Избранные труды.

* * * * * * К творческой биографии Г. П. Щедровицкого (1929–1994). * * * * * * ПРОГРАММЫ. ПОДХОДЫ. КОНЦЕПЦИИ. Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований[43] I. Два плана исследования языковых рассуждений. II. Принцип параллелизма как теоретическое основание формальной логики. III. Основное противоречие метода формальной логики. IV. «Принцип всеобщности» логических формул и зависимость строения знаковых форм мышления от его содержания. О различии исходных понятий «формальной» и «содержательной» логик[61] «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах[62] Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии[63] I. «Системное движение» как момент современной социокультурной ситуации. II. Основные «напряжения» современной социокультурной ситуации и системное движение. III. Системный подход: объектно-натуралистические и методологические определения. Общие условия возникновения и существования «системной ситуации». IV. Системные исследования и исследования систем. V. Как возможна «общая теория систем». Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок[68] I. Современная социокультурная ситуация и системное движение. II. Общая характеристика методологической работы. III. Основная схема организации системно-структурной методологии. IV. Организация методологической работы и проблемы построения системного подхода. Организационно — деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности[69] Предыстория становления ОДИ. Ситуация становления ОДИ. Практика ОДИ. ОДИ как мыследеятельность. Заключение. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов[70] КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ. Проблемы методологии системного исследования[73] Системы и структуры как проблема современной науки и техники. в чем специфика методологического подхода к проблемам науки. различение объекта и предмета знания. онтологическое представление содержания знания. что такое система? «организации» и «структуры». системы знания и системы объекта. системы предмета и системы объекта. конструирование структурных моделей. анализ исторически развивающихся систем. «отношение» и «связь». основные противоречия существующего понятия связи. «логическое окружение» понятии связи. «организм» понятия. Заключение. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности[78] Кто может решить эту проблему? Деятельность: «массовая» и «частная». Воспроизводство и трансляция «культуры». Трансляция «культуры» и обучение. Обучение и «педагогическое производство». «Система» обучения и воспитания. Обучение и воспитание как сфера «массовой деятельности». «Практико-методические», «конструктивно-технические» и собственно научные знания. «Технический» анализ причин и научный анализ «естественных» процессов. Два понятия системы[89] Исходные представления и категориальные средства теории деятельности[91] I. Первые подходы в изучении деятельности. II. Исходное фундаментальное представление: деятельность — система. III. Категории и научный предмет. IV. Основные категории системного подхода. V. Схема анализа полиструктурной системы. VI. Воспроизводство — основной процесс, задающий целостность деятельности. VII. Кооперация и оформляющие ее организованности. VIII. Рефлексия и ее проблемы. IX. «Принцип натурализма» и «принцип деятельности» как логические и методологические принципы. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание[132] Схемы мыследеятельности — предпосылки и условия возникновения. Системно-структурное строение, смысл и содержание схемы мыследеятельности. Организационно-деятельностная игра как средство деструктурирования предметных форм и способ выращивания новых форм соорганизации коллективной мыследеятельности. Заключение. НАУКА. ИНЖЕНЕРИЯ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ. Методологические замечания к проблеме происхождения языка[135] Зачем нужно исследовать происхождение языка? Когда можно ставить вопрос о происхождении. Зависимость схемы происхождения от типа структуры предмета. Языковое мышление и язык. Схема сведения при исследовании происхождения языка. Проблемы выведения. «Язык» (как особый предмет исследования) не имеет происхождения. * * * Методологическая картина дизайна[142] Дизайн: проблемы исследований[143] Социологические проблемы дизайна. Социально-экономические проблемы дизайна. Эстетические проблемы дизайна. Методологические проблемы построения теории дизайна. Дизайн и его наука: «художественное конструирование» — сегодня, что дальше?[144] * * * Педагогика и социология[145] I. Основные линии связи педагогики с социологией. Микро- и макроанализ. О специфических характеристиках логико-методологического исследования науки[147] Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности[151] «Человек» как предмет исследований[152] Социологический слой исследований. Логический слой исследований. Психологический слой исследований. «Человек» с педагогической точки зрения. Проблема объекта в системном проектировании[159] Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности[160] Автоматизация как цель и задача. Совершенствование и развитие деятельности как социотехническая задача. Резюме, переходящее в план дальнейших обсуждений. «Естественное» и «искусственное» в социотехнических системах[194] МЫШЛЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ. «Языковое мышление» и его анализ[195] * * * * * * * * * * * * * * * * * * О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики[200] * * * * * * Заметки о мышлении по схемам двойного знания[201] Системно-структурный подход в анализе и описании эволюции мышления[202] Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание»[203] Рефлексия[204] I. Из истории философских трактовок рефлексии. II. Принципы возможного научно-теоретического подхода к рефлексии. III. Дидактическое введение исходной «рамки» рефлексии. IV. Основной парадокс рефлексивной кооперации: невозможность взаимопонимания. Способы преодоления. Проблема исторического развития мышления[220] Вступление: пояснение темы и замысла работы. I. Основной смысл проблемы: отношение исторических описаний мышления к логическим представлениям. 1. Традиционные логические схемы и понятия — формы фиксации «организованностей» формального вывода. 2. Системная трактовка проблемы. II. Идея «прогресса разума». 1. Исторические условия становления и смысл идеи. 2. Основное содержание идеи «прогресса разума». * * * ЗНАК. ЗНАЧЕНИЕ. СМЫСЛ. К характеристике основных направлений исследования знака в логике, психологии и языкознании[239] I. Задачи семиотики и предпосылки, необходимые для ее разработки. II. О методе историко-критической реконструкции понятия знака. III. Понятие знака как органическая система. Что значит рассматривать «язык» как знаковую систему?[242] Смысл и значение[243] I. Введение в проблему: лингвистический и семиотический подход в семантике. II. Две ориентации в анализе смысла и значений знаковых выражений — «натуралистическая» и «деятельностная». III. Структура знака с деятельностной точки зрения — смыслы, значения, знания. Понимание сообщения и смысл. «Языковая инженерия» и конструкции значений. «Первичные смыслы» и «значения» — две разные формы существования знака. Знак как предмет знания. Знания как компоненты и формы существования знака. Знание как система, рефлексивно объемлющая знак. «Знак» как системное единство разных форм и типов существования. Идея деятельности. ПОНЯТИЕ. ЗНАНИЕ. МОДЕЛЬ. О некоторых моментах в развитии понятий[266] * * * * * * * * * О строении атрибутивного знания[272] I. О строении специфически мысленного «номинативного» знания. II. Синтагма. Реальное и формальное знание. III. Синтагма. Знание о единичном факте и общее знание. IV. Синтагматический комплекс. V. Процессы соотнесения общего формального знания с единичными объектами. VI. Простейшее «определение», его назначение и структура. О различных планах изучения моделей и моделирования[288] Синтез знаний: проблемы и методы[289] * * * Первая проблематизация. Различение предмета и объекта знания. Общее условие синтеза разных знаний об объекте. Пути и средства синтеза разных знаний об объекте. Структура научного предмета и разные планы описания процессов синтеза знании. Модель-конфигуратор. Структурные модели и формальные знания — принципиально разные элементы научного предмета. Методологическая «план-карта» исследования. РАЗВИТИЕ. УЧЕНИЕ. ИГРА. К анализу процессов решения задач[301] Игра и «детское общество»[302] * * * * * * * * * * * * * * * Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания[304] Методологические замечания к педагогическому исследованию игры[305] I. Многообразие характеристик игры. Проблемы исходного определения. II. Игра в системе трансляции деятельности и обучения. III. Схемы изучения игры как системы взаимосвязей и взаимоотношении. IV. Схемы изучения игры как деятельности. V. Усвоение и развитие. VI. Снова: что такое игра? VII. В каком смысле можно говорить о развитии игры? VIII. Заключение. Литература. I. Работы Г. П. Щедровицкого. II. Работы других авторов. * * * Указатель имен. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. 137. 138. 139. 140. 141. 142. 143. 144. 145. 146. 147. 148. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 158. 159. 160. 161. 162. 163. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. 171. 172. 173. 174. 175. 176. 177. 178. 179. 180. 181. 182. 183. 184. 185. 186. 187. 188. 189. 190. 191. 192. 193. 194. 195. 196. 197. 198. 199. 200. 201. 202. 203. 204. 205. 206. 207. 208. 209. 210. 211. 212. 213. 214. 215. 216. 217. 218. 219. 220. 221. 222. 223. 224. 225. 226. 227. 228. 229. 230. 231. 232. 233. 234. 235. 236. 237. 238. 239. 240. 241. 242. 243. 244. 245. 246. 247. 248. 249. 250. 251. 252. 253. 254. 255. 256. 257. 258. 259. 260. 261. 262. 263. 264. 265. 266. 267. 268. 269. 270. 271. 272. 273. 274. 275. 276. 277. 278. 279. 280. 281. 282. 283. 284. 285. 286. 287. 288. 289. 290. 291. 292. 293. 294. 295. 296. 297. 298. 299. 300. 301. 302. 303. 304. 305. 306. 307. 308.
Георгий Петрович Щедровицкий.