Невероятное.

Экскурс в историю. Антон Месмер.

Я не стремлюсь убедить читателей в том, что биомагнетизм существует, приводя здесь случаи из личной практики. На эту тему написано множество книг, выдержки из которых я буду приводить, предоставляя вам возможность самим познакомиться с наиболее распространенными гипотезами и просто попытками как-то объяснить природу биомагнетизма.

Раскрываю объемистую книгу в ветхом кожаном переплете, самую старую из имеющихся у меня, — «Открытие тайны древних магиков и чародеев, или Волшебные силы натуры, в пользу и увеселение употребленные». Ее автор — сановный профессор Прусского королевского кадетского корпуса Г. Галль, переведена с немецкого языка и издана в Москве в 1888 году. А вот и глава II — «Опыты магнетические».

В этой главе на страницах 242–316 языком тех лет весьма пространно рассказывается о магнитах, магнетизме животных, «месмериаде», о том, как она начиналась А. Месмером с магнитов, прикладываемых к телу пациента и даваемых в толченом виде, о магнитных ваннах (с намагниченной водой), жезлах из стекла и металла. Подробности опущу. Автор мною назван, и интересующиеся могут эту книгу запросить в библиотеках. Но одно извлечение я все-таки сделаю. Оно касается главного — концепции Антона Месмера о единстве материи и энергии, которую он именует «всеобщей жидкостью», присутствующей во всем живом и неживом, только в различных модификациях.

Итак, читаем: «В праве месмеровской системы… взаимное влияние между небесных тел и тел одушевленных. Сие влияние производит всеобщая жидкость, которая, бью различным образом модифицирована, все известные жидкости, электрическую, магнитную и прочие, производит. Его (взаимного влияния. — Прим. ред.) начало есть мать всех прочих… единая коренная жидкость, или всеобщее побудительное колесо механики мира». Этим факелом освещает Месмер все темные места физики, упругости, приливы и отливы, огонь, свет, самый магнит и электричество. Месмер первый берет «оную (единую коренную жидкость. — Прим. ред.) на конец перста к употреблению в лекарство». И далее: «Когда сия жидкость в надлежащем равновесии в вас притекает, происходит из того гормона, который мы здоровьем называем, уклонение же оной от сего равновесия назьюаем мы болезнью».

К этой гениальной идее о единой энергии, имеющей неизмеримое количество модификаций, склоняются многие выдающиеся физики нашего времени. Ниже я поделюсь своими наблюдениями, которые подтверждают эту мысль.

Что же касается месмеровской техники лечения «животным магнетизмом», то приведу извлечения из других трудов, более поздних авторов, у которых она описана более лаконично и просто.

А. Сумароков в книге «Историческое научное исследование древнего волхования, животного магнетизма и спиритизма» (Санкт-Петербург, 1873 г.) пишет: «Понятия о животном магнетизме встречаются, как мы видели, у людей с самых древних времен, и они отмечались во многих магических сочинениях древних народов. Впервые обратил на них всеобщее внимание образованного мира и даже решился приложить к практической жизни, а именно к лечению различных болезней, немецкий лекарь Антон Месмер. От его имени и самый животный магнетизм называется месмеризмом. Просим, однако, не забывать, что Месмер — не изобретатель животного магнетизма и что он даже не сумел применить его».

Далее даются описания приемов, употреблявшихся Месмером: как надо посадить против себя больного, как держать руки, поглаживать, делать пассы и т. д. Сообщается, что одни пациенты чувствовали холодок, другие — тепло, третьи — покалывание, четвертые — даже боль.

Месмер находил, что не всегда нужно было соприкосновение (контакт), что в некоторых случаях можно было воздействовать издали — «изливать на него магическую жидкость, которой был переполнен магнетижер». «Вообще Месмер полагал, — пишет далее А. Сумароков, — что жидкость находится во всех людях, но только в некоторых больше, чем в других, и что можно развивать в себе и усовершенствовать эту жидкость».

Вот ряд положений, которые высказывал сам Месмер. Они знакомят нас с теми странными магическими верованиями, на которых (по мнению автора книги) родоначальник учения о животном магнетизме основал его:

1. Месмер прежде всего допускает, что все в природе связано между собой особой магнитной притягательной силой.

2. Посредством чего же передается эта сила? Посредством той бесконечно тонкой материи, которая, по учению древних магов и спиритов, разлита во всем мире.

3. На вопрос, по каким законам производится магнитное взаимодействие «тел природы» между собою, Месмер отвечал, что эти законы пока совершенно неизвестны.

4. Надо себе представить, что между «телами природы» (термин, употребляемый Сумароковым. — Прим. ред.) магнитная сила производит колебательные движения, вроде приливов и отливов.

5. От этой силы зависят свойства веществ и все явления природы.

6. Тело человека похоже на большой магнит со всеми его полюсами и прочими явлениями.

7. Животный магнетизм, по Месмеру, — это то, что присуще животному телу, которое подвергается влиянию небесных тел и окружающих предметов.

8. Животный магнетизм может быть сообщен и другим животным, а также неодушевленным предметам.

9. Животный магнетизм имеет следующие главные свойства: он может проникать во все тела, может действовать на далеком расстоянии без посредства всякого другого тела; может быть отражен и увеличен зеркалами, подобно свету; он сообщается, распространяется и усиливается звуком, его можно накапливать, сгущать и переносить с места на место.

10. Месмер приписывал врачебные свойства электричества и других сил природы одному животному магнетизму.

11. Что касается отношения животного магнетизма к обыкновенному (минеральному, по самому Месмеру), то вот как смотрел Месмер на этот предмет: так как, по его мнению, животный магнетизм может действовать и на тело, заключающее в себе обыкновенную магнитную силу, не изменяя ее нисколько в этом теле, то, значит, животный магнетизм есть сила, независимая от минерального.

12. Какие же болезни может излечить животный магнетизм? По учению Месмера, все. Только нервные болезни — непосредственно, а прочие — опосредованно, т. е. сначала он должен благотворно подействовать на нервы, а потом уже нервы, в свою очередь, подействуют на болезнь.

Знаменитый приговор Парижской медицинской академии 18 сентября 1780 года поставил животный магнетизм в число явлений, «недостойных внимания людей серьезных».

Конечно, нетрудно было, не имея удовлетворительного объяснения этому явлению, просто отвергнуть его и сдать в архив бредней, самообольщений, шарлатанства. Это давно известный способ относиться к необъяснимому. Да только, к сожалению, ни к чему хорошему это не приводит.

На этом я ограничу приведение выписок из книги А. Сумарокова, так как далее идет экскурс в историю последователей Месмера, рассказы о технике воздействия и т. д.

…Постараюсь и дальше не терять нить Ариадны и обращусь к выдержкам из других книг, в которых сделаны попытки осветить проблему животного магнетизма. А затем, как и обещал, приведу свои собственные наблюдения.

Книга Карла Драндлера Прахта «Оккультизм». Пропущу главы о ясновидении, яснослышании, психометрии. А вот и то, что нам нужно — глава «Лечебно-магнетическая сила». Глава эта весьма обширна, но я дам только существенное, главное.

«Ученые по большей части не различают друг от друга гипнотизм и магнетизм, это, конечно, неправильно.

Опыты Реша (французского врача-исследователя магнетизма и других паранормальных явлений. — В. С.) в достаточной мере доказали, что лечебный магнетизм не имеет ничего общего с гипнозом и внушением. Внушение может проистекать только из мозга, но его нельзя передавать мозгу при помощи так называемых одизированных веществ. Гипноз действует только при помощи одной силы воли, представляет собой чисто психический акт, в то время как магнетизм по своей природе материален и представляет направляемую действием воли передачу тонкого вещества (условно названного одом), употребляемого жизненной энергией.

Гипнотизировать можно только людей или животных, магнетизировать можно все. Еще Месмер магнетизировал для лечебных целей шерсть, кожу, дерево, металлы, и хлеб.

При помощи магнетической передачи ода можно заставить великолепнее развиваться всякое растение, даже при недостаточном питании».

Далее автор «Оккультизма» приводит слова Артура Шопенгауэра (1788–1860): «Кто в наше время сомневается в действии магнетизма, должен быть назван не скептиком, а невеждой».

Под лечебным магнетизмом следует, таким образом, понимать переход одического потока при содействии силы воли от здорового человека к больному. Здоровый од одного человека, направленный его силой воли, восстанавливает у больного человека (с больным одом) нарушенную гармонию, так как болезнь, собственно говоря, есть не что иное, как нарушение равновесия одической циркуляции (трактовка по К. Д. Прахту. — Прим. ред.).

Дю Прель (французский исследователь прошлого века) в своем сочинении «Магия как естествознание» пишет: «Животный магнетизм представляет… более могучую, чем все физические и химические… силу, и так как он выходит при излучении из внутреннего существа человека, то является не какой-либо наружной силой, но проникает внутрь субстанции так же, как и в самые атомы, ибо он противоречит химическим процессам, разрушающим атомные соединения и оставляющим неповрежденными только самые атомы». И далее: «Магнетическое лечение совершается или посредством магнетических пассов через возложение рук, или дыханием, но также и через посредство магнетических веществ».

Затем Дю Прель дает простейшее руководство по технике лечения, описывает поведение больного и лечащего и т. д.

Мне довелось прочесть невообразимое множество литературы по лечебному животному магнетизму (месмеризму). Хочу обратить ваше внимание на авторов тех книг, которые ценны не пересказом или описанием виденного, а описанием собственного опыта, личных наблюдений.

Это прежде всего книга Альбера д'Анжера «Лечебный магнетизм». Книга основана на личном опыте автора; повествование ведется в форме вопросов и ответов, приведены примеры из лечебной практики.

Из отечественных авторов (магнетизеров-практиков) следует назвать Константина Кудрявцева. Ко мне в руки попала его книга в 160 страниц, подытоживающая результаты двенадцатилетних наблюдений автора. В ней дается серьезный исторический обзор, рассматриваются различия между гипнотизмом и магнетизмом, а также иные таинственные явления психики человека. Кроме этой книги мне посчастливилось познакомиться с его докладом, прочитанным в Русском спиритуалистическом обществе в предреволюционные годы. В нем в сжатой форме приводится то, что изложено в книге «Излучения человеческого тела и применение их к лечению болезней». Так же назван и доклад.

Научно-психологическое издательство (было такое в России до революции) издало в 1910 году перевод с английского небольшой книги Вен-Несс Стильмана «Целебный магнетизм». В ней автор пытается объяснить сущность магнетизма и описывает технику его применения для оказания помощи при том или ином заболевании.

Надо сказать, что во всех этих книгах приемы и рекомендации для магнетизеров и перечень болезней, подлежащих лечению целебным магнетизмом, одни и те же. Положение рук по отношению к больному, направление пассов, длительность воздействия и «техника безопасности» для лечащего стереотипны.

Перед тем как перейти к современным целителям-магнетизерам, хочу упомянуть об одной любопытной находке, обнаруженной в старинном журнале, доставшемся мне по наследству от тетушки. На последней странице, рядом с частнособственнической рекламой, крупным шрифтом заголовок «Откуда эта могучая исцеляющая сила»? Под ним текст: «Удивительные случаи исцеления доктором Ридом поражают весь мир! Лечит болезни, которые считаются неисцелимыми. Врачи, духовенство, люди всех профессий говорят, что он излечил страдавших слепотой, увечных, параличных и многих больных, бывших при смерти. Даровая помощь больным!».

Поскольку реклама весьма необычная и любопытная, я позволю себе полностью перепечатать эту страничку. Очень хотелось бы знать, чем все это кончилось: «Д-р Рид готов помочь советом всем страдающим какой-либо болезнью совершенно безвозмездно. Люди всевозможных профессий испытали его удивительную силу».

Помещен портрет доктора Рида. И опять текст: «Всюду мужчины, женщины, духовенство, врачи, педагоги поражаются удивительным исцелениям, проводимым доктором Джоном С. Ридом, открывшим виталопатический метод лечения.

Д-р Рид лечит не медикаментами, не остеопатией, не гипнозом, но тончайшей психической силой природы совместно с некоторыми жизненными магнетическими средствами, содержащими самые элементы жизни и здоровья.

В разговоре с одним сотрудником газеты д-р Рид высказал пожелание, чтобы все те читатели, которые чувствуют себя больными или волнуются и беспокоятся, видя страдания своих близких, написали ему просьбу о помощи. «Некоторые говорят, — сказал д-р Рид, — что я обладаю сверхъестественными, таинственными силами. Но это не так. Я исцеляю других потому, что я знаю природу, потому, что я пользуюсь тонкой естественной силой, поддерживающей организм и восстанавливающей здоровье. Но в то же время я верю, что мне не удалось бы сделать это открытие и усовершенствовать его, если бы я не был намерен пользоваться им исключительно ради общего блага.

Поэтому я считаю своей обязанностью дать возможность воспользоваться моим открытием всем страдающим. Я хочу сказать читателям, что они могут писать мне в строжайшей тайне, если страдают какой-либо болезнью, я сделаю точный диагноз их болезни и предпишу им простое домашнее лечение совершенно бесплатно: безусловно гарантирую, что оно принесет полное излечение. Как бы ни была серьезна их болезнь, как бы ни было безнадежно их положение — это безразлично. Я хочу, чтобы они мне писали, и сделаю их вполне здоровыми. Я чувствую, что я предназначен самой природой облегчать страдания моим ближним».

Удивительные исцеления доктором Ридом больных произвели такую сенсацию в медицинском мире, что некоторым профессионалам было предложено исследовать это явление. Это были доктора Л. В. Холли и Л. Г. Друн, пользующиеся известностью. Проведя самые точные и весьма трудоемкие по тем временам исследования, эти выдающиеся врачи были настолько поражены той удивительной силой, которой обладал доктор Рид, и замечательными результатами лечения виталопатией, что охотно оставили традиционные методы лечения и отдали все свои силы на то, чтобы помогать доктору Риду в его великом труде на пользу человечества. Известнейшие врачи вполне согласились с тем, что с открытием виталопатического метода лечения исцеление болезней наконец-то свелось к точно обоснованной науке.

В общем, около 8000 мужчин и женщин были излечены таинственными силами, которые открыл д-р Рид. Некоторые из них были слепыми, немыми, глухими, параличными настолько, что едва могли двигаться, — так велики и ужасны были их недуги. Были и страдающие брайтовой болезнью сердца, чахоткой и другими так называемыми неизлечимыми болезнями, болезнями почек, дисперсией, нервными расстройствами, бессонницей, невралгией, ревматизмом. Многие мужчины и женщины предавались пьянству, морфинизму и другим порокам.

Во всех случаях, когда д-р Рид брался за лечение, успех был гарантирован. И что замечательно, расстояние (разрядка моя. — В. С.) при лечении не имело ни малейшего значения. Проживавшие в самых отдаленных городах лечились у себя дома и с таким же успехом, как и те, которых пользовал доктор Рид лично. Да, доктор Рид утверждал, что он может лечить каждого и на каком угодно расстоянии от его собственного местонахождения так же успешно, как и в том случае, если бы он лечил пациента при непосредственном контакте. И, судя по выдержкам из писем тех, кто лечился у Рида на расстоянии, можно смело сделать вьюод, насколько обоснованы его заявления».

Я не буду приводить эти выдержки, а закончу еще одной цитатой из объявления:

«Если вы больны, то, какова бы ни была у вас болезнь, что бы ни говорили о том, что вы неизлечимы, напишите д-ру Риду, укажите ему главные симптомы вашей болезни, сколько времени страдаете, и он немедленно сделает диагноз вашей болезни, скажет вам определенно, чем вы страдаете, и предпишет вам лечение, которое, безусловно, избавит вас от страданий. Это положительно ничего вам не будет стоить. Д-р Рид вышлет также один экземпляр его удивительной книги «Тайные силы природы». В ней подробно говорится о том, как будет вас лечить доктор Рид. Она объяснит также, каким образом вы можете сами приобрести эту удивительную исцеляющую силу и можете лечить окружающих вас больных.

Д-р Рид не взимает ничего за этого рода услугу. Все это предоставляется вам совершенно даром. Он сделал удивительное открытие и желает сообщить о нем в России, дабы всякий больной мог восстановить полное здоровье и силы. Напишите сегодня же и приложите три семикопеечные марки на пересылку книги. Адрес д-ра Джона С. Рида — Париж (Франция), ул. Дисли, отд. 40».

Прошло 75 лет после публикации этого необычного объявления. Что это? Реклама оригинального шарлатана, шизоидного филантропа или за красочно расписанным, поистине библейским всемогуществом крылось что-то реальное? Может быть, этот человек обнаружил в себе дар Месмера и, убедившись в его действенности, возомнил себя первооткрывателем виталопатии? Что же осталось после него? Книга, которую в 1914 году можно было получить за три семикопеечные марки? Или что-то еще?

Какова была дальнейшая судьба этого обладателя чудодейственной силы? Погиб ли он в уже бушевавшей тогда в Европе мировой войне? Умер ли в психиатрической больнице? Об этом мы можем только гадать. Во всяком случае (отбросив, конечно, беззастенчивую, в духе того времени, рекламу и саморекламу), сказанное о возможности влияния на любом расстоянии у меня улыбки не вызывает.

Теперь мне осталось рассказать, точнее, привести опять-таки краткие выдержки из известных мне книг о современниках, так или иначе пополнивших ряды магнетизеров.

Прежде всего надо упомянуть о вполне серьезной книге итальянца Джорджо ди Симоне (приват-доцента университета в Неаполе) «Жизнь целителей» (Милан, 1968 г.) о некоем Джованни Андолини, лечившем магнетизмом. У меня имеется реферативный перевод всей книги и подстрочный — самой ее интересной главы «Теория».

На титульном листе в краткой аннотации написано: «Терапия Андолини разрешает многочисленные случаи заболеваний, объявленные… неизлечимыми или хроническими. Его техника исцеления исследуется медициной, психологией, правом».

Связь с больным Андолини осуществляет благодаря потоку определенного рода радиации, исходящей от рук целителя. Она охватывает всего пациента. Андолини держит руки на расстоянии 5–6 сантиметров от больного, но никогда его не касается. Воздействие длится до 10 минут. Андолини имеет возможность выделить (почувствовать) больную зону, в контакте с которой он испытывает ощущение «отрицательной ситуации», т. е. увеличение тепла, в то время как больной, наоборот, ощущает холод. В короткий период воздействия Андолини может разговаривать с больным или с теми, кто присутствует на сеансе. В книге приводятся высказывания врачей о достигнутых Андолини результатах.

Но самая интересная, заслуживающая внимания, на мой взгляд, та часть, в которой приводятся различные предположения, гипотезы о природе «излучения» Андолини. И еще: бесконтактный способ воздействия, возможность как-то чувствовать «зоны отрицательной ситуации», как их назвал автор книги, т. е. очаги болезни.

Несколько лет назад в Москве скончался замечательный ученый-биохимик, врач, изобретатель, одаренный музыкант и художник Анатолий Трофимович Качугин. Трудно назвать область его интересов, где бы не проявился его многогранный талант строгого экспериментатора, убежденного материалиста. Мы были знакомы семьями, и я частенько наводил его на разговор о природе тех или иных паранормальных явлений. Узнав о моих экспериментах в области лечебного магнетизма, А. Т. Качугин не поленился высказать и свое мнение в коротеньком письме. Привожу его полностью как пример творения пытливого ума Анатолия Трофимовича. Вот оно. Даже озаглавлено — «По вопросу о месмеризме». (Анатолий Трофимович всегда отличался некоторым педантизмом).

«Всем известно, что все живое характеризуется обменными процессами, но не все знают, что эти процессы связаны с вибрациями клеточной ткани. Согласно шкале Ариадно (Кембридж), работу органов следует рассматривать как сумму работ отдельных физиологических единиц. Таким образом, функция организма в целом происходит за счет вовлечения основных нервно-мышечных, нервно-железистых, нервно-осязательных клеток.

Любые частицы клеточной ткани вибрируют, высота ритма крупных частиц зависит от действий ее составляющих. Например, ритма сердца и сосудов, движения, пищеварительной функции.

Изменение высоты ритма вызывается внешними и внутренними причинами обычно за счет увеличения или уменьшения размеров материальных частиц, которые своими собственными частицами вовлекаются в сферу частот, составляющих весь организм, и могут парализовать нормальную функцию отдельных тканей или целых органов, что может привести даже к наступлению клинической смерти или, наоборот, увеличить амплитуду клеточных колебаний.

Еще в XIX столетии Н. С. Введенским было обнаружено, что любое раздражение не является бесконечным, что после всякого раздражения возникает пауза. Это интервал времени, в течение которого любая ткань после возбуждения становится невозбужденной. Этот интервал может длиться от нескольких десятков тысячных долей секунды до чрезвычайно длительного времени. Одну тысячную секунды принято считать равной одной сигме. Имеются частоты меньше одной сигмы. Чрезвычайно большие интервалы не возбудимости клеток И. П. Павлов считает актом торможения, который может выходить из нормы и быть патологическим.

Естественно, возникает вопрос, может ли другой организм своими частицами и их частотами оказывать влияние на ткань в фазе затяжной невозбудимости как лечебное мероприятие к лицу, нуждающемуся в медицинской помощи?

Безусловно, всякие функциональные нарушения могут исчезнуть, если извне воздействовать резонансными частотами здорового человека, способного волевым путем быть в качестве генератора нервно-мышечных излучений.

Нью-йоркский институт знаний считает, что этот метод воздействия бывает полезным и получил название месмеризма. Не отвергают его и психиатры, которые считают, что путем словесных образов также имеется возможность отвлечь внимание больного от его основного страдания в сочетании (как дополнительное мероприятие) с месмеризмом.

19. VII.68 г. А. Т. Качугин».

Ловлю себя на тоскливой мысли, что, приводя различные высказывания и ссылки на высказывания, я ушел от рассказа о собственном опыте, что эти выдержки, вероятно, следовало бы дать где-то в конце и не столь много. Но теперь уже поздно менять начатую последовательность изложения, мне остается продолжить в возможно сжатом виде обзор трудов моих сограждан о возможностях человеческого организма, имея, разумеется, в виду все, что более или менее касается «животного магнетизма».

В этом обзоре — небольшие статьи, отпечатанные на машинке и распространяемые любителями и энтузиастами, интересующимися паранормальными явлениями в природе.

Георгий Кекчаладзе из Тбилиси: «Из наблюдений над собой и другими», реферат доклада на I Международной конференции по психотронике (Прага, 1973 г.), 65 страниц. Смелая, но далеко не успешная попытка дать обзор по истории многих явлений и описать свои наблюдения.

С. Б. Лукьянов: «Тайна энергии» (Киев, 1973 г.). В работе 12 глав: «Что есть энергия?», «Самая подозрительная энергия», «Самая энергичная энергия», «Самая немощная энергия», «Поле, поле!», «Кто тебя выдумал?», «К вопросу о «нечистой силе», «Энергия отсутствующая», «Энергия такая и этакая», «Разоблачение актуальной энергии», «Энергия из бездны», «Энергия неугасимая». Сами названия глав говорят о содержании рукописи.

П. И. Гуляев, В. И. Заботин, Н. Я. Шлиппенбах, Ленинградский государственный университет: «Электромагнитные поля атмосферы биологического происхождения». Всего три странички смелой гипотезы (по материалам Всесоюзного научно-технического симпозиума в Ялте в ноябре 1975 г.).

В. М. Иванова: текст несостоявшегося доклада на Пражском симпозиуме по проблемам биоэнергетики. Содержит обстоятельный обзор данных о разнообразных «пси-явлениях» за рубежом и некоторые сведения о собственной практике на стезе целительства.

На этом я этот беглый обзор заканчиваю.

Не знаю, скоро ли исчерпается моя неуемная любознательность, но пока этот механизм мышления работает, я не вижу причин для его волевого, сознательного выключения. На этот раз она мне подсказала целесообразность следующих экспериментов, от успехов, которых может воплотиться моя скороспелая гипотеза о так называемом голографическом эффекте при считывании заболеваний взрослого человека по его детской фотографии.

Но до изложения этого — несколько слов об экспериментах с фотографиями людей, чей облик претерпел серьезные изменения в результате травм или заболеваний, а затем был восстановлен (или даже улучшен) стараниями хирургов-косметологов.

Если, как я многократно убеждался, подключение к «информационному полю» человека удается благодаря внутреннему улавливанию некоей его неповторимости, индивидуальности, то, следовательно, может ли она (эта индивидуальность) ощущаться неосознанно, просматриваться по фотографиям, запечатлевшим приобретенное уродство, физический недостаток? И будет ли возможность считывать информацию о состоянии здоровья (или даже причине смерти) по фотографиям, сделанным уже после пластической косметической операции, когда не всегда удается вернуть больному первозданный облик или улучшить его?

Если результаты экспериментов будут обладать бесспорной статистической устойчивостью, то тогда уже можно будет делать соответствующие выводы. Очень важно, чтобы как в моем случае, так и в других в область психических исследований попали явления необычные.

Два «этажа» сознания. Десять требований к магнетизеру. Три способа передачи биоэнергии. Зоны «отрицательной ситуации». Биорадиационная диагностика. Когда все казалось почти понятным.

В самом начале я говорил, что в мои намерения не входит фундаментально обсуждать методологические проблемы изучения наукой паранормальных явлений. Моя задача более скромная — дать описание той методики воздействия на больных людей, которая выработалась не столько как копирование и подражание чужим способам, сколько как переосмысливание, апробирование личным опытом, и, наконец, рассказать о собственном творчестве, аналогов которому я пока не встречал (простите за нескромность) ни в литературе, ни в практике, так или иначе причастных к экспериментам в области неведомого.

По моему глубокому убеждению, в эту область ведут два пути: первый — через мышление, второй — через подсознание. Один мозг — два этапа сознания, имеющих один канал для выхода (и входа извне) информации. Сейчас никому из грамотных людей не надо доказывать, что мышление — это особое свойство человеческого мозга, а мозг — высшая форма организации материи. Следует вспомнить высказывание Ф. Энгельса, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу. Но разве этим исчерпывается сущность мышления?

Это сказано о мышлении — первом этаже нашего мозга, где мы чувствуем себя хозяевами. А вот что касается второго этажа — подсознания, то здесь мы блуждаем в почти непроглядных потемках.

Мои наблюдения — это путешествия по двум этажам нашего сознания. Мне чужда слепая, бездумная вера, а моя убежденность в существовании того или иного явления базируется на личном опыте.

Телекинез — перемещение предметов и «парение» их в воздухе — видел.

Чревовещание (вентрология) — разговор за животных, присутствующих людей — слышал.

Кожновидение — способность видеть руками, участками тела — видел.

Телепатию — способность передавать образы, действия, мысли — наблюдал.

Все эти и другие явления, о которых я буду говорить далее, — не что иное, как использование скрытых, обычно неиспользуемых, возможностей человеческого организма. И в том случае, когда лично мне приходилось сталкиваться с необъяснимыми явлениями, я до них «дотянулся» опять-таки через проявление собственных способностей, о наличии которых я просто не подозревал.

Меня не посещали призраки умерших, я не слышал загробных голосов, не вычитывал на небесах пророческие слова. Все то, чего я достиг, обошлось без вмешательства потусторонних сил, помимо моей воли и желания. По просьбам моих друзей и знакомых я не раз публично выступал перед слушателями, интересующимися областью малоисследованных и вовсе неисследованных возможностей человеческого организма. Сейчас мне не хочется называть их лекциями — это скорее беседы. По их окончании почти всегда одним из первых вопросов был такой: «Каждый ли способен и может заниматься лечебным магнетизмом? Что для этого нужно?».

Обычно мой ответ состоял из десяти пунктов.

1. Предрасположенность к преодолению «внутреннего барьера безверия» в возможность выделить из себя «биоизлучение».

2. Хорошее здоровье и отсутствие плохой наследственности.

3. Возраст от 30 до 50 лет.

4. Обладание возможно большими знаниями по медицине и физиологии человека.

5. Бескорыстность и человечность.

6. Дух творческого поиска.

7. Наличие свободного времени.

8. Отсутствие слепой веры в авторитеты.

9. Стремление к популяризации сделанных наблюдений.

10. Соблюдение законов.

Среди читателей найдутся люди, которые могут задать вполне резонный вопрос: «Почему желающие постичь все таинства магнетизма должны отвечать всем десяти пунктам? Нельзя ли обойтись первым и еще двумя-тремя?

В самом деле, это надо пояснить перед тем, как продолжить рассказ о трех способах воздействия биорадиацией (магнетизмом).

Буду адресоваться к воображаемому гражданину Н., утверждающему, что вполне достаточно соответствовать только первому, самому главному пункту — иметь предрасположенность к занятиям магнетизмом, а все остальное уже не столь существенно. Так ли? Попробую объяснить, почему считаю главными все десять пунктов.

Пункт первый, безусловно, самый важный. Это ось, центр, камень преткновения, если хотите. Без предрасположенности быть художником нельзя им стать, какие бы усилия ни предпринимались. Нельзя быть музыкантом без слуха и таланта, нельзя «выучиться» на поэта, писателя, скульптора и т. д.

Разумеется, каждого нормального человека природа наделяет разумом, множеством способностей, но только максимум в одной или нескольких из них он может сделать что-то заметное. Здесь, как говорят, апеллировать не к кому. Что дано, то дано.

Пункт второй. Отдача своей биоэнергии больному — не что иное, как донорство, а донором (человеком, отдающим свою кровь) может быть, как известно, только здоровый человек, с хорошей «порцией» крови, полученной от природы. По аналогии, в каждом живом существе есть большая или меньшая «порция» биоэнергии, что зависит от общего состояния организма. Если противопоказано быть донором, то так же противопоказана потеря биоэнергии, которой не хватает больному человеку для того, чтобы справиться с тем или иным недугом. Надо помнить предупреждение самого Месмера и многих его последователей: продолжительность сеансов не должна превышать 20–40 минут, максимум — одного часа. Я в своей практике постепенно довел это время до двух, изредка даже до трех часов и знаю, что это за «донорство»! Разумеется, как донор, так и магнетизер восстанавливают свои использованные силы, но для этого требуются определенное в!ремя и средства, о чем я расскажу позже. А вывод один — здоровье для биорадиолога обязательно!

Пункт третий — возраст от 30 до 50 лет. Почему не ниже и не выше? Конечно, могут быть счастливые отклонения в ту или иную сторону, но к 30 годам наши современники уже, как правило, обзаводятся семьями, институтским образованием, приобретают наклонности к времяпрепровождению и т. д. Словом, к этим годам усредняемый мною индивидуум — уже сформировавшаяся личность с запасом времени для предполагаемого творчества в рассматриваемой области.

Почему рекомендую до пятидесяти? Да потому, что это уже предельный срок, ограниченный всего десятью годами до пенсии, когда уже трудно ждать от опять-таки усредненного пенсионера полноценной и безопасной энергоотдачи. Случай с Джованни Андолини, занимающимся практикой врачевания и в 70 лет, надо считать приятным исключением.

Я начал свой путь по нити Ариадны в лабиринте таинственного, когда мне было 46–47 лет. Сейчас мне за семьдесят, так что подытоживается всего немногим больше десятка лет. И, честно говоря, если бы не было этих лет, о которых я сейчас рассказываю, а мне, семидесятилетнему мужчине с приличным пока здоровьем, предложили бы начать этот путь по лабиринту, я, безусловно, отказался бы. Надо на паспортные данные смотреть трезво — всему свое время.

Перехожу к расшифровке пункта четвертого. Он не требует длительного разъяснения. Хочешь помогать людям, лечить, а не вредить — узнай, как устроен организм человека, где у него сердце, где печень. Все эти и прочие тонкости можно найти в популярных изданиях по анатомии и физиологии человека. Нельзя лечить своим излучением биорадиацией тот или иной орган, не имея представления, как он выглядит здоровым, что с ним сделала та или иная болезнь. А здесь уже нужны элементарные знания медицины; только знания, помноженные на творческое, образное воображение, способны развить внутреннее зрение врачующего.

Пункт пятый. Пояснений, вероятно, не требует.

Пункт шестой. Творческий поиск крайне желателен для будущих серьезных научных и обоснованных исследований в области многих пока еще таинственных возможностей духа и тела человеческого.

Пункт седьмой. Пояснений тоже не требует.

Пункт восьмой — отсутствие слепой веры в авторитеты. Как так, позвольте, вера делает чудеса, сдвигает горы, а вы ратуете за «отсутствие слепо веры в авторитеты»?!

Да, слепая, бездумная вера — это шлагбаум на пути экспериментатора, изобретателя, новатора. История мировой науки, по сути дела, это борьба большинства ортодоксальных ученых, знающих, что можно, что нельзя, что может быть, а чего не может быть с одиночками, несогласными, строптивыми, не имеющими слепой веры в постулаты с их незыблемостью, не преклоняющимися перед авторитетами, а идущими своими собственными путями.

Как много мне пришлось встречать людей, перечитавших груду книг по магии, йоге, теософии и прочем и прочем и буквально растворивших свое Я в этом мутном море мыслей и идей.

В мозгу этих начетчиков просто не остается свободных нейронов для собственного мнения или суждения. А некоторые из них вообще потеряли способность к трезвому мышлению, став настоящими или потенциальными клиентами психиатрических больниц. Эти несчастные буквально нашпигованы цитатами из Рамачараки (Аткинсона), Елены Блаватской, Анны Безант. Они знают астральный план, как свою собственную квартиру, они запросто «помещают» непонятные пока явления в четвертое измерение, знают, что ждет человека после кончины, верят в семь небесных сфер, ад, рай и многое другое. Часть из них нашла все ответы в ортодоксальном православии и других религиях.

Это люди «законченные» (как в прямом, так и в переносном смысле), им нечего искать в лабиринте неисследованного, за них уже подумали их авторитеты.

Девятый пункт тесно граничит с шестым, как бы предназначен для подготовки исходных данных для грядущих исследований.

И наконец, пункт десятый. Наше законодательство запрещает врачевание людям, не имеющим отечественного диплома врача. Поэтому частная практика, обычная для врачей, получающих за это соответствующее вознаграждение, не может иметь место. Помощь больным должна основываться на науке и быть совершенно бескорыстной, исключать попутные рекомендации по приему тех или иных медикаментов и использованию средств физического и химического воздействия на организм. В моем понимании это только бесконтактное биоизлучение, не попадающее ни под какие запреты, эманация — не узаконенная, не обнаруженная так называемой академической наукой.

Надеюсь, что мои объяснения по всем десяти пунктам для лиц, намеревающихся уделить время магнетизму, будут одобрены подавляющим большинством читателей.

Как ни печально, мне не везло: я ни разу не видел поднятой руки, обладатель которой сказал бы, что он по всем данным (по десяти пунктам) способен стать биорадиологом.

Из всех названий — «магнитизер», «целитель» — термин «биорадиолог» звучит современнее. Во всяком случае, так называл себя Н-ский, так именовали ему подобных там, в нацистской Германии.

А теперь я хочу представить себе, что среди читателей этих записок нашлись люди, способные сказать: «Да, я отвечаю всем требованиям. Пожалуйста, расскажите, с чего начать».

Вот этим людям я и хочу адресовать рассказ о трех способах передачи биоэнергии, о так называемой биодиагностике и некоторых других возможностях человека, которым можно найти удобоваримое объяснение, дабы избежать измены привычным материалистическим воззрениям.

Существует три общепринятых (разумеется, магнетизерами и авторами книг по магнетизму) способа передачи биоэнергии — контактный, бесконтактный и заочный.

Контактный способ предусматривает наложение рук или прикосновение пальцев к больной части тела. Евангелие и многие легенды о святых чудотворцах часто повествуют именно о таком способе воздействия.

В большинстве старых руководств по лечебному магнетизму этот способ превалирует над другими, в действенности которых авторы этих книг, видимо, не совсем уверены или считают их достоянием наиболее одаренных магнетизеров.

Ныне покойный И. Я. Евтеев-Вольский (у него я впервые воочию убедился в наличии такой целительной способности) пользовался именно таким способом, предварительно накапливая, как он говорил, запас праны в своих руках.

Н-ский, которому, как вы помните, я обязан пробуждением у себя интереса к лечебному магнетизму, также отдавал предпочтение этому способу. Для меня контактный способ передачи энергии с самого начала не представлял интереса, вызывая подозрения в том, что лечебный эффект достигается в результате легкого массажа с помощью тепла рук (инфракрасное излучение). Кроме того, даже после длительной практики бесконтактного лечения я с большим трудом могу утверждать, что моя энергия переходит к больному, когда я интереса ради прикасался к нему. Но ощущение струящегося потока энергии сразу восстанавливается, как только нарушается контакт. То же можно сказать и об одностороннем контакте, когда тела касается только одна рука, а другая находится с противоположной стороны на расстоянии нескольких сантиметров от него. Такое нередко приходится делать с тяжелобольными, лежащими на спине.

Не отвергая в принципе возможности контактной передачи энергии, я по выше приведенным соображениям ее не применяю. Воздержусь от дальнейшего рассказа об этом способе, поскольку в большинстве старинных книг имеется множество описаний, как им пользоваться.

О бесконтактном способе следует рассказать подробнее, как об основном способе передачи биоэнергии — мосте к последнему способу, заочному. Кроме того, этот способ дает возможность овладеть биодиагностикой (чувствовать так называемые зоны отрицательной ситуации, по удачному выражению автора книги об итальянце Джованни Андолини).

При бесконтактном способе излучаемая лечащим биоэнергия передается больному (в пораженную болезнью область) на расстоянии пять и более сантиметров от рук магнетизера до тела пациента. Оптимальное расстояние устанавливается после некоторой практики и наблюдений за своими ощущениями. Мбжно, разумеется, это расстояние довести и до метра, но это неудобно. Поэтому биорадиолог ограничивается периферией вокруг тела больного в 5—15 сантиметров, т. е. по контуру так называемой ауры, которая, как я могу утверждать, действительно обволакивает все живые организмы, в том числе и человеческий.

Положение рук лечащего и поза больного также подробно описаны в литературе прошлых лет и современной западной. У нас, к сожалению, с этим можно ознакомиться, только имея не всегда удачные дореволюционные издания.

Приятное исключение — две очень хорошие популярные книги, написанные доктором биологических наук, профессором Ю. А. Холодовым: «Влияние магнитных полей на биологические объекты»[1] и «Человек в магнитной паутине», счастливым обладателем которых я являюсь.

Практика показывает, что можно манипулировать и одной рукой (над больным органом или частью тела), но удобнее все-таки обеими. Позже попытаюсь поделиться своим опытом, как вообще обходиться без рук, т. е. не протягивать, не простирать их над больным, а просто держать их на столе, в карманах или скрещенными «по-наполеоновски». Об этом позднее, а сейчас коротко об обычном положении рук при бесконтактном лечении.

В мои намерения не входит писать руководство по технике лечения биоизлучением, о котором, как я уже говорил, можно прочитать у других авторов, поэтому я лишь кратко опишу, как это делается над зонами человеческого тела.

Голова. Больного усадить на стул. Лечащий расставляет руки над его головой ладонями к вискам на расстоянии от 5 до 20 см. Включается механизм энергоизлучения, и, концентрируя внимание на проделываемой операции, медленно продвигать руки от висков больного к затылку. Повторить 5 раз. «Поле», образующееся между ладонями, как бы проходит через весь мозг больного. Так лечат головные боли на почве гипотонии, гипертонии и просто простудного заболевания. Боли, вызываемые фронтитом и гайморитом, а также травмы головы и доброкачественные новообразования требуют длительной фиксации излучения рук на пораженной области. Единовременная продолжительность первой манипуляции (снятие головных болей) до 10 минут, второй (лечение заболевания) — до 20–30 минут.

Область сердца. Правая рука над грудью, левая за спиной: грудная клетка больного между ладонями. Расстояние то же. Продолжительность одного воздействия от 5 до 10 минут.

Печень и другие внутренние органы. Лечат так же — чтобы орган располагался между руками врачующего.

Область мочевого пузыря. Обе руки перед низом живота, ладонями к телу больного (промежуток между большими пальцами 3–6 см). Продолжительность разового воздействия от 10 до 20 минут.

Так же, только со спины, лечат почки, надпочечники, область поясницы (радикулит). Разовая, как бы сфокусированная на пораженной области биорадиация по продолжительности может достигать одного часа.

Согласно старым руководствам лечебные манипуляции над той или иной областью тела следует начинать общими пассами, или, как их именовал один автор, «проводами» (от слова «проводить») с головы до пят больного. Таких «проводов» от начала воздействия на пораженную область надо делать три-четыре — равномерно, спокойно, нигде не задерживаясь. Закончив у пяток, на мгновение следует выключить излучение до того, как руки вновь не подойдут к голове.

Такими пассами-проводами лечат гипертонию, общую слабость, повышенную нервозность, параличи.

Число воздействий при лечении заболевания не может быть установлено заранее. Все зависит от того, как далеко зашла болезнь и в каком состоянии находится больной. Но это удается установить только после двух-трех сеансов и подсказывается практикой и интуицией магнетизера.

Почти всегда (за редким исключением) можно чувствовать, насколько быстро и результативно идет, скажем так, энергоподготовка, которая, собственно, и должна определить продолжительность воздействия в данный момент и количество последующих.

Когда пропадут натянутость в обращении с пациентом и скованность движений, можно ожидать автоматизма всех действий (перемещение рук, фокусирование излучения), выбора подходящего расстояния от рук магнетизера до пациента. И наконец, появится возможность вести неторопливый разговор с больным и присутствующими на сеансе. Последнее обстоятельство устраняет возникновение гипнотического влияния на пациента и воздействие самогипноза.

Лечащий всегда должен быть уравновешен, от него требуются спокойствие духа, максимальная сосредоточенность на проделываемых манипуляциях.

Вот и все о бесконтактном визуальном способе магнетического воздействия.

Навыки магнетического воздействия этим способом может приобрести каждый, но результаты зависят конечно же от личных качеств.

«Магнетизм, — по меткому определению д'Анжера, французского магнетизера 90-х годов прошлого столетия, — действует физиологическим цутем, и нет необходимости в доверии к нему, чтобы благословлять его преимущества, равным образом как полное доверие к нему не может считаться непобедимым препятствием».

О возможности обнаружения «зон отрицательной ситуации» (по Андолини), или биорадиационная диагностика. Получилось так, что я некоторое время чувствовал себя первооткрывателем такой диагностики. И только много позже, познакомившись с книгой о Д. Андолини, узнал, что он обладал такой способностью. Вскоре я встретил упоминание о подобных возможностях человека и в очень старой отечественной книге по лечебному магнетизму. Правда, там говорилось, что они есть только у некоторых, наиболее сильных магнетизеров. А вот определение нашего соотечественника-целителя Константина Кудрявцева: «…в начале деятельности (магнетизера. — В. С.), когда ток еще недостаточно силен, налагающий руки чувствует болевые ощущения в тех самых местах, которые поражены у больного; объясняется это тем, что в силу контакта болезненные токи переходят в организм целителя и попадают на те же самые места (органы). Это дает возможность определить характер болезни пациента без его о том заявления, что часто приводит больного в большое недоумение».

И уже совсем недавно мой московский знакомый О. Н. Авдыкович — большой любитель всего неисследованного, особенно интересующийся вопросом о скрытых возможностях человеческого организма, — после ознакомления с моими черновыми набросками о биодиагностике предложил дополнить их так: «Психометрия (даже название нашел! — В. С.) основывается на теоретических и экспериментальных выводах древневосточных исследований о наличии энергетической оболочки (в настоящих представлениях — поля человеческого организма, ауры — от греческого «дуновение»), несущей полную динамическую характеристику отдельной человеческой индивидуальности в ее нормальных и патологических проявлениях». Это высказывание нашло подтверждение и дальнейшее развитие в работах таких ученых, как лауреат Нобелевской премии проф. Дж. Ч. Боже (Индийский национальный исследовательский центр, Калькутта), профессор, доктор психологических наук В. Н. Пушкин (НИИОПП АПН СССР, Москва), профессор, доктор биологических наук П. И. Гуляев (ЛГУ, Ленинград), доктор биологических наук В. М. Инюшина (Казахский ГУ, Алма-Ата) и др.

Об ауре написано много — от дореволюционных пересказов трудов оккультистов до современных исследований, проводимых как на Западе, так и у нас. Поэтому нет нужды подробно останавливаться на доказательствах ее наличия и сущности. Весьма серьезное исследование ауры проведено немцем Г. Ледбиттером, книга которого содержит около двух десятков цветных иллюстраций, показывающих, как изменяется цвет ауры в зависимости от эмоционального или физического состояния человека.

Все мои эксперименты по биодиагностике полностью подтверждают наличие энергополя — энергетической оболочки, обволакивающей человеческое тело, повторяющей его контуры.

Но есть и другие, более непонятные явления, о которых я не встречал никаких упоминаний у исследователей, но действительность которых мною установлена опытным путем.

Однако вначале надо рассказать все-таки о биодиагностике, мне более или менее понятной, во всяком случае, такой, какой она мне представляется. Десятилетие назад она казалась мне единственной реальной возможностью узнавать, находить «зоны отрицательной ситуации». Эта способность обнаружилась совершенно случайно, когда я, делая «проводы», почувствовал, что над некоторыми участками тела больного моя энергия «забирается» им более интенсивно, чем над другими. Сразу отметился любопытный момент — эта особенность «поглощения» энергии обнаруживается как над беспокоящими больного органами, участками тела, так и над зонами старых, давно забытых травм, ранений, операций, воспалительных процессов и т. п.

Все это заставило предположить, что помимо окружающей человека ауры, этакого биомагнитного контура человеческого организма, существует и какой-то внутренний энергетический каркас, на котором любое заболевание, любая травма оставляют неизгладимые следы. Такое нарушение целостности сложнейшего, явно существующего пожизненно энергокаркаса и чувствуется магнетизером после некоторой практики в биодиагностике.

К великому сожалению, все мои попытки заинтересовать этим явлением знакомых, изучающих точные науки, не увенчались успехом. В лучшем случае это воспринималось как еще одно подтверждение существования ауры, уже установленной новейшей контрольно-измерительной аппаратурой. А жаль. «Энергоразбаланс», обнаруживаемый при биодиагностике, может помочь исследователям по-новому взглянуть и понять сложнейшие процессы, происходящие в организме, и в норме, и при отклонениях от нее.

При проведении биодиагностики мне представляется обязательным соблюдение следующих правил:

1. Иметь способность к биорадиационному излучению на организм диагностируемого человека.

2. Знать основы анатомии и физиологии человека.

3. Уметь «отключить» свою наблюдательность, которая настраивает на угадывание болезненных зон и состояний по выражению лица диагностируемого и другим внешним признакам.

4. Воздерживаться от высказываний в категоричной форме о состоянии здоровья диагностируемого даже при полной уверенности в наличии того или иного заболевания.

Первые два и последний пункты разъяснений, очевидно, не требуют.

По пункту третьему следует сказать несколько слов.

Вся «биодиагностика» первого этапа развития такой способности (о втором речь пойдет позже) основана не на наблюдательности, а на фиксации своих очень слабых ощущений (с большей или меньшей потерей энергии) на ладонях и пальцах. Поэтому я в своей практике, как правило, старался при биопроверке человека не смотреть на него. И только тогда, когда под руками чувствовалась «зона отрицательной ситуации», направлял взгляд туда, визуально определяя, где она, над каким органом или участком тела, чтобы затем, сообразуясь со своими знаниями анатомии, сказать, что я ощутил, что мне показалось.

Следует говорить именно «мне показалось», а не «я у вас обнаружил то-то и то-то». Необходимо всегда учитывать степень впечатлительности, психической ранимости каждого субъекта, дабы не дать повода для развития мнительности, которая, как известно, может натворить много бед.

Последовательность процедуры биодиагностики:

1. Проверяемый (диагностируемый) должен стоять (лежать) с открытыми глазами, руки вытянуты вдоль туловища, ноги слегка разведены. Желательно, чтобы проверяемый как можно больше расслабил мышцы, как говорят — расслабился (желательно, но необязательно).

2. Диагностика начинается с головы — области темени и затылка, постепенно, как бы обволакивающе, руки опускаются вниз: голова, шея, плечи, грудь, живот, ноги. Затем то же повторяют со спины проверяемого.

3. Расстояние до поверхности тела проверяемого (от рук магнетизера) 5—15 см. Скорость прохождения рук над поверхностью тела — от полсекунды до секунды.

4. Результаты биодиагностики сообщаются проверяемому в предельно сдержанных выражениях, таких, как «мне показалось», «похоже, что у вас то-то и то-то», «я не гарантирую, что это так, но…» и т. п.

Такая осторожность диктуется не только возможной мнительностью пациента, но и чисто практическими соображениями. Дело в том, что, почувствовав сильный «забор» энергии в области аппендикса, можно ошибочно приписать боль, например, именно его воспалению, тогда как у женщин эта боль может быть вызвана воспалением правого придатка. Часто заставляют «гадать» и урологические заболевания, но после некоторых словесных уточнений истина быстро выясняется.

В ходе биодиагностики регистрируются «окна», «бреши», «горячие точки» в сплошном энергополе, окружающем живой организм.

Успех биодиагностики обеспечивается при неукоснительном выполнении приведенных рекомендаций, при большой внутренней сосредоточенности, при условии, что не ставится цель найти в этом развлечение для себя и окружающих. Никаких гаданий и опасных экспромтов с сообщениями о полученных результатах проведенных проверок состояния здоровья людей!

Вот все значительное, что следовало сказать о биодиагностике. Это первый этап.

Второй этап — это лечение на расстоянии, заочные воздействия на организм больных. Поэтому, прежде чем перейти к рассказу о нем, следует подробно остановиться на самом спорном, точнее, отрицаемом наукой способе передачи биоэнергии.