Истина мифа.

Предисловие к русскому переводу. От переводчика. Часть первая  Миф и наука: двуединство нашей культуры. ГЛАВА I  Онтологические основания поэзии Фридриха Гёльдерлина. 1. Единое, само в себе различающееся: паратаксис, гипотаксис и синтез. 2. Образ и сущность; субъект и объект. 3. Нуминозное. ГЛАВА II К сравнению: онтологические основания естествознания. К сравнению: онтологические основания естествознания. их исторические корни и их проблематичность. 1. Декарт. 2. Ньютон. 3. Эйнштейн. 4. Бор и Эйнштейн. 5. Заключительные замечания. ГЛАВА III К истории интерпретации мифа. 1. Аллегорическая и эвгемерическая интерпретация мифа. 2. Интерпретация мифа как "болезни языка". 3. Интерпретация мифа как поэзии и "прекрасной видимости". 4. Ритуально-социологическая интерпретация мифа. 5. Психологическая интерпретация мифа. 6. Трансцендентальная интерпретация мифа. 7. Структуралистская интерпретация мифа. 8. Символическая и романтическая интерпретация мифа. 9. Интерпретация мифа как нуминозного опыта. 10. Критический обзор. 11. Возможные перспективы. Часть вторая Система мышления и опыта в греческом мифе. ГЛАВА IV Очерк научных онтологии для пояснения последующего анализа. 1. Онтологические основания естественных наук. 2. Онтологические основания психологии. 3. Онтологические основания социальных наук. 4. Направления дальнейшего исследования. ГЛАВА V Предметность как единство идеального и материального в греческом мифе. 1. Нуминозные существа природы. 2. Психические нуминозные существа. 3. Нуминозные сущности в сообществе и истории. 4. Нуминозные сущности как априори мира мифического опыта. ГЛАВА VI Регулярность событий как ???? в греческом мифе. 1. Архе в сфере природы, души, общества и истории. 2. Архе как последовательность событий мифических субстанций. 3. К различию между научными понятиями. ГЛАВА VII Время в греческом мифе. 1. Священное и профанное время. 2. Мифическое время в отражении поздних греческих логографов, генеалогов и мифографов. 3. Следы мифических представлений о времени у Платона и Аристотеля. 4. К литературе о мифических представлениях о времени. 5. Топологические и метрические различия между мифическим и сегодняшним пониманием времени. ГЛАВА VIII Пространство в греческом мифе. 1. Теменос как священное место. Мифический ландшафт. 2. Пространственная ориентация и космос в мифах. 3. Священное и профанное пространство. 4. Мифическое пространство в отражении досократика Анаксимандра и географа Гекатея. 5. Топологическое и метрическое различие между мифическим и научным пониманием пространства. 6. Гипотаксис и синтез в теменосе. ГЛАВА IX Целое и часть в греческом мифе. более точное определение мифического понятия субстанции. 1. Где исчезает разница между целым и частью. 2. Случай, где целое является функцией частей. 3. Случай, где части являются функцией целого. 4. Мифическое представление о субстанции у досократиков. 5. О различиях в научном и мифическом понимании целого и части. ГЛАВА X Модальности в греческом мифе в отличие от модальностей науки. ГЛАВА XI Мифический праздник. 1. Значение архе для мифического праздника. 2. Мифическое пространство в мифическом празднике. 3. Роль единства идеального и материального, мифического отношения целого и части, а также мифической субстанции в празднике как жертвенном пире. 4. Мифическое время и мифический праздник. ГЛАВА XII Греческая трагедия как мифическое событие. 1. Миф у Эсхила. 2. Миф у Софокла. 3. Греческая трагедия как культово-мифический праздник. ГЛАВА XIII Мифические структуры в гомеровском культе мертвых. ГЛАВА XIV Мифическое истолкование будущего. Оракул. Часть третья Рациональность мифического. ГЛАВА XV Что такое рациональность? ГЛАВА XVI Рациональность как эмпирическая интерсубъективность в науке. 1. Аксиоматические априорные предпосылки, лежащие в основе базисных предложений науки. 2. Оценочные постулаты, необходимые для эмпирического подтверждения или опровержения общих положений науки. 3. Онтологические постулаты, необходимые для эмпирических научных положений. 4. Что такое научный опыт и эмпирическая истина или ложность. 5. Об интерсубъективности априорных элементов научного опыта. ГЛАВА XVII Рациональность как эмпирическая интерсубъективность в мифе. 1. Первая мифическая модель объяснения. 2. Архе, лежащие в основании мифических базисных положений. 3. Оценочные определения, необходимые для эмпирического подтверждения или опровержения мифических общих положений. 4. Онтологические предпосылки, опыт и истина в мифе. 5. К вопросу об интерсубъективности предпосылок, необходимых для мифического опыта. 6. Историческая обусловленность эмпирической интерсубъективности в мифе. ГЛАВА XVIII Рациональность как семантическая интерсубъективность в науке и мифе. 1. Наука. 2. Миф. ГЛАВА XIX Рациональность как логическая интерсубъективность в науке и мифе. ГЛАВА XX Рациональность как операциональная интерсубъективность в науке и мифе. ГЛАВА XXI Рациональность как нормативная интерсубъективность в науке и мифе. ГЛАВА XXII Итоги и заключительный экскурс по поводу иррационального и дорационального, релятивизма и рационализма. Часть четвертая Современность мифического. ГЛАВА XXIII Мифическое в современной живописи. 1. Живопись в сфере влияния научной онтологии и технической цивилизации. Субъективность как предмет живописи. 2. Поп-арт. 3. Живопись как бунт. ГЛАВА XXIV Мифическое в христианской религии и классическая попытка ее демифологизации. Рудольф Бультман. 1. Мифическое в Новом завете. 2. Миф и наука в свете "демифологизирующей" теологии Бультмана. 3. Экзистенциальная аналитика и эсхатологическая вера. 4. Бультмановская "демифологизация" Нового завета и ее критика. 5. В чем различие христианской религии и мифа? 6. Экскурс по поводу различия магии и мифа. ГЛАВА XXV Миф в современной политике. 1. Мифическое понятие нации. 2. Демифологизированное понятие нации. 3. Современная рядоположенность мифических и немифических представлений о нации. 4. Политические псевдомифы. Теория Р. Барта. 5. Миф и идеология. Об отношении псевдомифов к подлинным мифам. ГЛАВА XXVI Теоретические проблемы вытеснения мифа. 1. Вытеснение мифа наукой. Попытка научного объяснения а) Внеисторические объяснения. 2. О способе мифического объяснения процесса вытеснения мифа наукой. 3. Теория мифического в изложении Л. Колаковского. ГЛАВА XXVII Фридрих Гёльдерлин: миф о закате мифа. 1. Вторжение Ночи. 2. Истолкование мировой истории. 3. Объяснение заката мифа и следующих за ним трех эпох: христианства поздней античности, христианского средневековья и научного Просвещения Нового времени. 4. Возвращение мифа. ГЛАВА XXVIII Миф Рихарда Вагнера о закате мифа. 1. Совпадение и различие между циклом о Прометее Эсхила и "Кольцом нибелунгов" Вагнера. 2. Финал "Кольца нибелунгов". 3. Нуминозный status corruptionis в "Кольце иибелунгов" и его античный прообраз. 4. Миф о спасении в "Парсифале". 5. Мифический богочеловек у Вагнера и в античности. 6. Мифическая Ночь и перволоно в греческих трагедиях и в "Тристане и Изольде". 7. Метафизика любви. 8. Истолкование Вагнером отношения своих музыкальных драм к реальности. 9. Архе и лейтмотивы. 10. Заключение. ГЛАВА XXIX Мифическая интерпретация мировой истории гёльдерлином и вагнером. 1. Сравнительный анализ. 2. Интерпретации мифа Гёльдерлином и Вагнером и их необходимый характер. ГЛАВА XXX Заключительные соображения. 1. Прошлые мифы не возвращаются в неизменном виде. 2. Опасности реанимации мифического. 3. Неустранимость вопросов, поднятых исследованием мифа.