История философии.

Глава 1. Досократическая философия с обзором индийских и китайских учений. Греческий полис: Человек-в-сообществе. Фалес. Анаксимандр и Анаксимен. Гераклит и Парменид. Примирители: Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит. Пифагорейцы. Обзор индийских и китайских учений. Предпосылки индийской философии. Упанишады. Буддистская философия. Бхагавадгита. Конфуций. Даосистская философия. Глава 2. Софисты и сократ. Софисты. Протагор. Сократ. Глава 3. Платон — идеальное государство: образование и вся власть «экспертам». Знание и бытие. Государство и идея добра. Этическая ответственность искусства. Глава 4. Аристотель — politeia: политика как разумная жизнь в сообществе. Идея или субстанция — Платон и Аристотель. Онтология и эпистемология — форма и материя; четыре причины. Аристотель и экология. «Праксис» — разумные действия. Искусство — имитация и катарсис. Глава 5. Поздняя античность. Обеспечение личного счастья. Эпикуреизм — обеспечение личного благополучия. Стоики — обеспечение личного счастья. Неоплатонизм. Науки в античности. Историография. Медицина. Юриспруденция. Математика. Физика и химия. Астрономия. Филология. Женщины-ученые в античности. Глава 6. Средние века. Христианство и философия. Папа и король — два правителя в одном государстве. Августин. Августин — вера и разум. Скептицизм. Опровержение скептицизма Августином. Августин как христианский неоплатоник. Знание и воля. Геласий и учение о двух властях. Проблема универсалий. Фома Аквинский — законы и человек как общественное существо. Фома Аквинский — гармония и синтез. Онтология. Категории. Актуальность и потенциальность. Причины. Форма и материя. Душа и тело. Эпистемология. Антропология и моральная философия. Бог и мир. Онтологический аргумент (Ансельм). Проблема зла. Оккам — от синтеза к скептицизму. Лютер — волюнтаризм и номинализм: только вера. Университетская традиция. Арабская философия и наука. Глава 7. Новое время и возникновение естествознания. Экспериментальное математическое естествознание. Коперник и Кеплер. Галилей и Ньютон. Биологические науки. Механистическая картина мира и связь души и тела. Человек как субъект. Глава 8. Ренессанс и реальная политика* Макиавелли — политика как манипуляция. Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций). Глава 9. Гоббс — индивид и самосохранение. Общество как часовой механизм. Естественный закон как норма разума. Учение о движении. Либеральность и либерализм. Глава 10. Человек между сомнением и верой. Декарт — методическое сомнение и доверие разуму. Паскаль — доводы разума и доводы сердца. Вико — история как модель. Глава 11. Спиноза — рационализм и система. Субстанция и атрибуты. Необходимость и свобода. Глава 12. Локк — просвещение и равенство. Эпистемология и критика познания. Политическая теория — индивид и его права. Глава 13. Лейбниц — монады и предустановленная гармония. Цель и причина — новый синтез. Лучший из всех возможных миров. Глава 14. Беркли — внутренняя критика эмпирицизма. «Esse» = «percipi». Идеалистический эмпирицизм. Субстанции — нет, Богу — да! Глава 15. Юм — эмпирицизм как критика. Эмпирицистская критика. Представление о причинности. Моральная философия: различие между «существующим» и «должным» и доверие «здравому смыслу». Глава 16. Просвещение — разум и прогресс. Наука и модернизация. Гражданское благосостояние. Монтескье — разделение властей и влияние окружающей среды. Гельвеций — индивид и наслаждение. Смит — экономический либерализм. Руссо — реакция против философии Просвещения. Берк — консервативная реакция. Глава 17. Либерализм и утилитаризм. Бентам — гедонистское исчисление и правовая реформа. Джон Стюарт Милль — социальный либерализм; либеральность как условие рациональности. Грин. Кейнс. Глава 18. Кант — «коперниканский переворот» в философии. Кантонская трансцендентальная философия — теория познания. Кантовская трансцендентальная философия — учение о морали. Кантовская политическая теория. Суждение — телеология и эстетика. Глава 19. Становление гуманитарных наук. Предпосылки. Гердер и историцизм. Шлейермахер и герменевтика. Историческая школа — Савиньи и Ранке. Дройзен и Дильтей — уникальность гуманитарных наук. Распад исторической школы. Глава 20. Гегель — история и диалектика. Рефлексия, диалектика, опыт. Господин и раб — борьба за признавание и социальную идентичность. Традиция как разум — напряженность между универсальным и частно-индивидуальным. Капитализм, бюрократия и государство. Критика взглядов Гегеля. Индивид не имеет никакого значения в гегелевской системе. Гегелевская философия является тоталитарной. Гегель сверхоптимистически относится к истории. В гегелевской философии нет места для нравственности. Диалектика Гегеля — это бессмыслица. Глава 21. Маркс — производительные силы и классовая борьба. Диалектика и отчуждение. «Материализм». Исторический материализм. Прибавочная стоимость и эксплуатация. Производительные силы и производственные отношения. Критика взглядов Маркса. Теория Маркса не является эмпирической. Маркс упускает из виду значение природных факторов. Энгельс — семья с марксистской точки зрения. Глава 22. Кьеркегор — существование и ирония. Непосредственная и экзистенциальная коммуникация. Три стадии жизненного пути. Назидательная интерпретация. Синтезирующая интерпретация. Иронически-рефлексивная интерпретация. Субъективность есть истина. Демократия как демагогия. Глава 23. Дарвин — спор вокруг концепции человека. Естественный отбор и происхождение человека. Дарвинизм и социобиология — эпистемологический спор. Глава 24. Ницше и прагматизм. «Бог умер» — европейский нигилизм. Критика метафизики и христианства. Моральная философия. Сверхчеловек, воля к власти и вечное повторение. Эпистемология. Американский прагматизм (Пирс). Глава 25. Социализм и фашизм. Коммунизм. Ленин: партия и государство. Социал-демократия. Социальное благосостояние и парламентаризм. Социализм — экономическая и политическая власть. Анархизм и синдикализм. Фашизм — национализм и порядок. Фашизм — кризис и действие. Фашизм и экономика. Фашизм и расизм. Глава 26. Фрейд и психоанализ. Психоанализ и новое понимание человека. Сновидения как ворота к подсознанию. Фрейдовское учение о сексуальности. Ментальный аппарат. Вытесненная культура и чувство вины. Психоанализ и философия науки. Глава 27. Развитие общественных наук. Предпосылки. Конт — «верховный жрец» социологии. Токвиль — американская демократия. Теннис — общность и общество. Зиммель — социальная ткань. Дюркгейм — общество и общественная солидарность. Вебер — рациональность и героический пессимизм. Философия науки и идеальные типы. Типы действия и формы легитимации. Протестантизм и капитализм. Веберовский диагноз современности: свобода и «железная клетка». Парсонс — действие и функция. Эмоции — эмоциональная нейтральность * Универсализм — партикуляризм. Ориентация на себя — ориентация на коллектив. Предопределенное — достигнутое. Специфичность — диффузия. Глава 28. Новые успехи естествознания. Эйнштейн и современная физика. Разнообразие наук и технологический прогресс — междисциплинарные и практические проблемы сциентизации. Глава 29. Обзор современной философии. Логический позитивизм. Поппер и «критический рационализм». Кун — смена парадигм в науке. Витгенштейн — философия как практика. Феноменология и экзистенциализм — Гуссерль и Сартр. Идентичность и признание — де Бовуар и феминистская философия. Ролз — справедливость и права человека. Глава 30. Современность и кризис. Критика современности. Хайдеггер и поэтическое. Аренд и vita active. Гадамер и герменевтическая традиция. Деррида, Фуко, Рорти — деконструкция и критика. Хабермас и аргументация.