Нет плохому поведению.

ЧЕТЫРЕ ШАГА К СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ.

Используйте следующую информацию в качестве руководства для снижения тревожности ребенка.

Шаг 1. Определите потенциальные стрессоры[23].

Первым шагом в устранении тревожности ребенка будет установление причин, создающих напряжение. Для начала прислушайтесь к тревогам и жалобам своего ребенка. Не преуменьшайте и не отбрасывайте ни одну из его тревог, а напротив, спокойно выслушайте. Затем в течение недели оцените распорядок дня ребенка — сколько времени он проводит в школе, сколько уходит на выполнение заданий на дом, домашних обязанностей и на дополнительные занятия (спорт, танцы, хоровое пение, музыка, репетиторы). Сколько остается у него свободного времени?

Шаг 2. Исключите те стрессоры, которые можете.

Исключение всего-навсего одного пункта из списка обычных еженедельных занятий вашего ребенка может сыграть огромную роль в снижении уровня его стресса и тревожности. Это может быть любое дело, которым он занимается скорее потому, что так хочется вам, и которое не столь уж важно для него самого.

Шаг 3. Займитесь стрессорами, которые вы не в состоянии исключить.

Некоторые источники стресса вы просто не можете контролировать. Например, даже если вы выключите телевизор, ваш ребенок все равно узнает о разрушительных событиях в мире. Но можно помочь ребенку справляться с жизненными реалиями, убеждая его, что вы и другие люди в его жизни делают все возможное, чтобы он находился в безопасности.

Шаг 4. Научите ребенка справляться с неизбежной тревожностью.

Тревожность — это неотъемлемая часть жизни всех нас, и дети могут освоить некоторые приемы, которыми пользуемся мы, взрослые, чтобы совладать с напряжением. Предлагаем четыре приема для снижения тревожности.

• Внутренний диалог. Научите своего ребенка произносить про себя фразу, которая поможет ему оставаться спокойным и преодолевать стресс. Вот несколько примеров: "Расслабься, не волнуйся", "Не нервничай и дыши медленно", "Это пара пустяков, я с этим справлюсь".

• Лифтовое дыхание. Это сработает, если ваш ребенок хоть раз ездил в лифте. Попросите его закрыть глаза, легко выдохнуть три раза, а затем представить, что он находится в лифте на последнем этаже очень высокого здания. Он нажимает кнопку первого этажа и наблюдает, как кнопки каждого этажа постепенно загораются по мере того, как лифт опускается. Как только лифт остановится, стресс исчезнет.

• Таяние стресса. Попросите ребенка найти на своем теле место, где он чувствует самое большое напряжение — это может быть шея, плечи или челюсть. Затем он должен закрыть глаза, сконцентрироваться на этом месте, напрячь его на три-четыре секунды, а затем отпустить. Посоветуйте ребенку представить, как стресс тает в то время, как он делает это упражнение.

• Представить себе спокойное место. Предложите своему ребенку подумать о месте, где он уже когда-то был и где чувствует себя в безопасности, — например, на пляже, в своей кроватке, в саду у дедушки и т. д. Когда ребенка начнет одолевать тревога, предложите ему закрыть глаза и представить это место; дыхание в это время должно быть медленным.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По статистике, 8-10 % американских детей серьезно страдают от тревожности. Вероятность возникновения депрессии у таких детей в 2–4 раза выше, а в подростковом возрасте попытается вероятность употребления наркотиков или алкоголя. К счастью, примерно 90 % беспокойных детей могут научиться справляться со своими проблемами.