К игровому театру. Лирический трактат.

О книге М. М. Буткевича "К игровому театру". Театр и игра. ПРОГРАММА экзамена по режиссуре и актерскому мастерству студентов-заочников 2-го курса. ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЛЮБВИ: АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОПОВ, РУССКИЙ ХУДОЖНИК. * * * * * * ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ В КОНЦЕ ПРОЛОГА: К. С. АЛЕКСЕЕВ — ТРАГИКОМЕДИЯ ГЕНИЯ. (продолжение следует). Часть 1. Игра с автором. 1. Детские игры режиссеров. 2. Взрослые игры режиссеров. 3. Признаки игры. 4. Классификация игр и внутренняя динамика игровой деятельности. 5. Разбор пьесы как игра. 6. Обстоятельства предстоящей игры. Традиции. 7. Обстоятельства предстоящей игры. Продолжение темы: потуги новаторства. 8. Правила предстоящей игры. 9. Выбор воображаемого партнера: с кем и чем играть. Расстрел. 11. Факультативная ностальгия, (торопливый читатель свободно может пропустить этот вот, одиннадцатый отрывок). 12. Разминка: разбор первой сцены. 13. Шарады Шекспира: автор играет с режиссером. Шарада первая — злоба дня XVII века: 14. Шарады Шекспира (продолжение). Шарада вторая — злоба дня XX века: 15. Шарады Шекспира (окончание). Шарада третья — что за "масками" ведьм? 16. Пена и накипь: еще одна аксиома и неизбежная научная заумь. 17. Загадочная картинка как игра. 18. Прение Шекспира со Львом. 19. Кроссворд трагедии. 20. Внеочередной пленум трех ведьм. 21. Философский камень театральной алхимии (мини-теория игры как психологического эксперимента)[5] . 22. Игры персонажей "Макбета". Начало: два эксперимента второй сцены. 23. Зигзаг в сторону структуры: игра музыки и графики. 24. Игры персонажей. Продолжение: пузыри земли. 25. Головоломки гения. Трагические перевертыши. 26. Попутные опасения и совет на всякий случай. 27. Макбет и Гамлет — наложение монологов. 28. Чужой человек в игре. 24 ноября 1991 года. СУМРАЧНЫЙ ГЕНИЙ РЕЖИССУРЫ. (метафизическая мозаика). Прелюдия и фуга: портрет художника на фоне любви и ненависти. Попурри: презент режиссерского факультета. Везение и невезенье Анатолия Васильева. Развитие темы. Итак: Сонатное аллегро "Счастье и несчастье Анатолия Васильева". Джазовая импровизация о бесах, которыми одержим Васильев. Та-ри-да, та-ти-да, да-да... 29. Игры персонажей. Продолжение: мистика конформизма. Структура 4 сцены первого акта. 30. Инвернес. Пять баллад по поводу пятой картины: Замок. Хозяйка. Слуга. Хозяин. Змея и цветок. 2. Любовь с первого взгляда. Новая нацеленность: создавать произведение (сценического) искусства сейчас, немедленно, с первой же пробы. Из ничего. "На раз". До тебя мне дойти нелегко, А до смерти четыре шага. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ: режиссерский тренинг перед встречей со зрителем (с чего начинается замысел?). 2. Школьные проказы: залезть в чужой огород. Серия первая — "В огороде у художников". 3. Прибавление "слышания" к "видению". О звуках. 4. Школьные проказы. Серия вторая — В музыкальном огороде. 5. Игра "Музыкальные эксцентрики". Советы молодому режиссеру, желающему научиться слышать музыку пьесы. МУЗЫКАЛЬНОСТЬ БОЛЬШИХ ПЬЕС ЧЕХОВА (ПЕРВЫЙ ОПЫТ СТРУКТУРНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ПЬЕСЫ РЕЖИССЕРОМ). 6. Полный комплект ощущений: концепция аккорда. 7. Школа поэтического театра. Режиссерские экзерсисы повышенной трудности. Но все равно — школьные проказы. Серия третья и последняя: "В поэтическом саду". 8. Зигзаг: игра и наука. Несколько первоначальных и примитивных правил, обуславливающих и организующих творческую игру режиссера. 9. Чем играет режиссер? Сколько своих собственных средств выразительности у режиссера? 1. УПРАЖНЕНИЕ ИМЕНИ ВСЕВОЛОДА ЭМИЛЬЕВИЧА МЕЙЕРХОЛЬДА. 2. УПРАЖНЕНИЕ ИМЕНИ СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ЭЙЗЕНШТЕЙНА. 3. УПРАЖНЕНИЕ ИМЕНИ ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ. 10. "Выражение через другое". ЧЕТЫРЕ КОРОТКИХ ПОВЕСТИ О СЕБЕ. (Вместо лирического отступления). I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV. Лекция первая. Реальности игрового театра. Лекция вторая. Психология в игровом театре. Лекция третья. Эстетика игрового театра. Лекция четвертая. Политика и "попса" в игровом театре. Лекция пятая. Создание и разрушение ритуала в театральной игре. Лекция шестая. Спортивность театральной игры. Таблица парности — контраст и дополнение. Первая пара. Лекция седьмая. Иррациональность театральной игры. ПЕРЕДЫШКА: Болтовня с актерами в парке ЦДСА. РЕЗЮМЕ: Снятие семи печатей. Об авторе этой книги. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17.