Национальный музей дизайна Купер-Хьюитт Нью-Йорк.

Анри Жакоб Стулья 1790. Бумага, акварель, кисть, перо, тушь, чернила, графит. 21, 2x34,1.

На представленных эскизах известный французский мебельщик Анри Жакоб изобразил стулья, созданные на основе чрезвычайно популярной в эпоху ампира модели античного стула клисмоса, восходящей к образцам греческой мебели классического периода. Анри Жакоб был, пожалуй, самым успешным и талантливым подражателем своего знаменитого однофамильца Жоржа Жакоба, ставшего вместе с живописцем Жаком Луи Давидом родоначальником стиля ампир в интерьере. Популярнейший художник предреволюционной Франции Давид в 1780-е обратился к героическим эпизодам из истории греческой и римской античности, создав такие шедевры, как «Клятва Горациев», «Брут», «Любовь Париса и Елены», «Возвращение Маркуса Сектуса». Для работы над этими картинами живописец заказал известному парижскому мебельщику Жоржу Жакобу выполнить предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с так называемых этрусских ваз — древнеримской керамики, найденной в раскопках Помпей и Геркуланума. Величественные и одновременно изящные формы античной мебели, воссозданные Жакобом из красного дерева и золоченой бронзы, украшенные тончайшими орнаментами и рельефными вставками, сразу завоевали невероятную популярность, сделав его настоящей знаменитостью, родоначальником мебельной моды нового направления. Античная тема оказалась чрезвычайно востребованной. Несмотря на то что в начале XIX века Жорж Жакоб вместе с сыном основал свою фирму, оформлявшую в том числе многочисленные дворцы Наполеона Бонапарта, многие мебельщики-краснодеревщики активно использовали его разработки, копировали образцы и подделывали клеймо. Подобным блестящим фальсификатором был и Анри Жакоб, пользовавшийся большой популярностью в Париже и получавший заказы от многих высокопоставленных лиц. Именно Анри Жакоб был приглашен русским двором для создания обстановки дворца в Павловске. Качество мебели его мастерских вполне конкурировало с качеством мебели знаменитого тезки, изделия славились красотой линии и пропорций, виртуозностью резьбы и превосходной позолотой.

Национальный музей дизайна Купер-Хьюитт Нью-Йорк