимацию по типу «взгонки» энергии снизу вверх, что безусловно является янским процессом и подходит для янского направления вращения микрокосмической орбиты. Конечно, это прямо противоположно тенденции иньской энергии женщины к заземлению вглубь и распластыванию по горизонтали. Вот почему женщине рекомендуется подключать работу с лотосом постепенно, по мере перехода к проработке ян, а полностью переключаться на медитацию в лотосе только после наступления климакса, когда вообще прекращается основное течение энергии вниз.

Также отметим прямо здесь еще одно важное и очевидное различие между мужской и женской практикой, которое опирается на разницу в способах восприятия и мышления. Мужчина думает головой, его мышление логично и последовательно – то есть он движется по прямой к намеченной цели. Женщина воспринимает мир «нутром» и движется по спирали, постоянно возвращаясь в исходную точку для перепроверки своих ощущений. Итак, янский вариант принятия решений – «думать головой», а иньский вариант – «доверять предчувствию», которое имеет нутряную природу и возникает в самой глубине живота. Вот почему дальнейшее смещение внимания на нижние отделы не должно удивлять – чем больше акцент на женственность, тем ниже центр концентрации, тем ближе само тело к земле, а восприятие – к природе.

Три дань-тяня: голова, грудь, живот-статика сидя.

Далее мы переходим от общей орбиты, охватывающей туловище, к конкретизации трех главных отделов – голова, грудь, живот, – каждому из которых имеет центр (дань-тянь) с соответствующей сферой, по даосскому описанию энергоструктуры. Так, «идеальная фигура» даоса выглядит наподобие «снеговика», где шар живота самый большой, шар груди средних размеров, а шар головы самый маленький. Подобная структура отвечает также требованиям к устойчивой конструкции «пирамиды», которую нельзя «свалить» внешними силами. Для женщины именно такая форма наиболее соответствует чисто природным функциям – вынашивание плода (сначала живот) и кормление (потом грудь) не мудрствуя лукаво (в самую последнюю очередь голова). Однако она необходима и для мужчины, придавая ему иньскую устойчивость «воина в бою», опорный фундамент для нанесения и отбивания ударов.

Для медитативной проработки в положении сидя женщине лучше всего принять позу с разведенными коленями и сомкнутыми стопами. В отличие от йогической позы под названием Бхадрасана стопы не притягиваются вплотную к промежности, а наоборот, намеренно отводятся на некоторое расстояние, чтобы образовалось свободное, но замкнутое пространство между ног. В такой позе нет никакой зажатости, но есть собранность. Горизонтальная плоскость расположения ног служит естественной опорой для структуры «снеговика», а оптимальный сгиб колен помогает без напряжения держать спину прямо, положив ладони на голени. Большие пальцы замкнуты на срединные точки внутренней поверхности голеней, которые легко обнаружить даже без знания китайских мередианов по болевому эффекту при надавливании. Итак, все центры выхода энергии на конечностях (стопы и ладони) замкнуты, что бережет «снеговика» от каких-либо дисбалансирующих факторов.

Один из вариантов медитативной проработки трех общих отделов энергоструктуры и тела (голова – грудь – живот) состоит во вращении энергии по контурам так называемых «монад» в каждой из сфер с последовательным расширением контура при его опускании сверху вниз. Форма монады применяется здесь с целью создать контролируемое плавное движение энергии, ведь при вращении по кругу энергия разгоняется, после чего она несется дальше как «белка в колесе», а нам нужно наоборот успокоиться. В качестве отступления, напомню, что данный принцип прекрасно известен в китайском фэн-шуй, который ведь тоже базируется на принципах даосизма. Например, дорожка к входным дверям дома обязательно должна извиваться, иначе энергия превращается в «отравленную стрелу», направленную прямо на дом, и может ранить жильцов или уязвить их благополучие. Здесь работает тот же самый принцип: изгибы помогают установить контроль.

Поскольку форма монады (восьмерка в круге, полностью описываемая одним неразрывным потоком внимания за четыре фазы: полкруга – полвосьмерки – полкруга – полвосьмерки) располагается в плоскости окружности, в каждой сфере можно выделить несколько плоскостей проработки, наподобие бумажного фонарика. Как у системы координат в трехмерном пространстве, главных плоскостей будет три, а если провести дополнительные плоскости под всеми четырьмя углами, то всего их станет семь. Разумеется, столь тщательная проработка каждой сферы занимает много времени: допустим, по 5 минут каждая из 7 плоскостей помножить на три сферы – почти два часа. Если мы встраиваем проработку сфер в контекст общей практики, то для начала можно выбрать всего одну плоскость, в которой и опускать монаду по трем сферам. Тогда каждый раз нам нужно выбирать следующую плоскость, распределяя полный спектр на неделю практики.

Конечно, периодически можно выделять отдельно полный двухчасовой цикл практики для работы со «снеговиком», но он должен быть вписан в работу со структурой в целом как-то иначе на более длительном временном промежутке – неделя или месяц. Более того, сидеть два часа подряд начинающим сложно, и здесь тоже применим принцип чередования статики с динамикой.

Снятие блоков и устранение застоя – динамика сидя.

Периоды статической работы (даже с учетом концентрации на внутреннем движении энергии по орбите) начинающим обычно имеет смысл чередовать с динамическими фазами. Проще говоря, для того чтобы избежать физического застоя, важно периодически двигаться. Это отвечает также еще одной из первоочередных задач женской практики – выйти на «свой ритм». Так, если вы крутили женский вариант орбиты в положении сидя на коленях, вы можете сразу после статики добавить «маятник», покачиваясь вперед-назад с прямым позвоночником (как палка), продолжая совмещать эти движения с вращением орбиты: вдох – наклон вперед – энергия вверх спереди, затем выдох – возврат назад – энергия вниз сзади. При сублимации, естественно, все наоборот. Колебания всего тела усилят эффект вращения орбиты в статическом положении.

Одно из хороших упражнений до и после «снеговика» или же в промежутке между проработкой трех отделов – чередование выгибания и прогибания грудного отдела, словно вы попеременно то обнимаете большой шар спереди перед грудью, то ложитесь на него спиной. Оно наиболее органично вписывается именно в работу со «снеговиком», поскольку задействует средний грудной отдел, но также стимулируя отчасти прогибы в шее и талии (голова и живот). Более того, этим упражнением вообще можно заменить вращение монады в среднем грудном отделе. Тогда у вас остаются две статических фазы (голова и живот), а между ними заключена данная динамическая связка. Это вариант для непоседливых.

Полностью прорабатывает все тело другое динамическое упражнение, отчасти похожее на йогический Сурья-Намаскар, только выполняется из положения сидя на коленях. Оно служит как бы продолжением «маятника», который мы использовали при переходе от стоячей к сидячей практике. Только наклон доводится до того, что вы полностью ложитесь на колени, касаясь лбом пола, а руки полностью вытягиваете вперед ладонями вниз.

Затем с опорой на руки распластываете все тело по полу, так что ладони оказываются по обе стороны плеч. Далее толкаетесь руками от пола с прогибом в грудном отделе (аналог йогической «кобры»), И наконец, опускаетесь на пол, после чего проделываете те же самые движения в обратном направлении. Работает все тело от пальцев рук до стоп (на которые попеременно наваливается вес тела), поэтому такую разминку полезно делать при долгом сидении.

Если вы делаете подряд два динамических упражнения (выгибы и маятник), то первое из них акцентирует грудной отдел и готовит тело к статической медитации на вращении грудной орбиты, а второе уводит внимание в нижнюю часть живота, которую далее вам предстоит прорабатывать при помощи маточной орбиты. Сурья-Намаскар их совмещает. А если предвидеть, что грудная и маточная орбиты всегда делаются в паре, одна за другой, и между ними уже не следует вставлять никакую динамическую работу, чтобы не рвать единый процесс, то потратить больше времени на динамику после «снеговика» вполне логично. Голову можно оставить в покое – далее при переходе к чисто женским органам она не участвует в процессе. Вращение монады в голове помогает успокоить мысли и избавиться от них хоть на время.

После проработки «снеговика» в комплексе лучше вставить другое динамическое упражнение, хотя можно проделать любое (по состоянию), поскольку далее продолжается практика в положении сидя. Если вам удобно сидеть в позе с разведенными коленями и сомкнутыми стопами, то здесь хорошо подходит вращение оси позвоночника по воронке, которое служит подготовительной фазой в «Дао Инь» перед медитацией на чувствах. Руки скользят по ногам от щиколоток через голени до колен с краткой четкой фиксацией трех положений ладоней, а все тело движется по кругу: вперед – влево – назад – вправо. Каждое положение тела точно совпадает со следующим положением рук. Конечно, основное внимание будет привлечено к сфере живота, тогда как верхняя часть туловища по инерции совершает вращение, заданное снизу вверх, благодаря удержанию прямого позвоночника. Потом в обратную сторону.

В целом, это вращение служит лишь подготовкой к другому комплексу «Дао-Инь», который мы не рассматриваем здесь полностью, поскольку он в значительной мере самодостаточен и может составлять основу практики для женщины. Взятое здесь вращение позволяет сформировать более конкретную объемную структуру в положении сидя, нежели мы имели ранее в качестве «шар на оси». Ноги формируют почти плоскую платформу, где разведенные приподнятые колени задают основание уходящей вверх невидимой энергетической пирамиды. Тем не менее, весь корпус описывает перевернутый конус с точечной вершиной в промежности и широкой воронкой, по которой перемещается тело по кругу. В проекции это два треугольника, обращенные вверх и вниз и стыкующиеся по одной стороне при наклоне тела вперед.

После вращения можно добавить скручивания, которые служат наиболее сильно воздействующим движением на ствол позвоночника. Мы чередуем скручивания вправо и влево при удержании вертикального положения корпуса за счет сдвига рук: одна ладонь скользит в нижнее положение, а другая асимметрично – в верхнее. При этом мы не забываем также об энергетическом качестве левой и правой стороны тела, где левая является иньской (женской), а правая – янской. При скручивании это означает, что движение вправо следует янскому восходящему потоку, отчего весь позвоночник словно растягивается снизу вверх без наклона; а движение влево попадает в иньскую нисходящую струю, отчего тело проседает как бы провисая на спрессованном позвоночнике. Разумеется, эти движения растяжения и сжатия позвоночника практически незаметны снаружи, но они чувствуются внутри.

Скручивания представляют собой гораздо более тонкую динамическую работу, чем вращения, поэтому добавлять их имеет смысл только при повышенной чувствительности. Они не дадут вам просто снять застойные явления, их задача более изощренная – энергетическая прокачка позвоночного столба за счет легкого воздействия попеременного расширения и сдавливания. Этот прием используется во многих техниках, которые мы скорее отнесли бы к статике, где работает скорее энергия, чем физика.

Орбиты женских органов (грудь и матка) – статика сидя.

Вместе грудная и маточная орбиты формируют нечто вроде «энергетического корсета», в который заключены внутренние органы. Это позволяет сохранять и еще более накапливать энергию в самих органах, которую можно использовать как для сублимации, так и для деторождения и вскармливания. Более того, построение орбит путем повторного проведения внимания по контурам запускает направленное течение энергии вокруг этих органов, что снимает имевшиеся блоки, устраняет застойные явления, а значит больше не приводит к негативным последствиям избыточного инь вроде истерии или депрессии. На определенной стадии такая динамическая медитация может оказаться верным средством профилактики и устранения опухолей, но для полного рассеивания реальной опухоли потоком энергии нужно время и сила.

Каждый из контуров является как бы «сдвоенным»: грудная орбита состоит из двух петель вокруг двух грудей, которые можно описывать поочередно или синхронно, а маточная орбита состоит из передней и задней половин, причем каждая из них проводится в виде двойного контура. Начинающим рекомендуется все время сохранять одноточечную концентрацию, прослеживая вниманием каждый контур, что само вызывает проведение по нему энергии, ибо энергия всегда автоматически следует за вниманием, а поток энергии налаживает кровообращение и иные физиологические процессы. Когда возникает реальное ощущение потока энергии в контурах, можно переходить на практику с объемным вниманием, где вы одновременно схватываете сразу весь контур, наблюдая за течением в каждой из его частей.

Совмещать движение энергии по орбитам с дыханием не рекомендуется, разве только в самом начале, если очень сложно выйти на свой ритм движения. Но напрямую поток в контурах никак не связан с дыханием, поэтому его нужно отпустить, чтобы оно успокаивалось и замедлялось, тогда как течение энергии в орбитах, наоборот, будет лишь усиливаться. Скорость проведения внимания по контурам действительно индивидуальная, и здесь крайне важно не подстраиваться под внешние ритмы, а слушать собственное тело. Вот почему (как при любой внутренней работе) исключена практика под музыку, даже если в тишине вам трудно успокоиться. Важно научиться видеть реальные процессы, а не создавать иллюзии, хотя бы и желаемые. Но не следует потакать энергии, позволяя ей отклоняться, куда ей вздумается.

Поскольку мы следуем принципу «опускания» сверху вниз.

– от головы к животу, от положения стоя к положению лежа, – закономерно сначала выполняется грудная орбита и только потом маточная. На вращение каждой орбиты в идеале стоит отвести по 15 минут, хотя ознакомительная практика в полном комплексе может ограничиваться всего 5 минутами. Не забывайте, что любая прочная структура создается и поддерживается за счет инерции движения в ней, поэтому, чтобы хаотическое движение энергии перестало сбивать новый процесс и орбиты обрели устойчивость, которая в свою очередь не позволит выбивать систему никакими внешними воздействиями, нужно многократное повторение. Один из критериев реальной концентрации – ощущение энергетической пульсации в матке (хотя физически там нет рецепторов).

В дальнейшем можно сохранять осязаемое ощущение ношения энергетического корсета даже в повседневной жизни. Он не только предотвратит лишнее рассеивание энергии и ненужные эмоциональные западания, вроде стихийной влюбленности по типу «солнечного удара», но и предохранит вас от внешних воздействий, вроде нежелательных попыток соблазнить или приворожить со стороны лиц, вступать в отношения с которыми не представляется желательным или правильным. Появляется чувство собранности, которое и составляет основу женского целомудрия, сдержанности, верности (избранному супругу или наоборот монашеским обетам) и пр. Кроме того, это надежная защита от негатива с сенсуальной окраской – ревности других женщин, сглаза завистниц и прочей «черной магии».

Построение «единого центра» в матке – динамика лежа.

Дальнейшие действия тоже достаточно органичны: мы опустили внимание в живот, что само требует перехода к горизонтальному положению лежа, а также добились (в идеале) пульсации матки, что позволяет целенаправленно создавать «единый центр». Кроме того, после длительной статической медитации тело само собой нуждается в подвижности. Итак, переходим к валяниям на полу с центрацией в матке. Разумеется, мы не теряем всю построенную структуру, а задействуем в дальнейшей практике все упроченные элементы, такие как сфера, ось, орбита, снеговик и пр. Все они с очевидностью будут нам помогать и проявляться в следующей технике, которая является гораздо более конкретной по своему воздействию. К тому же она включает в себя частое чередование раскрытия с собиранием, что позволяет наполняться.

Лягте на пол в наиболее раскрытом состоянии – руки и ноги расправлены как морская звезда под равными углами, так что ладони и стопы четко вписаны в окружность, центр которой проецируется в матку. Одним движением сомкните ладони над головой и стопы под промежностью, не отрывая от пола локти и колени – это положение более собранное, но оно еще раскрыто. Всем телом повернитесь на правый бок, смыкая локти и колени, – здесь все тело закрыто и расположено по одну сторону от вертикальной оси. Вернитесь в среднее положение, вытянитесь всем телом в прямую линию от пяток до пальцев рук, затем снова вернитесь в среднее положение и повернитесь на левый бок симметрично предыдущей позиции на правом боку. Через среднее положение снова раскройтесь как «морская звезда».

Этот комплекс можно немного модифицировать, если сделать акцент сначала на центральную ось – тогда исходным и завершающим будет положение с вытянутыми на одной прямой руками и ногами. В таком случае его можно убрать из середины комплекса. Вся последовательность становится более короткой и компактной, и ее проще освоить начинающим. Однако в ней совершенно отсутствует фаза полного раскрытия, которая, впрочем, наиболее энергоемкая. Вообще, возможны и другие модификации порядка движений, но важно одно – сохранять концентрацию на построении «единого центра» в матке, находящегося на центральной оси и выступающего центром главной сферы. Не так важна техника, как наработка самого ощущения центрированности и собранности.

Здесь должно сработать уже развитое ранее чувство своего ритма, чтобы движения конечностей были синхронизированы с одинаковой скоростью. Чем естественнее движение, тем дольше можно выполнять весь комплекс без усталости. В любом случае, критерием для остановки вам послужит собственное ощущение пересечения той границы, за которой явное чувство облегчения и наполненности от практики переходит скорее в необходимость прикладывать усилия для ее продолжения. Именно в этой точке нужно завершать практику – причем это правило по большому счету касается работы с любой техникой, и такой подход гораздо надежнее и точнее отмеривания нужного времени по часам или таймеру. Исходно зафиксированную длительность имеет смысл постепенно растягивать по мере накопления опыта.

Если вы устаете слишком быстро, не успевая почувствовать никакого эффекта, можно разбить данную практику на несколько циклов. Проделайте последовательность всего несколько раз подряд, остановитесь в предельно раскрытом исходном положении «звезды», и продолжайте практику лишь мысленно, сохраняя тело неподвижным. Когда тело отдохнет, а усилившееся движение в энергетическом теле начнет снова затягивать физическое тело, сделайте еще несколько последовательностей реально, а не только мысленно. Такой подход можно воспроизвести несколько раз. Другой вариант мысленной работы во время передышки – не воспроизводить мысленно последовательность целиком, а лишь попеременно собирать внимание к центру и расширять его на всю сферу до периферии, совмещая с дыханием.

Алхимическая орбита: захват дань-тяней – статика лежа.

Переходим теперь к статической медитации в положении лежа – то есть только теперь мы добрались до предельно иньского состояния, выраженного одновременно в горизонтальной ориентации, покое и неподвижности, наполненности и удовлетворенности. Прежде всего, давайте разучим правильные положения тела для медитации, поскольку мы продолжаем здесь работать со структурой, причем на еще более конкретном уровне. Таких положений два – на спине и на правом боку, причем в каждом из них можно будет делать значительную часть той работы, которую мы проводили выше в положении сидя. Практически все иньские орбиты допускают медитационное положение лежа. Но вот злоупотреблять им тоже не стоит, чтобы не впадать в излишнюю сонливость и не расслаблять чрезмерно мышечный корсет без всякой нагрузки.

Даже если вы делаете практику непосредственно перед сном, настоятельно не рекомендуется заниматься прямо в постели по нескольким различным причинам. Во-первых, вы легко можете соскользнуть в сон, пропустив фазу сознательного завершения практики, которая очень важна для закрепления эффекта. Далее, медитативное или сонное состояния – это совершенно разные качества не только сознания, но и энергии. Ваша постель во сне накапливает и хранит атмосферу бессознательного высвобождения хаотической и часто негативной энергии, потому такое место меньше всего подходит для медитации, где предпочтительна специально очищенная атмосфера. Конечно, вы можете медитацией «очистить» себе место для сна, но это годится для продвинутых практикующих, а у начинающих не хватит силы.

В положении лежа на спине, согните ноги в коленях так, чтобы полностью убрать поясничный прогиб позвоночника и положить всю спину на пол (точнее коврик) вплотную. Конечно, поверхность должна быть достаточно упругая и не проваливаться – еще одна причина, по которой не подходит мягкая постель, а нужен резиновый коврик или плотный палаз. Стопы стоят параллельно тоже в плотном контакте с полом, хотя и без нажима, на таком расстоянии, при котором согнутые в коленях ноги даже при полном расслаблении не будут ни разваливаться в стороны, ни соединяться коленями. Это расстояние для всех в силу разных пропорций тоже строго индивидуальное, поэтому для начала вы можете подвигать ногами, чтобы найти «свое» наиболее удобное положение. Руки смыкаются ладонями на центре живота, левая сверху.

Напомним, что левая половина традиционно считается «женской» по качеству энергии, причем не только в даосизме, но и в йоге, где именно с левой стороны проходит канал лунной энергии Ида, задающий соответствующее иньское состояние. И для того чтобы активировать этот канал, делается акцент на дыхание через левую ноздрю, которая сама открывается естественным образом в положении лежа на левом боку. Точно так же здесь для иньской медитации выбирается именно положение лежа на правом боку, которое автоматически способствует раскрытию левой «женской» половины, насыщая иньское состояние. Правая ладонь замыкается плотно под правое ухо. Левая ладонь покоится на левом бедре или замыкается на центр живота. Ноги согнуты по-прежнему, как лежа на спине, словно вы повернулись, не меняя формы.

Можно воспроизводить здесь работу с микрокосмической орбитой (в иньском направлении вращения), проработку монад трех отделов (голова – грудь – живот), орбиты женских органов (грудная и маточная). Но если вы уже проделали все ранее сидя в заданном комплексе и перед вами стоит задачи собирания всей практики и закрепления эффекта, то для такого случая лучше всего подходит так называемый Таньянский метод. Хотя исходно это алхимическая орбита, то есть она направлена на сублимацию и связывание энергии, которые характеризуются янским качеством, мы можем снова изменить направление вращения на иньское, тогда как дополнительные петли орбиты воспроизводят оформление трех дань-тяней, которое мы осуществляли ранее при помощи объемных монад. Получается компактный «снеговик».

Данную орбиту проще понять по схеме, но все же приведем последовательное описание. По форме это хорошо известная вам микрокосмическая орбита, но когда вы ведете внимание по спине, производится захват петлей внутреннего пространства грудной клетки (точка входа-выхода соответствует проекции центра между лопатками), и орбита продолжается без перерыва; производится аналогичный захват петлей внутреннего пространства головы (точка входа-выхода расположена на макушке или в межбровье), а затем с передней стороны осуществляется интервенция внутрь живота (точка входа-выхода находится в центре живота или в пупке). Всего делается три петли, внутри они как бы заходят в свободное пространство между друг другом и самой орбитой.

Если практика выполняется не вечером перед сном, а утром или днем, то положение лежа никак не может быть завершающим, поскольку нам надо вернуться к повседневной активности. В таком случае, уже в горизонтальном положении следует предусмотреть зарождение ян в инь (очевидное в знаке тайцзы как белая точка в черной половине круга). Состояние зарождения внутреннего ян во внешнем инь легко задается как раз сублимационным «мужским» направление орбиты при сохранении горизонтальной «женской» позы. То есть мы просто крутим алхимическую орбиту в исконном янском направлении, где энергия движется вверх сзади и вниз спереди. Тогда сама практика постепенно нагнетает тенденцию к активации, побуждая вернуться в общее положение сидя.

Если вы заканчиваете практику вечером перед сном, то в любом случае нужно собрать всю энергию путем вращения орбиты, затем перевести ее в нижнюю сферу живота, сделать несколько кругов руками (левая сверху) по поверхности живота (по часовой стрелке – в направлении изгибов кишечника), концентрически стягивая их к центру, где задержать руки на некоторое время, мысленно собирая, центрируя, фиксируя всю проделанную работу. Когда же возникло ощущение целостности, руки можно мягко отпустить и вернуть внимание во внешний мир. Впрочем, даже если вы не сразу ложитесь в постель, не рекомендуется рассеиваться на дополнительные возбуждающие факторы, вроде смотрения телевизора или составления бизнес-плана назавтра.

Выход: пять плотных органов – возврат в положение сидя.

Внимание! Все последующее актуально для выполнения только в утреннее или дневное время, но не рекомендуется вечером.

Вернувшись в положение сидя можно выбрать простую позу со скрещенными ногами для продышивания и массирования пяти иньских органов. Но можно работать и в полулотосе. То есть здесь вместо чисто энергетического воздействия оказывается прямое давление на физическое тело, чтобы оптимизировать работу органов, устранить остаточный застой после иньской практики и вернуться в мир, построенный по «мужским» законам. Именно иньские плотные органы служат резервуарами для накопления избыточной иньской энергии, которая в чрезмерной концентрации провоцирует на выбросы через негативные эмоции. Всем известны женские стервозность и/или истеричность. В китайской медицине давно подмечено, какие именно органы отвечают за тот или иной эмоциональный дисбаланс. Пять «плотных» органов – это сердце, легкие, селезенка, печень и почки, то есть органы, не имеющие внутренней полости, как, например, желудок и кишечник, которые, наоборот, считаются янскими, или «полыми». Согласно даосизму, страх травмирует почки, беспокойство – селезенку, гнев – печень, веселье – сердце, а плач – легкие. В свою очередь, нарушение работы органов может провоцировать неконтролируемое проявление соответствующих негативных эмоций. А значит, здоровый даосский адепт вообще эмоционально нейтрален, он остается невозмутимо спокойным в любой трудной ситуации, и только слегка намечает тенденцию к проявлению тех или иных чувств, но словно хорошо выверенный маятник, быстро возвращается в исходное нейтральное состояние. Он хорошо владеет собой, не поддаваясь на искушения.Иньское состояние «совершенной женщины» – это тоже спокойствие, наполненность, чувство собственного достоинства, неподвластность стихийным чувствам. Китаянки вообще очень сдержанны – это следствие многовековой даосской культуры, которая ничем неискоренима даже в современном социуме. И лишь разбалансировка делает женщину чрезмерно эмоциональной. Обратите внимание, что пагубно влияют на организм не только те эмоции, которые мы все привыкли относить к негативным, но и… веселье. Китайские врачи говорят, что «радость иссушает сердце». Действительно, радость – это явно выраженное янское состояние, которое хорошо в умеренной дозе для поддержания тонуса и благополучия, но неумеренная радость истощает энергию сердца как иньского плотного органа. Неудивительно, всем известны случаи инфарктов при получении неожиданной благой вести.Итак, сначала мы выполняем продышивание пяти органов (легкая активация), затем массирование (физическое воздействие). Продышивание предполагает, что вы просто помещаете руки на расстоянии от каждого из органов по очереди (или свободно без нажима кладете ладони на тело напротив этого органа) и посылаете энергию на выдохе из рук в орган, а на вдохе расширяете саму зону органа, впитывая и усваивая всю полученную энергию. Это очень похоже на дистанционное рейки в применении к себе. Однако, разница в том, что для работы вы не получаете никаких передач символов, которые модулируют энергию определенной частотой, а вместо запрограммированного ченнелинга передаете свою энергию по структуре, насколько она к настоящему времени разработана. Не нужно форсировать события, пытаясь нагнетать воображением больше энергии, чем есть на самом деле.Массаж органов производится разными движениями со сменой положения ног. Для асиметрично расположенных органов (печень находится справа, а селезенка слева) выбираются позы с асимитричным же положением ног (одна спереди – другая сзади), чтобы акцентрировать воздействие на орган уже самим положением тела. Печень и селезенка прохлопываются мягкими движениями, почти без отрыва ладоней от тела, но с проникновенным толчком. Для остальных органов выбирается симметричное положение со скрещенными ногами – это вкручивание почек, расширение и поддерживание легких, круговое поглаживание для успокоения сердца. Все движения мягкие, плавные, въедливые – то есть сам массаж можно характеризовать как «иньский» по качеству его воздействия, которое уходит вглубь, не травмируя органы.В любом случае, физическое давление оказывает довольно резкое взбадривающее и активирующее воздействие, поэтому после массажа в положении сидя тело закономерно готово перейти в положение стоя. Так мы возвращаемся к началу комплекса, но уже в совсем новом состоянии. Если ранее мы успокаивали янскую взвинченность, чтобы успокоиться и наполниться, то теперь мы выводим наполненность на поверхность как проявление мощных слаженных действий. Собственно, вся иньская практика и нужна была для создания прочного фундамента как надежной опоры для деятельности и развития. Без такой опоры любого человека носит, словно лист на ветру. Здесь мы реализуем даосское «действие в бездействии», или же постигаем на практике философское «недеяние» как «следование естественности».Нетрудно догадаться, что практикующий йог или даос должен избегать пользоваться услугами массажистов, если он сам не понимает, что именно будет с ним делать «профессионал». Разумеется, это не касается массажа в рамках соответственно аюрведической или китайской медицины, поскольку сами системы традиционно сбалансированны и подогнаны так, что внешнее воздействие будет соответствовать внутренней тенденции к развитию. Однако в современном мире многие делают массаж просто для отдыха, расслабления или получения удовольствия, не обращая особого внимания на стиль. Многие делают массажи, особенно «экзотические» даже просто из любопытства, чтобы испытать хоть какие-нибудь новые ощущения. Однако, женщине в контексте иньской практики едва ли подойдет тайский массаж с знаменитыми «заломами рук» и «выдергиваниями ног», больше похожий на принудительную йогу с партнером-массажистом. Будьте осторожны, иначе вы рискуете потерять свои наработки, позволим переформировать свою структуру внешним образом.

Выход: классический «столб» – возврат в положение стоя.

Возвращение в положение стоя предполагает выполнение трех позиций «столба» (соответственно трем фазам вращения руками) для закрепления структуры. Это именно силовая позиция, которая соответствует состоянию воина в битве, которого невозможно победить, то есть в буквальном смысле «свалить с ног». Выверяем все тело как вначале: выставляя стопы, колени, бедра; выправляя три изгиба позвоночника. Три положения рук соответствуют трем дань-тяням, которые мы прорабатывали в форме «снеговика», и каждое из них удерживается хотя бы по 3 минуты (меньше просто бесполезно). В нижнем положении округлые руки расположены так, что центры ладоней сходятся в проекции в центре живота; в среднем положении – в центре груди; в верхнем положении – в центре головы (ладони вывернуты наружу и «держат небо»). Все отличие трех позиций – именно в уровне поднятия рук.

В идеале, «столб» нужно практиковать отдельно, доводя время выдержки до 1–2 часов. Считается, что даже выполнение одной этой техники позволяет полностью очистить и открыть все каналы тела. Это верно только в том случае, если поза выставлена правильно, тогда она действительно работает, так что по мере ее удержания напряжение сменяется «вынужденным» расслаблением, при котором у начинающих может начаться даже довольно сильная тряска от снятия блоков, а в дальнейшем она переходит в состояние более тонкой вибрации всего тела, словно оно пронизано током. И только при длительной практике положение станет привычным настолько, что кажется как будто больше «ничего не происходит». Это и есть самый лучший результат, когда найден верный баланс между опорой инь и осью ян. Прекращение ярких переживаний не означает, что практика перестала быть эффективной, наоборот, это критерий успеха в освоении и удержании положения.

Весь наш практический комплекс можно завершить прямо в «столбе», сделав аналогичные завершающие круги руками по животу, как предлагалось закрывать практику в положении лежа вечером перед сном. Однако можно добавить фазу промежуточной динамики, сделав всего несколько движений руками по круговым траекториям, с которых мы начинали вход в практику. Второй вариант: пройти несколько кругов по полу, выставляя стопы по «монаде» – той самой форме, которую мы использовали ранее для упорядочивания движения энергии в пределах каждой из трех сфер «снеговика». Этот способ берется из багуа, которое представляет собой совсем отдельную практику (вроде тайцзы), но она очень подходит для женщин именно в силу кругового, а не линейного движения. Вообще, можно взять на вооружения занятия багуа как таковые, поскольку там тоже производится вся нужная внутренняя отстройка. Однако не будем углубляться – только наметили.

Вся суть заключительной динамики, если вы решаете ее добавить, – сделать несколько упорядоченных движений прежде чем вы снова начнете использовать тело в качестве инструмента для деятельности. В динамической практике движения делаются для тела, и прямо наоборот, в повседневной активности движения тела служат для достижения неких внешних целей. Промежуточная между практикой и жизнью «динамическая связка» позволяет не разрывать внутреннее и внешнее, делая более плавный переход от практики к будням. Сходный подход используется также во многих других медитативных системах: например, в випассане ходьба является отдельной фазой медитации, но к практике относится и ходьба по пути в столовую, когда раздается гонг на обед, которая считается просто медитацией на повседневной деятельности. Если в практике это ходьба ради ходьбы, то во втором случае вы идете к пункту назначения, но не прерываете саму практику.

* Общее соотношение между жизнью и практикой без привязки к отдельной традиции было разобрано подробнее в другой книге автора – Атма Ананда «Личная реальность».

Заключение. Алгоритмы практики по принципу «если – то».

Варианты видоизменения и перестановки техник с сохранением базовых принципов приводились нами по ходу дела. Всегда ведь есть возможности изменения порядка выполнения упражнений, увеличения или сокращения длительности удержания, смещения практики в суточном и/или месячном циклах, расстановки частей комплекса на разное время и/или в разных местах, модификации практики в особенных личных состояниях (месячные, болезнь, занятость и пр.), даже подключения техник других традиций (йога, танцы и пр.). В том, что касается деталей, спектр вариаций очень широкий, особенно когда накапливается практический опыт, и вы начинаете чувствовать, какие именно движения или техники нужно сделать, чтобы перейти из текущего состояния в то самое, которое представляется вам желанным или нужным. Вот почему так важно с самого начала определить исходный пункт и цель.

Но и при самом общем построении комплекса возможны существенные подвижки. Например, вся схема «стоять – сидеть – лежать» может быть в корне изменена или редуцирована. Многое зависит от исходного состояния и намерений коррекции. Не менее важно учесть время и место текущей практики. Имейте в виду, что положение сидя выступает промежуточным, или средним, а значит, именно оно наиболее приемлемо даже при исходных перекосах в соотношении ян / инь. Оно также оказывается общим для мужчин и женщин при их совместной практике. Как шутил один даосский мастер: мужчина главнее женщины, когда они стоят, но женщина главнее мужчины, когда они лежат. Очевидно, они равны только тогда, когда они сидят – и это положение можно делать базовым для выравнивания ян и инь внутри своей структуры.

Перспективы же сублимационных и трансформирующих практик остаются скорее неким маяком при начальном подборе комплекса. Начинающему бесполезно и даже опасно использовать методы полного преобразования энергоструктуры, пока она еще не стабилизирована в самых основных аспектах, а прежде всего – пока не создано то иньское основание, которое далее будет служить надежным заземлением и укоренением, что мы неоднократно здесь повторяли и подчеркивали. Данная методика направлена именно на его построение и упрочение. А иначе возможны эффекты вроде «синдрома кундалини» у тантриков, когда в результате резкой «взгонки» энергии снизу вверх (не успевая подготовить организм к таким радикальным переменам, да и не собираясь очистить саму энергию, отчего грубые вибрации попросту ломают тонкие верхние настройки), что по даосским меркам соответствует явному янскому перекосу, человек попросту сходит с ума или серьезно заболевает. Начинающим это не грозит, если правильно выставлять ориентир!

Когда вы заведомо ориентированы впредь на одиночное самодостаточное существование, не планируя обзаводиться семьей и рожать детей, акцент на сублимацию можно задавать с самого начала. Но делать это нужно постепенно и контролируемо, так сказать «в час по чайной ложке», чтобы вы успевали отследить эффекты, приучить тело и психику к новым реалиям, выждать и подготовиться к последующим шагам и пр. Более того, при полной осознанности процессов у вас остается некая гипотетическая возможность «передумать» и вернуться к созданию семьи, если ситуация поменяется в корне. Здесь уместно ориентировать на другое даосское направление, представленное на Западе мастерами Мантек Чиа и Мэниван Чиа. Так, в янской даосской практике для женщин, ориентированной на усиление и удлинение оргазма при использовании «мужского» варианта орбиты, которое в пределе может привести даже к прекращению менструации (или «убиению красного дракона»), возврат все-таки возможен – вы можете потом восстановить месячные и забеременеть. Но для этого нужно всегда ясно и отчетливо понимать, что именно и зачем вы делаете.

Приложение. Опыт применения данной методики в группе.

Хотя в таком виде я дала много индивидуальных консультаций, приведу здесь только опыт инструктора Алены Спила (Рига), которая не только модифицировала комплекс для себя, но и создала новую группу, о чем и написала мне спустя два месяца:

«Практиками занимаюсь сама и с группой, которую назвала "Женские практики на каждый день". По полтора часа три раза в неделю. Пока занятия проходят в таком режиме – выстраиваем ось, закручиваем сферу. Так как уже есть те, у кого ощущение сферы стало довольно реальным, добавляю практику очистки – прошу представить на уровне третьей чакры солнечный шарик. На вдохе он расширяется, на выдохе наполняет всю сферу, выводя за ее пределы "темные пятна", как бы очищая и наполняя сферу светом. Потом крутим снеговика и малый круг. Заканчиваю занятия по-разному в зависимости от запросов, настроения группы, лунного дня. Чаще всего это практики с анахатой или второй чакрой. Орбиты в группе пока не крутим – рановато».

В работе с группой для начинающих прекращать практику уже после «снеговика», не считая людей готовыми переходить к орбитам органов, неудивительно, ведь их воздействие довольно сильное. То есть уже здесь начинается выход из практики – а именно, возврат к более общему контуру микрокосмической орбиты. Примечательно, что для завершения она иногда дает работу с чакрами в индийской традиции – Анахатой (грудная) и Свадхистханой (сексуальная). Такое завершение тоже логично, ибо оно отчасти замещает работу с орбитами органов, акцентируя лишь зоны их расположения. Согласно исследованиям, чакровая система находится на более грубом уровне, чем даосские дань-тяни, поэтому с ними проще работать в принципе.

Что же касается предложенного варианта энергетического очищения с выводом «темных пятен» за пределы личной сферы, то данную технику мне пришлось подкорректировать. Прежде всего, подключение работы с внешним пространством – это совсем иной уровень работы, который не дается начинающим, благо им нужно сначала разобраться в себе. В даосизме есть достаточно четкая грань перехода от работы с микрокосмом к включению в нее макрокосмической орбиты, то есть взаимодействия со вселенной. В данном методическом пособии мы сознательно ограничиваемся микрокосмической орбитой, занимаясь только своим внутренним пространством, корректируя и/или создавая его структуру.

Дело в том, что просто выброс негатива во внешнюю среду оказывается экологически неграмотным в астральном плане. Разумеется, выводя представлением «темные пятна» наружу, вы реально загрязняете место своего обитания, отчего будет хуже не только другим его обитателям, но и вам же самим. Так способна нагнетаться идея контраста между собственной чистотой и внешней негативностью, которая не только неадекватна, но и начинает работать на то, чтобы превращать воображение в реальность. Таким образом лишь усиливается эгоизм, и многие астральные учителя предостерегали от подобного обращения со средой. Здесь мы выходим за рамки даосских практик к глобальным вопросам, которые в каждой традиции решаются своими методами.

На начальном уровне при необходимости избавиться от негатива, лучше использовать «отводные каналы» или прибегать к помощи «чистильщиков». В первом случае, вы можете отправлять негатив глубоко в землю, чтобы он перегорал в раскаленном ядре земли, либо смывать его прочь в священных источниках (хотя бы и воображаемых). Во втором случае, можно обращаться напрямую к соответствующим божествам или святым, которые выслушивают исповеди и помогают снять груз грехов и страданий. На более высоком уровне вместо выведения негатива вовне вы осознанно перерабатываете его в позитивную энергию прямо внутри своей энергоструктуры, используя для этого более продвинутые методы. К ним относятся также многие тантрические и даосские техники сублимации, которая по сути является «рафинированием».

Наконец, очень тонкий момент в завершении практики – это предложенное акцентирование некоего отдельного центра с ориентацией на текущее личное состояние. В данной методичке я веду проработку от общего к частному, чтобы избежать каких-либо перекосов в структуре, и наоборот, даже выравнивать имеющиеся акценты. Хотя особый шарм каждой женщине придает именно ее неповторимая индивидуальность, которая создается своеобразной энергетической загадочностью от личных акцентов, совершенная женщина – это классическая особа, в облике и структуре которой «все прекрасно». Здесь мы занимаемся преимущественно такой работой по воспитанию «настоящей женщины», совершенной во всем – с ног до головы, с гармонично развитой энергоструктурой.

Разумеется, завершать практику акцентированием вместо выравнивания тоже можно, но нужно учитывать несколько важных моментов. Прежде всего, само это акцентирование можно делать только на фоне хорошо проведенного выравнивания и наполнения. Тогда оно будет не столько создавать очередной перекос, сколько задействовать полностью внутренние ресурсы для решения каждой конкретной насущной задачи. Это подобно тому, как человек «с головой уходит в дело», которое для него интересно и которым он любит заниматься. Кроме того, здесь крайне необходима развитая интуиция, позволяющая безошибочно отличать реальные задачи от навязчивых идей, пустых волнений, преходящих капризов и пр. Выбор акцента должен быть очень точным и верным в контексте. Так, предложенный вариант завершать работу концентрацией на одной чакре предполагает понимание чакровой структуры в связи с функциями организма и организацией связей в социуме.

Принципиальна в этом примере именно его гибкость, где человек на уровне инструктора, владеющий методикой в целом, может творчески ее модифицировать по мере получения опыта и обратной связи от членов группы. Именно на практике развивается умение чувствовать правильность самого построения практики и адаптировать ее к существующим реалиям. Техники – это вроде кирпичей, из которых можно построить самые разные памятники архитектуры. Так же творчески надлежит относиться к построению и «обживанию» собственной энергоструктуры.

Иллюстрации.

Динамический комплекс: отстройка структуры «ось + сфера».

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Микрокосмическая орбита: янская (стоя) и иньская (сидя) Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские положения сидя для статической внутренней работы Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Схема вращения по «монаде» в любой избранной плоскости Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Схема вращения по «монадам» в объеме (сфера головы) Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Схема вращения по «монадам» в объеме (сфера живота) Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Динамика в положении сидя – маятник и прогибы груди Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Динамический комплекс сидя – иньский Сурья-Намаскар Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Динамический комплекс «Дао-Инь»: положения фиксации Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Динамический комплекс «Дао-Инь»: вращение / скручивание Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Схемы орбит: грудная (два варианта) и маточная (две части) Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Динамический комплекс: построение «единого центра» лежа Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские положения лежа для статической внутренней работы Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Энергетическое дыхание пяти иньских органов (активация) Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Энергетический массаж пяти иньских органов (активация) Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Три позиции «столба» – орбита в положении стоя (активация) Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Схема ходьбы по траектории «монады» (выход из практики) Иньские даосские практики: методическое пособие

Иньские даосские практики: методическое пособие

Сведения об авторе.

Николаева Мария Владимировна (Шанти Натхини, Атма Ананда, Долма Джангкху, Made Шри Нади)  – специалист по западной и восточной философии и личностной психологии, действительный член научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма. Автор 30 научных и популярных книг по восточным культурам (общий тираж 115 ООО; 12 переизданий в США, Европе, Азии; миллионы скачиваний файлов) и более 100 статей в академических и периодических изданиях; внештатный корреспондент российских и зарубежных журналов, переводчик и редактор классических текстов. Более 20 лет посвятила синтезу духовных практик в разных традициях, из них первые 10 лет занималась западной культурой, начиная с христианства, также осваивая «путь воина», оккультизм, экстрасенсорику и биоэнергетику.

Последние 10 лет проживает и работает в странах Азии. В целом, 5 лет провела в Индии, стажируясь в ашрамах и совершая паломничества к святым местам. Прошла тренинги в йога-центрах, обучаясь у 30 индийских и западных учителей; сертифицирована как инструктор по йоге и принята в Индийскую академию йоги; получила базовые посвящения в крийя-йоге, натха-сампрадае, буддизме ваджраяны (карма-кагью), а также степень мастера рейки. Приняла обеты карма-санньясы в Бихарской школе йоги (адвайта веданта). Затем 2 года проводила исследования по 10-ти странам Ю-В Азии: сидела длительные медитативные ритриты (випассана и дзен), изучала даосизм, тайцзы и др. В итоге, создала авторскую методику "Стратегия самобытности", дополненную до трилогии книгами «Полная пустота» и «Личная реальность» и 4-й год дает индивидуальные консультации на острове Бали (Индонезия).

Все книги автора.

США.

• Atma Ananda. I&I Yoga: Inversion & Introversion. Charleston, 2011. – На английском.

• Atma Ananda. Self-Being Strategy. Charleston, 2011. – Ha английском.

• Atma Ananda. Out of Biography. Charleston, 2010. – Ha английском.

• Atma Ananda. Kali-Bali. Time-Shift in Eternal Spirit. Charleston, 2010. – На английском.

• Atma Ananda. Karma Mastery. Daily Reincarnation. Charleston, 2010. – На английском.

• Shanti Nathini. Hatha Yoga Practice. Disciple against Wall. Charleston, 2007; 2008. – На английском.

• Shanti Nathini. Taoist Female Practice. Period of Preparation. Charleston, 2008; 2009. – На английском.

Европа.

• Shanti Nathini. Joogateraapia nägemise taastamiseks. Tallinn,

2009. – На эстонском.

• Shanti Nathini. Moters Dao praktikos. Pasirengimo periodas. Vilnius, 2008. – На литовском.

• Shanti Nathini. Sublimation Culture. Art of Self-Satisfaction. Vilnius, 2010. – На литовском (в печати).

• Атма Ананда. Стратепя самобутность Симферополь, 2011. – На украинском.

• Dolma Jangkhu. Krauter fur Yoga. Berlin, 2010. – Ha немецком (в печати).

Индонезия.

• Made Sri Nadi. Tembok Yoga. Denpasar, 2011. – Ha индонезийском.

• Atma Ananda. Kali-Bali. Time-Shift in Eternal Spirit. Ubud, 2010. – На английском.

Россия.

1. Николаева М. В. Понятие Мы и суждение Нашей воли. Москва, 2009. – Научная монография.

2. Николаева М. В. Основные школы хатха-йоги. Петербург, 2007. – Научно-популярное издание.

3. Николаева М. В. Власть кармы. История идеи. Москва, 2006. – Научно-популярное издание.

4. Николаева М. В. Практика хатха-йоги. Ученик перед стеной. Москва, 2005.

5. Николаева М. В. Практика хатха-йоги. Ученик среди учителей. Петербург, 2004.

6. Атма Ананда. Избавление от жития. Автобиография Москва, 2011 . – В печати.

7. Атма Ананда. Практика хатха-йоги. Ученик без тела. Москва, 2011 .-В печати.

8. Атма Ананда. Полная пустота. Путь всемогущества. Петербург, 2011.

9. Атма Ананда. Личная реальность. Координация проекта. Москва, 2011.

10. Атма Ананда. Сакральная Азия. Традиции и сюжеты. Москва, 2010.

11. Атма Ананда. Стратегия самобытности. Духовная практика, Москва, 2009.

12. Атма Ананда. Культура сублимации. Опыты самодостаточности. Москва, 2009.

13. Атма Ананда. Рамана Махарши. Через три смерти. Москва, 2008 (Петербург, 2005).

14. Шанти Натхини. Свами Вивекананда. Вибрации высокой частоты. Москва, 2007 (Петербург, 2005).

15. Шанти Натхини. Йога-терапия для восстановления зрения. Петербург, 2009; 2008; 2006.

16. Шанти Натхини. Женские даосские практики. Период подготовки. Петербург, 2006.

17. Шанти Натхини. Власть над кармой. Современные методы. Петербург, 2007; 2004.

18. Шанти Натхини. «Панчатантра» – стратегия преуспевания. Москва, 2010; 2009; 2007 (Петербург, 2005).

19. Шанти Натхини. «Хитопадеша» – парадоксы взаимности. Москва, 2010; 2009; 2007.

В соавторстве.

20. Долма Джангкху. Травы для йоги. Опыт адаптации к умеренной зоне. Москва, 2008; 2006.

21. Долма Джангкху. Травы для аюрведы. Опыт адаптации к умеренной зоне. Москва, 2010.-5 печати.

22. Долма Джангкху. Экодизайн в индийской традиции. Москва, 2009; Петербург, 2004.

23. Долма Джангкху. Экодизайн в китайской традиции. Москва, 2009.

24. Долма Джангкху. Энергетика любви, территории и пространства. Москва, 2010, 2008; Петербург, 2004.

25. Долма Джангкху. Энергетическая защита квартир и офисов. Москва, 2010, 2007; Петербург, 2005, 2004.

26. Долма Джангкху. Энергетика бизнеса и деловых отношений. Москва, 2010, 2007; Петербург, 2004.

27. Долма Джангкху. Фэн-шуй сверхвысоких технологий. Москва, 2009.

Сборники.

28. Николаева М.В. Категория "привходящего". Философские труды. В 2-х тт. Т. 1. Москва, 2011.

29. Николаева М.В. Категория "привходящего". Философские труды. В 2-х тт. Т. 2. Москва, 2011.

30. Николаева М.В. Соляной столп. Лирические стихи. Москва, 2011.

Обратная связь.

Http://maria-yoga.narod.ru.