Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО АВТОРА. ГЛАВА 1. КИТАЙСКИЙ ОБОЮДООСТРЫЙ МЕЧ — ЦЗЯНЬ. ИСТОРИЯ ЦЗЯНЬ. ЦЗЯНЬ И КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА. ГЛАВА 2. ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ И ТАЙ-ЦЗИ ЦЗЯНЬ. ОБЗОР ПРИНЦИПОВ ТАЙ — ЦЗИ. Инь, ян и тай — цзи. Тай — цзи и боевые искусства. ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ. Дух. Сознание (ум). Внутренняя энергия. Внутренняя сила. Взаимодействие внутренних компонентов. ТЕХНИКА ТАЙ — ЦЗИ ЦЮАНЬ. Расслабление. Плавность движений. Ловкость движений. Устойчивость. Пустотность. Принцип взаимодействия. ЧЕТЫРЕ ЭЛЕМЕНТА ТАЙ — ЦЗИ. Срастание (чжан). Прилипание (ниан). Привязывание (лиан). Следование (сюи). СПЕЦИФИКА ТЕХНИКИ ТАЙ — ЦЗИ ЦЗЯНЬ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ОТ ЗАНЯТИЙ ТАЙ — ЦЗИ ЦЗЯНЬ. ГЛАВА 3. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С МЕЧОМ ЦЗЯНЬ. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЗЯНЬ. Меч. Кисть. ДЛИНА, ВЕС И БАЛАНСИРОВКА. ПОЛОЖЕНИЕ МЕЧА В РУКЕ. Прямое положение. Обратное положение. СПОСОБЫ ХВАТКИ. Хватка ладонью вверх. Хватка ладонью вниз. Хватка большим пальцем вверх. Хватка большим пальцем вниз. Хватка ладонью внутрь. Хватка ладонью наружу. Хватка двумя руками. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО УДЕРЖАНИЮ ЦЗЯНЬ. «ПАЛЕЦ-МЕЧ» И «ПОМОЩНИК МЕЧА». «Палец-меч» (цзяньцзюэ). «Помощник меча» (цзяньфа). КРУГИ И ЦВЕТЫ ЦЗЯНЬ. Шар цзяньцюань. Фронтальные круги. Горизонтальные круги. Вертикальные круги. Круги с разворота. Цепные круги. Спиральные круги. Изменение размера и направления выполнения кругов. Сопряжение кругов. КАК НОСИТЬ МЕЧ И ГОТОВИТЬ ЕГО К БОЮ. ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ТАЙ-ЦЗИ ЦЗЯНЬ. ПРИНЦИПЫ ДВИЖЕНИЙ КОРПУСА. Расслабить плечи. Опустить локти. «Опустошить» грудь. Выпрямить спину. Расслабить поясницу. Задействовать бедра. Изгибать и растягивать промежность. Подтянуть ягодицы. «Подвесить» голову. Дополнительные указания. ДВИЖЕНИЯ РУК. СТОЙКИ. Сомкнутая стойка. Стойка следования. Стойка лучника. Сидячая стойка. Несубстанциональная стойка. Стойка всадника. Стойка отдыха. Стойка прикрытия. Стойка на одной ноге. ШАГИ. Шаг вперед, сзади стоящей ногой. Шаг назад, впереди стоящей ногой. Шаг вперед, впереди стоящей ногой. Шаг назад, сзади стоящей ногой. Шаг вбок. Шаг назад с перехлестом и обманный шаг. Прикрывающий шаг. Пристяжной шаг. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВИЖЕНИЙ И ВНУТРЕННИХ КОМПОНЕНТОВ. ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ТАЙ-ЦЗИ ЦЗЯНЬ. ТРИНАДЦАТЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ. 1 Удар — "цзи". 2 Колющий удар — "цы". 3 Отражение удара ребром меча — "гэ". 4 «Промывание» — "си". 5 Оттяжка — "чоу". 6 Отвод — "дай". 7 Подъем — "ти". 8 Взрыв — "бэнь". 9 Рубящий удар — "пи". 10 Колющий удар (вонзающий) — "дьян". 11 «Помешивание» — "цзяо". 12 Придавливание — "я". 13 Пресечение — "цзиэ". КОМБИНАЦИОННАЯ ТЕХНИКА. Блок и пресечение атаки. Выпад с режущим ударом вверх. Срезание. Легкий и быстрый режущий удар. Повесить. Отрубить. Выпад держателем кисти. Блок рукоятью. Выпад «пальцем-мечом». ДВИЖЕНИЯ МЕЧА. ГЛАВА 6. ТРИДЦАТЬ ДВЕ ПОЗЫ ТАЙ-ЦЗИ ЦЗЯНЬ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Традиционные шестьдесят четыре позы «длинной» формы. «Короткая» форма тай-цзи цзянь. ОПИСАНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ. Подготовка (юбэй ши). Меч в левой руке. ум умиротворен. Стопы вместе, меч удерживается вдоль левой руки. 1. Начальная форма (ци ши). 1.1 Бессмертный указывает направление. 1.2. Удержание семи звезд. 1.3. Давление сверху и нанесение удара из стойки лучника. 1.4. Выпад и укол правым цзяньцзюэ. 1.5. Горизонтальный блок из стойки лучника. 1.6. Ожидание боя в сидячей стойке. 1.7. Горизонтальный блок в сидячей стойке. 1.8. Давление вперед из стойки лучника. 1.9. Разворот меча назад из сидячей стойки. 1.10. Укол в шею или глаз правым цзяньцзюэ. 1.11 Низкий блок из несубстанциональной стойки. 1.12. Укол правым цзяньцзюэ в подмышку из стойки лучника. 1.13. Верхний блок влево и нижний блок вправо. 1.14. Удар цзяньтан в подмышку. 1.15. Верхний блок вправо и нижний блок влево. 1.16. Укол в подмышку правым цзяньцзюэ. 1.17. Вытягивание руки и выпад цзяньтан. 1.18 Вытягивание рук и принятие боковой стойки лучника. 1.19. Создание руками замкнутого круга. 1.20. Передача меча из левой руки в правую. 2. Меч, расправивший крылья подобно орлу, пролетает мимо семи звезд (фэнцзянь цисинь). 2.1. Разведение рук. 2.2. Подъем меча для защиты сверху и принятие стойки лучника. 2.3. Нижний блок с шагом назад. 2.4. Перемещение меча из стороны в сторону для принятия сбалансированной стойки. 3. Шаг вперед и защита колена (цзинбу чжэси). 3.1. Низкий блок назад из сидячей стойки. 3.2. Разворот меча и удар вверх из стойки лучника. 4. Тигр подкрадывается к входу (воху даньмэн). 4.1. Выпад вперед и блок запястья. 4.2. Удержание меча в горизонтальной плоскости и принятие несубстанциональной стойки. 5. Лодочник гребет кормовым веслом (шаогонь яолу). 5.1. Разворот и задний блок мечом. 5.2. Подъем меча и рубящий удар. 6. Отлив уносит лодку (шунтуй туйчжоу). 6.1. Стойка отдыха с опущенным мечом. 6.2. Шаг вперед и выпад вбок. 7. Рисуем красную точку между бровями (мэйчжонь дянци). 7.1. Блок и удар снизу по запястью. 7.2. Рубящий удар по кисти атакующего из сидячей стойки. 7.3. Преследование и удар из стойки лучника. 7.4. Шаг вперед и укол в цуань-чжу. 8. Контрвыпад мечом (ни лин цзянь). 8.1. Шаг вперед с опущенным мечом. 8.2. Прямой выпад из стойки лучника. 9. Разворот назад с легким уколом вверх (хуэйшэнь дьян). 9.1. Разворот назад и спрятанный меч. 9.2. Шаг вперед и укол в кисть атакующего. 10. Пэй Гонь разрубает змею (Пэй Гонь чжаншэ). 10.1. Блок мечом и шаг назад. 10.2. Шаг назад и круговое движение мечом в горизонтальной плоскости. 10.3. Шаг вперед и рубящий удар по кисти атакующего. 10.4. Отвод меча назад из несубстанциональной стойки. 11. Выбивание пыли на ветру (иньфэнь данчен). 11.1 Создание руками замкнутого круга и принятие несубстанциональной стойки (1). 11.2. Удержание меча вертикально и стойка отдыха. 11.3. Сидячая стойка с поднятым мечом. 11.4. Выпад вперед и принятие стойки лучника. 11.5. Создание руками замкнутого круга и принятие несубстанциональной стойки (2). 11.6. Стойка отдыха с вертикально поднятым мечом. 11.7. Сидячая стойка с поднятым мечом. 11.8. Выпад вперед и принятие стойки лучника. 12. Стрекоза летит над водой (циньтинь дяньшуй). 12.1. Разворот влево и задний блок мечом. 12.2. Укол в лодыжку. 13. Оса залетает в гнездо (хуаньфэнь рудонь). 13.1. Выпад и укол в ногу. 13.2. Несубстанциональная стойка с вертикально поднятым мечом. 14. Достаем луну из океанских глубин (хайди лаоюэ). 14.1. Блок и прикрывающий шаг. 14.2. Поворот направо и отвод меча. 14.3. Подъем флага. 14.4. Три корня обвивают друг друга. 15. Разворачиваемся и вешаем золотой колокольчик (даогуа цзинлинь). 15.1. Разворот с постановкой левого блока. 15.2. Стопы вместе и нижний блок. 16. Куй Синь поднимает свою кисть (Куй Синь тиби). 16.1. Разворот и постановив блоков с обеих сторон. 1 6.2. Стойка на одной ноге с поднятым мечом. 17. Выпад вниз (жидань цзянь). 17.1. Укол сверху вниз. 17.2. Изучение единорога. 18. Шаг назад с нанесением трех ударов (туйбу ляоинь санцзянь). 18.1. Стойка лучника с поднятым и развернутым мечом. 18.2. Острие меча, развернутое назад. 18.3. Рубящий удар вперед и стойка лучника (1). 18.4. Удар назад с прикрывающим шагом (1). 18.5. Несубстанциональная стойка с поднятым мечом (1). 18.6. Рубящий удар вперед и стойка лучника (2). 18.7. Удар назад с прикрывающим шагом (2). 18.8. Несубстанциональная стойка с поднятым мечом (2). 18.9. Рубящий удар вперед и стойка лучника (3). 18.10. Подъем Полена (1). 18.11. Выпад вперед с прямым корпусом. 18.12. Удар назад из стойки лучника. 19. Ловля легендарной черепахи в океанских глубинах (хайди циньяо). 19.1. Нижний блок и шаг назад с перехлестом. 19.2. Выпрямление корпуса с подъемом меча. 19.3. Подъем колена (2). 19.4. Разворот назад с ударом вниз. 20. Богиня осыпает цветами (Шэнь Ню санхуа). 20.1. Удержание меча в горизонтальной плоскости и принятие стойки отдыха. 20.2. Блок руки противника и принятие несубстанциональноп стопки. 20.3. Боковая стойка лучника с опущенным мечом. 20.4. Шаг назад с перехлестом и удар по колену. 21. Недрогнувшей рукой собираем звезды (мяошоу зуисинь). 21.1. Подбираем звезду. 21.2. Шаг вперед с прямым выпадом. 22. «Поднятый кнут» и атака кисти противника (тибьян ляован). 22.1. «Отвод кнута» назад и вверх и принятие несубстанциональной стойки (1). 22.2. Вспомогательный шаг и рубящий удар назад (1). 22.3. Рубящий удар вверх по кисти атакующего и принятие стойки лучника (1). 22.4. «Отвод кнута» назад и вверх и принятие несубстанциональноп стойки (2). 22.5. Вспомогательный шаг и рубящий удар назад (2). 22.6. Рубящий удар вверх по кисти атакующего и принятие стойки лучника (2). 23. Черный дракон шевелит хвостом (каньлонь дзяовэй). 23.1. Взгляд на «хвост» (1). 23.2. Шаг назад и удар вперед (I). 23.3. Взгляд на «хвост» (2). 23.4. Шаг назад и удар вперед (2). 23.5. Взгляд на «хвост» (3). 23.6. Шаг назад и удар вперед (3). 23.7. Взгляд на «хвост» (4). 23.8. Шаг назад и удар вперед (4). 24. Прыжок через ущелье для защиты и пресечения атаки (тяоцзянь цзиэлан). 24.1. Разворот назад и нижний блок. 24.2. Поднятие колена для защиты с внешней стороны. 24.3. Рубящий удар и блок в прыжке. 24.4. Нижний блок с нанесением обратного удара. 25. Рыба отдыхает на дне пруда (жуою вою). 25.1. Выпрямление корпуса и блок. 25.2. «Взмах кнутом» и шаг назад с перехлестом. 25.3. Белый Журавль расправляет крылья. 25.4. Ласточка усаживается на ряску. 26. Разворот и нанесение рубящего удара в лицо (жуою фаншэнь пимян). 26.1. Рубящий удар и принятие стойки лучника. 26.2. Ложный отход и отвод меча назад. 26.3. Разворот с подъемом колена. 26.4. Принятие стойки лучника и нанесение рубящего удара в лицо. 26.5. Ложная потеря и отвод меча. 26.6. Разворот с нанесением рубящего удара в лицо. 27. Белая змея выпускает жало (байшэ тусин). 27.1. Отвод меча назад и принятие сидячей стойки (1). 27.2. Выпад мечом вверх. 27.3. Отвод меча назад и принятие сидячей стойки (2). 27.4. Выпад мечом вперед. 27.5. Отвод меча назад и принятие сидячей стойки (3). 27.6. Выпад мечом вниз. 28. Ли Гуань стреляет в каменную глыбу (Ли Гуань шэши). 28.1. Шаг назад с перехлестом (меч опущен). 28.2. Разворот кругом и удар назад. 28.3. Подъем колена (острие меча спрятано). 28.4. Берем лук и стрелу. 29. Удержание луны в руках (баоюэ ши). 29.1. Смещение меча и выпад вперед из стопки лучника. 29.2. Поворот с круговым движением в горизонтальной плоскости. 29.3. Шаг вперед и блоки с обеих сторон. 29.4. Круговой блок и рубящий удар по поясу. 30. «Кнут» (данбьян ши). 30.1. Шаг назад и замах мечом влево. 30.2. Удар мечом с разворота. 31. Золотой компас указывает на юг (цзинжэнь жинан). 31.1. Сомкнутые руки. 31.2. Перекладывание меча из одной руки в другую. 31.3. Поворот налево с мечом, поднятым рукоятью вверх. 31.4. Горизонтальный блок. 31.5. Нижний блок (проводим на земле черту). 31.6. Вытягивание руки вперед из стойки лучника. 31.7. Разворот с нанесением боковых уколов. 31.8. Удар рукоятью меча из стойки лучника. 32. Завершение (биньбу гуйюань). 32.1. Сомкнутые руки и ноги. 32.2. Поднятие цзяньцзюэ. 32.3. Вытягивание правой руки вправо. 32.4. Опускание правого цзяньцзюэ. Возврат в исходное положение (хуан юаньши). Удержание меча в левой руке. Нормализация дыхания и расслабление всего тела. РЕЗЮМЕ ПО ПОВОДУ НАПРАВЛЕННОСТИ ДВИЖЕНИЙ. ГЛАВА 7 МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ. ЭТАПЫ ТРЕНИРОВКИ. Тай-цзи цюань как фундамент тай-цзи цзянь. Основные навыки. Раздельное изучение движений. Осознанность движений. Управление внешними движениями за счет внутренних компонентов. Изучение принципов. ДВА СТИЛЯ. ВЫСШИЕ ПРИНЦИПЫ. ГЛАВА 8. ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. СЕМЬ КЛЮЧЕВЫХ ПРИНЦИПОВ. Используйте короткое оружие как длинное. Нанесение удара по ближней к вам кисти противника. Избегайте жестких блоков. Двигайтесь, как дракон и Феникс. Покой в движении и движение в покое. Начинать с опозданием, но достигать цели первым. Единство тела и цзянь. ПРИМЕНЕНИЕ БОЕВЫХ НАВЫКОВ. ПРИЛОЖЕНИЯ. ИСТОКИ ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ. Тай-цзи цюань стиля Чжан Саньфэна, северная ветвь. Тай-цзи цюань стиля У, Пекинская ветвь. КЛЮЧЕВЫЕ АКУПУНКТУРНЫЕ ТОЧКИ НА ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. Бай-хуэй. Цуань-чжу. Юй-чжэнь. Тань-чжун. Цзя-цзи. Шан-цюй. Мин-мэнь. Хуэй-инь. Цзянь-цзин. Цюй-чи. Лао-гун. Хуань-тяо. Ян-лин-цюань. Юн-цюань.