Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.

Авторы статей Лексикона. К философии Лексикона. А. Абсолютная музыка. Абстрактное искусство. (беспредметное, нефигуративное). Абстрактное кино. Абстрактный экспрессионизм. Абсурд (от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный). Абсурда театр (от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный). Авангард (фр. avantgarde — передовой отряд). Автоматизм. Автоматическое письмо. Адаптация. Адорно (Adorno). Визенгрунд-Адорно Теодор (1903–1969). Аккумуляция (фр. accumulation — накопление, аккумуляция; нагромождение). Акция (или искусство акции). Алеаторика (от лат. al еа — игра в кости, случайность, жребий). Аналитическое искусство. (см.:Филонов П.). Антиномия. (греч. — antinomia — противоречие закона самому себе). Аполлоновское и дионисийское. Аполлинер. (Apolinnaire) (Гийом (1880–1918). Арте повера. (итал. arte povera — бедное искусство). Артефакт. (от лат. are — ремесло, искусство и factum — сделанное). Арт-номенклатура. Арто Антонен (Artaud Antonin), 1896-1948. Арт-рынок. Архетип. (от греч. arche — начало и typos — образ). Ассамбляж. (фр. assemblage — соединение, сборка, монтаж). Атональная музыка. Аура. (др. — греч., лат. aura — дуновение, легкий ветерок, запах). Б. Базен (Bazin) Андре. (1918–1958). Балаш (Balazs) Бела (1884–1949). Барт (Barth) Ролан (1915–1980). Батай (Bataille) Жорж (1897–1962). Баухауз. Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975). Двуголосое слово — скрещение в одном высказывании двух личностных «голосов». Карнавализация — транспонирование карнавальных форм народной смеховой культуры. Полифония — теория особого типа художественного мышления. Хронотоп — («времяпространство») — эстетическая категория. Башляр (Bachelard) Гастон (1884–1962). Безобразное. Беккет Сэмюэль (Beckett Samuel), 1906-1989. Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880–1934). Бензе (Bense) Макс (1910–1990). Беньямин (Beajamin) Вальтер (1892–1940). Берг (Berg) Альбан (1885–1935). Бергсон (Bergson) Анри-Луи (1859–1941). Бердяев H. a. (см.: Религиозная эстетика России). Бессознательное (см.: Фрейд). Богема. Боди-арт. (body art — англ.: телесное искусство). Бодрийар (Baudrillard) Жан (p. 1929). Симулякр — своего рода алиби, свидетельствующее о нехватке, дефиците натуры. Бойс (Beuys), Йозеф (1921–1986). Борхес (Borges Jorge Luis) Хорхе Луис (1899–1986). Бретон (Breton) Андре (1896–1966). Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944). Булез (Boulez) Пьер (р. 1925). Буньюэль (Bunuel) Луис (1900–1983). В. Ван Гог (van gogh) Винсент (1853–1890). Ваттимо (Vattimo) Джанни (p. 1936). Веберн (Webern) Антон (1883–1945). Вертов Дзига (Денис Кауфман) (1896–1954). Вещь. Видеоклип. Византийская эстетика (как парадигма). 1. Патристическая эстетика. 2. Эстетика аскетизма — интериорная (от лат. interior — внутренний). 3. Литургическая эстетика — направление в поздней патриотической эстетике. 4. Особое место в В. э. занимают многочисленные описания произведений искусства — экфрасис. 5. Антикизирующее направление. Виртуальная реальность (virtual reality — англ.) в искусстве. Возвышенное. Воррингер (Worringer) Вильгельм (1881–1965). Г. Гадамер (Gadamer) Ганс Георг (р. 1900). Гарсия Маркес (Garcia Marquez) Габриэль (р. 1928). Гезамткунстверк. (нем. Gesamtkunstwerk — совокупное художественное произведение). Герцог (Herzog) Вернер (р. 1942). Гессе (Hesse) Герман (1877–1962). Гибрид. (лат. hybrida, hibrida — помесь). Гидони Георгий Иосифович (1895–1942). Гиперлитература. Гиперманьеризм. (ipermanierismo — итал.). Гиперреализм (hyherrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.). Гипертекст (сверх-текст). Гоген (Gauguin) Поль (1848–1903). Годар (Godard) Жан Люк (р. 1930). Граффити. Гринуэй (Greenaway) Питер (р. 1942). Губайдулина София Асгатовна (р. 1931). Д. Дада (Dada), дадаизм. Дали (Dali) Сальвадор (1904–1989). Деконструкция (déconstruction — фр.). Делёз (Deleuze) Жиль (1926–1995). Деррида (Derrida) Жак (p. 1930). Детурнемент. (détournement, фр. — отклонение, совращение; détour — поворот, извилина; обходной путь; уловка). Деформация. Джойс (Joyce) Джеймс (1882–1941). Дизайн (англ. design — проект, чертеж, проектирование). — ДИЗАЙН — ясная работа чувств, сознания, языка, рук, всего существа, — ДИАЛОГ В ДИЗАЙНЕ. — РОДЧЕНКО Александр (1891–1956) — легенда русского Д. — СОТТСАСС Этторе (1917–1997) — выдающийся итальянский дизайнер. — САЙТ (SITE — «sculpture in the environment») — проектная группа в США. — ТАФ-ДИЗАЙН — мировоззрение, профессиональные принципы, этика, сложившиеся внутри Студии. Таф-дизайнер исповедует экологическое, сберегающее, реалистическое сознание. — ОТКРЫТОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — жанр дизайнерского проектирования, близкий хай-теку. Дискурс (позднелат. discursus — рассуждение, аргумент, довод). Диссонанс и консонанс. Додекафония (от греч. dodeka — двенадцать и phone — звук, букв. — двенадцатизвучие). documenta. Древнерусская эстетика (как парадигма). Дюфренн (Dufrenne) Микель (1910–1995). Дюшан (Duchamp) Марсель (1887–1968). Ж. Жест авангардный. Жестокости театр. Жестокость. Живопись действия (англ. — action painting). З. Заумь (от «за» + «ум»), заумный язык. Приложение. Декларация заумного слова. «Звук и свет» (Son et Lumière — фр.). «Зеро» (Zero) (итал. zero — ноль). И. Игра. «Игра в бисер». Икона и авангард. Имажинизм (от англ. image — образ). Имплозия (implosion — фр.). Импрессионизм (от франц. impression — впечатление). Инспирация (лат. inspiratio — вдохновение, внушение). Инсталляция (англ. installation — размещение, установка, монтаж). Интерактивность (interactivity — англ.). Интерпретация. Интертекст. Интертекстуальность. Интуитивизм (от лат. intueri — пристально смотреть). Информационная эстетика. Информель (фр. art informel — бесформенное, абстрактное искусство). Ионеско (Ionesco) Эжен (1912–1994). Искусство (греч. — techne, лат. — ars, англ. и франц. — art, итал. — arte, нем. — kunst). К. Камю (Camus) Альбер (1913–1960). Кандинский, Василий Васильевич (1866–1944). Канон (греч. kanon — норма, правило). Катарсис (греч. каthаrsis — очищение). Кафка (Kafka) Франц (1883–1924). Кейдж (Cage) Джон (1912–1992). Кинетическое искусство (от греч.: kinesis — движение). Кино, кинематография (от греч. кinеmа — движение, graphe — писать, рисовать). Структурализм 60-70-х гг. и теория интертекстуальности. Киркегор (Кьеркегор) (Kierkegaard) Сёрен (1813-55). Кич (нем. kitsch — от простонародного verkitschen, kitschen — удешевлять). Клее (Klee) Пауль (1879–1940). Коллаж (фр. collage — приклеивание). Компоузинг (composing — англ.). Компьютерная графика. Конкретная музыка (musique соnсrиtе). Конкретное искусство (фр. — art concret). Консерватизм. Конструирование. Конструктивизм (фр. constructivisme от латинского constructio — построение). Концепт (от позднелат. conceptus — мысль, представление, понятие; в античности — накопление вод, зачатие, плод). Концептуализм, концептуальное искусство (concept art — англ. concept — понятие, идея, концепция). Кошут (Kosuth) Йозеф (p. 1945). Красота. Кристева (Kristeva) Юлия (p. 1941). Кубизм (cubisme — фр. от cube — куб). Кубофутуризм. Кунеллис (Kounellis) Яннис (p. 1936). Кэмп (от англ. camp — лагерь, стоянка, место временного пребывания). Л. Лабиринт (греч. labyrinthes — сложное переплетение, сеть, запутанность). Лакан (Lacan) Жак (1901–1981). Леви-Строс (Lévi-Strauss) Клод (p. 1908). Леже (Léger) Фернан (1881–1955). Ле Корбюзье (Le Corbusier) — псевдоним Шарля Эдуара Жаннере (Ch. Ed. Jeanneret) (1887–1965). Леттризм (lettrisme — фр.). Лиотар (Lyotard) Жан-Франсуа (1924–1998). Липпс (Lipps) Теодор (1851–1914). Лотман Юрий Михайлович (1922–1993). Лучизм (rayonismus, от франц. rayon — луч). Лэнд-арт (англ. land art — природо-искусство). M. Магический реализм. Малевич Казимир. (1878–1935). Мальро (Malraux) Андре. (1901–1976). Манифестарная эстетика. Маринетти (см.: Футуризм). Массовая культура. Постмодернизм — это беспечное и легкомысленное дитя конца xx в. Масс-медиа (средства массовой коммуникации). Матисс (Matisse) Анри (1869–1954). Маяковский Владимир Владимирович (1893–1930). Медитативное искусство. Мессидж (message — англ.: послание). Метафизическая живопись. (ит. — pittura metafisica; франц. — peinture peinture métaphysique). Метц (Metz) Кристиан (1931–1993). Мимесис (греч. mimesis — подражание, воспроизведение). Минимализм (minimal art — англ.: минимальное искусство). Миро (Miro) Хуан (1893–1983). Мис ван дер Роэ (Mice van der Rohe) Людвиг (1886–1969). Модерн (фр. modeme — современный). Модернизм (фр. — modernisme, от moderne — современный, англ. — modernism). Модильяни (Modigliani) Амедео (1884–1920). Мондриан (Mondrian) Пит (1872–1944). Морфинг (morphing — англ.). Музыкальная графика. H. Навигация. Наивное искусство. Неискусство как искусство. Неклассическая эстетика (см.: Эстетика неклассическая). Неопластицизм (см.: Мондриан). Нет-арт. (net art — от англ. net — сеть, art — искусство). Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844–1900). Ницше и ПОСТ-культура. «Новая волна» (франц. — la nouvelle vague). «Новые фовисты», или «Новые дикие» (нем. Neue Wilde). Новый реализм (франц. — le nouveau rйа1ismе). Нон-финито (итал. non-finito — незаконченное). НТП и искусство. О. Объект. ОБЭРИУты. Приложение. Завершение поэмы А. Введенского «Кругом возможно Бог»: Оп-арт (англ. op art — сокр. от «оптическое искусство»). ОПОЯЗ («Общество по изучению поэтического языка»). Оппозиции эстетические (лат. oppositio — противоположение). Ортега-и-Гассет (Ortega у Gasset) xoce (1883–1955). Остраненне (от слова «странный»). П. Палимпсест. (греч. — palipmpseston — вновь соскобленный). Парадигма (от древнегр. paradeigma — пример, образец). Пастиш (от итал. pasticcio — паштет). Персонификация. Перформанс (англ. performance — исполнение). Пикассо (Picasso) Пабло (1881–1973). Письмо (франц. écriture). Повседневность. Полиэкран. Поп-арт (англ. pop art — от popular art — популярное искусство). Поп-музыка. ПОСТ- (от ПОСТ-культуры) (сущ. ср. рода — оно, нечто, не имеющее определенного рода). ПОСТ-адеквации. Постимпрессионизм. Постмодернизм (франц. postmodernisme). Постпостмодернизм. Постструктурализм (неоструктурализм). Постфрейдизм. Потебня Александр Афанасьевич (1835–1891). Потлач (фр. potlash). Православная эстетика (как парадигма). Прекрасное. Прием (литературный). Примитивисты. Пространство артефакта. Пруст (Proust) Марсель (1871–1922). Психоделическое искусство. Р. Раушенберг (Rauschenberg) Роберт (p. 1925). Реди-мейд (англ. ready-made — готовый). Религиозная эстетика России. Рестани (Restany) Пьер (Р. 1930). Ризома (франц. rhizome — корневище). Рорти (Rorty) Ричард (p. 1931). C. Садизм и мазохизм. Сартр (Sartre) Жан-Поль (1905–1980). Светомузыка (цветомузыка). Свободная фигуративность (figuration libre — фр.). Сезанн (Cézanne) Поль (1839–1906). Семиотическая эстетика. Cepp (Serres) Мишель (p. 1930). Символизм (франц. symbolisme). Символическое. Симулякр (simulacre — фр.). Синестезия (от др. — греч. synaisthesis — соощущение). Скрябин Александр Николаевич (1872–1915). Событие. Сонорика (от фр. sonorité — звучность). Соц-арт. Средневековая эстетика (как парадигма). Стиль. Структурализм в эстетике. Сублимация (лат. sublimo — возвышать, возносить). Суггестия (от лат. suggestio — внушение; намек). Супрематизм. (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство). Сюрреализм (фр. surréalisme — сверхреализм). Т. Ташизм. (от франц. tache — пятно). Текст (см.: Барт). Телесность. Термен Лев Сергеевич (1896–1993). Теургия. (греч. theoyrgia — художественное деяние; сакральный ритуал, мистерия). Технообраз (technimages — фр.). Тодоров (Todorov) Цветан (p. 1939). Трансавангард (trans-avant-garde — фр.). Тцара (Tzara) Тристан. (1896–1963 наст. имя и фамилия Сами Розенсток. Родился в Румынии, скончался в Париже). У. Уорхол (Warhol) Энди (1930–1987). Ф. Фантазм (fantasme — фр.). Феноменологическая эстетика. Фехнер (Fechiier) Густав Теодор (1801–1887). Филонов Павел Николаевич (1883–1941). Флоренский Павел Александрович (1882–1937). Флуктуация (англ. fluctuation). Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)). Фолькельт (Volkelt) Иоганнес Эммануил (1848–1930). Формальный метод (в литературоведении). Фотография. Фрейд (Freud) Зигмунд (1856–1939). Фрейдизм и искусство. Фуко (Foucault) Мишель Поль (1926–1984). Футуризм (futurisme, от латинск. futurum — будущее). Х. Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889–1976). ХАЙ-ТЕК (англ. hi-tec; от high technology — совершенная технология). Хармс (см.:ОБЭРИУТы). Хейзинга (Huizinga) Йохан (1872–1945). Игра, согласно x., Хлебников Велимир (наст. имя Виктор Владимирович, 1885–1922). Художественная культура XX века (в дальнейшем — ХКДВ). Хундертвассер. (Hundertwasser — по рождению: Friedrich Stowasser) Фриденсрайх (р. 1928). Хэппенинг. (happening — англ.; от to happen — случаться, происходить; в буквальном значении — происходить здесь и сейчас, непреднамеренно). Ц. Центон (от лат. cento — одежда или одеяло из лоскутков). Ш. Шагал (Chagal) Марк Захарович (1887–1985). Шёнберг (Schönberg) Арнольд (1884–1951). Шизоанализ (schizanalyse — фр.). Шкловский Виктор Борисович (1893–1984). Шлягер (нем. schlager — популярная песенка). Шнитке Альфред Гариевич (1934–1998). Шок эстетический. Штокхаузен (Stockhausen) Карлхайнц (род. 1928). Э. Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898–1948). Эйхенбаум Борис Михайлович (1886–1959). Экзистенциализм в эстетике (от лат. existentia — существование). Эклектика (от греч. eklego — выбирать, собирать). Эко (Eco) Умберто (род. 1932). Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение). Энвайронмент (англ. environment — окружение, среда). Энвайронментальная эстетика (от англ. environment — окружающая среда). Эрнст (Ernst) Макс (1891–1976). Эротическое. Эстетизм. Эстетика (от др. — греч. — aisthanomai — чувствовать; aisthëtikos — воспринимаемый чувствами). Для Э. барокко (расцвет XVII — xviii вв., термин введен в к. xix в.; итал. barocco — причудливый, вычурный). Э. романтизма (расцвет к. XVIII — нач. xix в.). Эксплицитная (или собственно философская) эстетика сформировалась достаточно поздно. Эстетика неклассическая. Эстетическая культура. Эстетическое. Эстетическое сознание. Ю. Юккер (Uecker) Понтер (род. 1930). Юнг (Jung) Карл Густав (1875–1961). Я. Якобсон Роман Осипович. (1896–1982). Ясперс (Jaspers) Карл (1883–1969). Предельные метаморфозы культуры — итог XX века. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52.