Искусство помнить и забывать.

Выражение благодарности. 1. Что такое память! 3. В какой части мозга находится память! 4. Существует ли химия мозга! 5. Как изменяется память с течением времени! 7. Каковы основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте! 8. Затрудняют ли работу памяти горе и печаль! 9. В каких ситуациях снижается внимание и в результате чего нарушаются процессы памяти! 11. Можно ли контролировать работу памяти! 15. Возможно ли перегрузить или недогрузить память! Каким образом хранятся воспоминания! 17. Сохраняют ли воспоминания свой первоначальный вид или они изменяются со временем! 18. Почему люди по-разному рассказывают об одном и том же эпизоде! 19. Должен ли человек сомневаться в своей памяти! 22. Сказывается ли одиночество на состоянии памяти? 23. Имеет ли отношение к памяти поговорка «Что имеем — не храним, потерявши — плачем»! Да, конечно! Для того, чтобы улучшить память, вы должны, во-первых, хотеть этого, а во-вторых, действовать только по собственному желанию. Чем старше вы становитесь, тем более важным становится ваше сознательное участие в процессах памяти. Окружая себя всякого рода стимулами — визуальными (предметы), слуховыми (музыка) и пр., вы вызываете к жизни множество воспоминаний. Чувственные стимулы приводят в действие механизмы вспоминания. Например, легко вспомнить прошлые радости и старинных друзей, разглядывая фотографии или подарки близких. (Я очень люблю писать ручкой или есть ложкой, подаренной мне любимым другом.) Каждому под силу развить в себе подобные чувственные реакции с помощью внешних подсказок. 24. Слабеет ли память с возрастом! 25. Как старение отражается на памяти! 26. Как отражается на памяти изменение метаболизма! 27. Можно ли восстановить память после 55 лет! Конечно! Как мы уже увидели, восстановить функцию памяти можно, избавившись от двух главных зол — беспокойства и депрессии — с помощью расслабления. Результаты тринадцатилетних исследований доказали: с помощью наших занятий пожилые люди смогут улучшить память — при условии, что преподаватель сумеет идентифицировать изменения, сопутствующие нормальному старению, и обеспечит индивидуальный подход к каждому человеку. В противовес пониженному вниманию мы развиваем избирательное внимание посредством тренировки наблюдательности. С целью восстановить зрительную память мы учим формировать мысленные картины и вызывать их в уме сознательным усилием. Утрату способности к спонтанной организации мышления мы возмещаем использованием специфических способов извлечения информации из памяти. И получаем самые разные результаты: от хороших до впечатляющих. Да, научить старую собаку новым трюкам можно — если использовать проверенную методику. Обучение пожилых людей мнемотехнике — волшебной системе подсказок, облегчающих запоминание имен и лиц — происходит в два этапа: сначала «предварительная тренировка», направленная на борьбу с вышеуказанными возрастными изменениями, а затем обучение собственно приемам мнемотехники. 28. Как перестать ругать память и смириться с ее ограниченностью! 29. Как можно заставить память работать с максимальной нагрузкой в любом возрасте! 1. Как связаны между собой память, мотивация и внимание! Интерес создает мотивацию, необходимую для привлечения внимания и концентрации его на конкретном предмете, в результате чего достигается организация мыслительных процессов. Следовательно, нечего удивляться тому, что мы забываем массу информации, которая оставила нас равнодушными. Интерес играет существенную роль в создании мотивации, необходимой для продолжительной концентрации внимания. 2. Можно ли бороться с рассеянностью и обыкновением класть вещи не на свои места! 3. Как можно развить память на маршруты и места! 4. Почему мне трудно вспомнить, что я ел на обед! 5. Почему я так плохо запоминаю фильмы, телеспектакли, выставки! 6. Почему я не помню, запер ли я дверь, выключил ли газ, свет и т. п.! 8. Сказывается ли физическая усталость на внимании и, следовательно, памяти! 9. Зависит ли внимание от циркадианных ритмов! 10. Одно ли только внимание гарантирует последующее вспоминание записанной информации! 11. Может ли человек запоминать не все, даже будучи сосредоточенным! 12. Сохраняются ли следы в памяти в первозданном виде или они деформируются со временем? 13. Почему иногда мы запоминаем незначительные детали, но забываем самое существенное! 16. Пыталась ли наука объяснить феномен невнимательности! 17. Что следует делать для борьбы с гиперактивностью и для восстановления внимания! 18. Правда ли, что кофеин и табак помогают концентрации внимания! 19. Существуют ли лекарства для улучшения внимания! 20. Как можно развить внимание! 1. Определяется ли память исключительно ассоциацией! 2. Что такое мнемоника! Мнемонические системы (или просто мнемоника) — это вспомогательные средства, облегчающие вспомина-пио, наиболее трудный процесс из трех основных операций ним яти: записи, хранения и извлечения информации. Многочисленные исследования показали, что спровоцированное исноминание происходит легче, чем самостоятельное. Превращая самостоятельное вспоминание в спровоцированное, которое приводит в действие память узнавания, мнемонические системы предупреждают возможность забывания. Будучи построенными на принципах ассоциации образов и вербальной проработки, они подразумевают работу одновременно и визуальной, и вербальной памяти (чрезвычайно эффективное сочетание). В своей книге по этому вопросу Ален Льери разделяет мнемонические приемы на три категории: коды, подсказки и стратегии. Все эти организационные системы следует использовать во время записи информации — только тогда они помогут в момент извлечения материала из памяти. Например, слово ОВАЛ — подсказка для запоминания четырех самых крупных рек России (О — Обь, В — Волга, А — Амур, Л — Лена) — окажется полезным только в том случае, если ассоциация формировалась в момент заучивания этих названий. Составление аббревиатур из первых букв подлежащих запоминанию слов облегчает последующее их вспоминание. Однако этот прием помогает только тогда, когда человек не только запоминает аббревиатуру, но и заучивает сами слова, из которых она составлена. Иначе подсказка окажется бессмысленной: «ОВАЛ — четыре крупнейшие реки России, названия которых я не потрудился запомнить». Точно так же, если вы мучительно пытаетесь сообразить, зачем завязали этот узелок на платке, то это означает одно: вы не закрепили должным образом в сознании ассоциативную связь между подсказкой и подлежащей запоминанию вещью. 3. Нормально ли забывать имена друзей и близких людей! 4. Как ассоциация образов помогает нам запоминать имена и лица! 5. Как ассоциация образов помогает запоминать названия мест, продуктов, заглавия книг, иностранные слова! Принцип ассоциации образов эффективен при запоминании существительных любого вида. 6. Как метод мест помогает мне запомнить все текущие дела! 7. Как можно запомнить инструкции и рецепты! 8. Какой самый лучший способ восстановить слово в памяти! 10. Существует ли прием для запоминания правильного написания слов! Вы сможете запомнить написание слов, если будете обращать внимание на орфографию и усвоите некоторые стратегии. Люди, интересующиеся языком, как правило, пишут грамотно. Они делают мысленные комментарии по поводу написания того или иного слова и считают для себя обязательным запомнить его. Обычно такие люди много и с удовольствием читают и пишут — то есть естественным образом постоянно повторяют материал. Поэтому, чтобы запомнить написание слова, в первую очередь проявите хотя бы минимальную заинтересованность в этом. Во-вторых, проанализируйте слово; найдите скрытый в его звучании смысл и прокомментируйте последний. В-третьих, напишите слово на бумаге, произнесите его несколько раз про себя и мысленно представьте себе его написанным красными печатными буквами на белой стене. И последнее (но не менее важное): используйте данное слово как можно чаще, пока оно не зафиксируется прочно в подсознании. 11. Как развить в себе способности к иностранным языкам! 15. Существует ли прием для запоминания счета в разных играх: карточных, спортивных и пр.! 16. Как запоминать различные количества! 17. Существует ли специальный прием для запоминания снов! 18. Как научиться запоминать то, что говорят люди! 19. Как научиться запоминать звуки и цвета! 20. Как вызвать воспоминание об определенном предмете или событии! 21. Как лучше запоминать различные сообщения и поручения? 22. Помогают ли разного рода записи и пометки работе памяти! Почему я забываю мысли, если не записываю их! 24. Как научиться не терять нить рассуждений! 25. Как удается актерам запоминать тексты ролей! 26. Существуют ли стратегии для повышения эффективности труда! 27. Каким стратегиям запоминания мы можем обучить наших детей! 28. Что следует делать, чтобы произвести на людей незабываемое впечатление! Некоторые люди обладают выразительной внешностью, яркой индивидуальностью, собственным стилем поведения, манерами, которые запечатлеваются в памяти. Естественно, такие люди привлекают внимание, поскольку они н е п о х о ж и на других. Из принципа своеобычности любой человек может извлечь максимальную выгоду для себя. Чтобы вас заметили и запомнили, постарайтесь привлечь внимание к себе, к своим идеям и способностям. Вот несколько советов: 29. Каковы основные принципы хорошей работы памяти! 30. Существует ли «гарантия работы памяти»! 1. Какая разница между возрастными изменениями памяти и болезнью Альцгеймера! 2. Является ли болезнь Альцгеймера наследственным заболеванием! 3. Есть ли разница между старческим слабоумием и болезнью Альцгеймера? 4. Можно ли в случае проблем с памятью самому поставить себе диагноз! ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тест на настроение. 6. Сказывается ли на памяти общее состояние здоровья! 7. Влияет ли сон на состояние памяти! 8. Сказывается ли анестезия на функции памяти! 9. Какие химические вещества пагубно влияют на память! Все медицинские препараты, вызывающие состояние сонливости. Список их очень длинен, поэтому я назову лишь некоторые: барбитураты, бензодиазепины и прочие успокаивающие средства, антидепрессанты, антигистаминные препараты и многие антиэпилептики заметно сказываются на функции памяти. Лекарства, притупляющие способность к восприятию и осознанию, разрушают нервные клетки мозга и ускоряют процессы старения: ЛСД амфетамины и фенциклидины провоцируют тяжелые психические расстройства, которые могут приобрести хронические формы. Кокаин, героин и амфетамины вызывают привыкание, что очень быстро приводит к роковым последствиям. Воздействие марихуаны на мыслительные способности аналогично вредному воздействию алкоголя. 10. Какое влияние оказывают на память кофеин и табак! 11. Ведет ли отказ от вредных привычек к восстановлению функции памяти! 12. Как воздействуют на память гипноз, психоанализ и сыворотка правды! 13. Существуют ли пилюли для улучшения памяти! 1. Играют ли воспоминания важную роль в моей жизни! 2. Каковы «за» и «против» жизни в прошлом! 3. Как избавиться от болезненных воспоминаний! 4. Как с помощью воспоминаний сделать себя несчастным! 5. С какой целью человек бережет воспоминания! 6. Чего ради человек предается воспоминаниям? 7. Почему порой люди предпочитают забывать! 8. Удобно ли человеку забывать! Может быть, слишком удобно! 9. Почему мы боимся забывать! 10. Связана ли наша память с творчеством! Об авторе.
Даниэль Лапп.