Клиентоцентрированная терапия.

О целях книги. Школа мысли. Последние разработки в клиентоцентрированной терапии. Диапазон практики. Расширение области применения. Прогресс в исследованиях. Программы подготовки. Развитие теории. Резюме. Глава 2 Карл Роджерс Теория личности. Положения. I. Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире опыта, центром которого он является. II. Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Эта сфера восприятия для индивида является "реальностью". III. Организм реагирует как организованное целое на определенное феноменальное поле. IV. Организм имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать (задействовать), сохранять и укреплять организм как средоточие опыта. V Поведение в своей основе является целенаправленной попыткой организма удовлетворить свои нужды как данные ему в опыте в его поле восприятия. VI. Эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправленному поведению; тип эмоции определяется либо исходным, либо завершающими аспектами поведения; интенсивность эмоции определяется значимостью в нашем восприятии данного поведения для сохранения и укрепления организма. VII. Лучшей точкой опоры для понимания поведения является компетенция самого индивида. VIII. Часть общего поля восприятия постепенно обособляется в виде самости. IX. В результате взаимодействия со средой и, в частное-ти, в результате эволюционного взаимодействия с другими формируется структура самости как организованная, подвижная, но последовательная концептуальная модель восприятия характеристик и взаимоотношений "я", или самого себя и вместе с тем система ценностей, применяемых к этому понятию. X. Ценности, применяемые к переживаниям, и ценности, являющиеся частью структуры самости, в одних случаях представляют собой ценности, непосредственно переживаемые организмом, а в других — ценности, интроецируе-мые или заимствованные у других, но воспринимаемые искаженным образом как непосредственно переживаемые. XI. Всякий опыт и всякое переживание в жизни индивида либо а) символизируются, воспринимаются и организуются определенным образом в их отношении к его самости, либо б) игнорируются, если не воспринимаются как имеющие отношение к самости, либо в) отрицаются или искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости. XII. Большинство приемлемых для организма способов поведения совместимы с представлениями человека о самом себе. XIII. В некоторых случаях поведение может определяться органическими ощущениями и потребностями, которые остаются несимволизированными. Такое поведение может быть несовместимо со структурой самости, но в этих случаях индивид — не "хозяин" своего поведения. XIV. Психологическая неурегулированность проявляется тогда, когда организм не пропускает в сферу сознания значимый сенсорный опыт и внутренние ощущения, которые, поэтому, не символизированы и не организованы в гештальты структуры самости. В таких ситуациях возникает сильная реальная или потенциальная напряженность. XV. Психологическая регуляция существует тогда, когда концепция самости такова, что весь сенсорный опыт и внутренние ощущения организма ассимилированы или могут быть ассимилированы на уровне символизации в совместимые отношения с концепцией самости. XVI. Любой опыт, несовместимый с организацией или структурой самости, может восприниматься как угроза, и чем больше таких восприятий, тем жестче организация структуры самости для самозащиты. XVII. При определенных условиях, первоначально исключающих какую-либо угрозу структуре самости, переживания, несовместимые с ней, могут восприниматься и проверяться, а структура самости может быть пересмотрена с целью ассимиляции и включения этих переживаний. XIX. По мере того как индивид все больше воспринимает и принимает в структуру самости органические переживания, он обнаруживает, что изменяет свою систему ценностей — опирающуюся главным образом на искаженно символизированные интроекции — в непрерывном процессе организменного оценивания. Схематическое изображение. Определения. Пояснения. Изменение личности в результате терапии. Характеристики личностных изменений. Заключение. Глава 3 Карл Роджерс Подготовка консультантов и психотерапевтов. Первый опыт подготовки консультантов. Кого следует отбирать для обучения? Подготовка к обучению в области терапии. Желательная предварительная подготовка. Продолжительность курса обучения. Краткосрочная программа подготовки по психотерапии. Программа для врачей. Краткосрочная программа для персональных консультантов. Реакции стажеров. Критика программы. Современная программа подготовки по психотерапии. Отбор слушателей в рамках программы. Начальный курс. Курсы-практикумы. Общие цели. Ролевое общение и простое собеседование. Взаимное консультирование. Многосторонняя терапия. Интернатура, или назначение по соглашению. Исследования в области терапии. Результаты. Глава 4 Элейн Дорфман. Игровая терапия. Истоки игровой терапии. Современное понимание. Вера в ребенка. Роль терапевта. Терапевтический час ребенка. Ситуация молчания. Ситуация, противоположная молчанию. Значение терапевтического сеанса для ребенка. Степень риска. Проблема ограничений. Об ограничениях. Специфика игровой терапии. Исследования в области игровой терапии. Опыт анализа протоколов игровой терапии. Анализ результатов игровой терапии. Первоочередные исследовательские задачи. Заключение. Глава 5 Николас Хоббс Группоцентрированная психотерапия. Иллюстрация группоцентрированной терапии. Индивидуальная и групповая терапия — сходство и различия. В чем состоит сходство. В чем состоят различия. Процесс групповой терапии. Начало работы в группе. Развитие группы и определение темы. Отрывки из дневника самооценок. Запись, сделанная до начала терапии. Дневниковая запись после первой встречи. Дневниковая запись после четвертой встречи. Дневниковая запись после седьмой встречи. Дневниковая запись после восьмой встречи. Дневниковая запись после десятой встречи. Дневниковая запись после одиннадцатой встречи. Дневниковая запись после тринадцатой встречи. Дневниковая запись после восемнадцатой встречи. Спустя два месяца, после девятнадцатой и последней встречи (выдержки из интервью). Гоуппоцентрированная терапия как процесс. Групповой терапевт. Члены группы как терапевты. Отбор членов группы. Эффективность групповой терапии. Глава 6 Томас Гордон Лидерство и управление: группоцентрированный подход. Адаптивная способность группы. Концепция группового лидерства. Функции лидерства. Концепция лидерства и парадокс. Понятие группоцентрированного лидерства. Группа в условиях группоцентрированного лидерства. Возможность участия. Свобода коммуникации. Благожелательная психологическая атмосфера. Отличительные функции группоцентрированного лидера. Доброжелательность и эмпатия. Внимание к окружающим. Понимание смыслов и замыслов. Принцип признания. "Связующая" функция. Группоцентрированное лидерство. Проблемы применения. Планирование. Приобщение членов группы к активному участию. Распределение лидерства. Гоуппоцентрированное лидерство в крупных организациях. Индивидуальный опыт работы в группе. Члены группы начинают понимать самих себя. Интернализация функций группоцентрированного лидера. Изменения в функционировании группы. Рост спонтанного выражения чувств и представлений. Согласие со стандартами группы. Библиография. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.