Основы философии.

Часть первая. Философия и её основные проблемы. Тема 1. Философия как мировоззрение и обобщённая картина бытия. От мифологических представлений – к абстрактному мышлению. Практика как решающее условие становления теоретического мышления. Деление первой мудрости на «физику» и «метафизику». Философия как мировоззрение. Причины формирования основных философских направлений. Место метода в философии. Предпосылки появления метафизического и диалектического методов мышления. Философия как цельная картина бытия. Предмет философии как науки. Человеческое измерение философии. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 2. Философский анализ неживой природы как базовой формы бытия. Религиозная картина мира. Картина мира в свете данных современного естествознания. Философская картина мира. Философское понятие «материя» как исходная характеристика материального бытия. Философия о всеобщих свойствах материи. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 3. Живая материя как качественно новая форма бытия. Проблемы изучения происхождения жизни на Земле. К вопросу о происхождении человека. Философский взгляд на живую материю. Организованность как всеобщее свойство живой материи. Закон единства организма и среды. Отражение как всеобщее свойство материи и его актуальность для существования живых форм. Размножение как видовое свойство живой материи. Обмен веществ как всеобщий признак живого и его состояние в человеческом организме. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 4. Человек – единство биофизиологического и социального. Кого считать предком человека. Диалектическое единство биологического и социального. Деятельность как сущностный признак человека. Исторический характер социальности. История человечества как история становления личности. Человек как тайна. Противоречивое положение человека в мире современной цивилизации. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 5. Сознание, знание, познание как формы отражения действительности. Представления о сознании в дофилософском мировоззрении. Проблемы сознания в истории философии. Современные представления о биофизиологическом механизме работы сознания. Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь. Сознание и знание. Философская гносеология – учение о познании и его движении к истине. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 6. Диалектика как метод мышления и познания, осевое звено философии. Диалектика природы – объективный источник формирования диалектического мышления. Исторические формы диалектического мышления. Роль Гегеля в превращении диалектики в целостную систему философского мышления. Материалистическое переосмысление гегелевской диалектики в философии марксизма. Диалектика – компас в мире социальной реальности. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 7. Общество как форма социальной материи, его элементы и закономерности развития. Природа как естественное условие существования и развития общества. Географическая среда и ее исторический характер. Элементы географической среды. Влияние природных условий на темп развития истории. Природа и современная цивилизация. Экологические проблемы человечества. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 8. Материальное производство и социальные следствия его развития. Материальное производство как сущностный признак общества. Элементы материального производства. Исторический характер производительных сил. Появление классов и государства как результат развития производительных сил. История как непрерывная смена моделей социальной реальности. Человеческий фактор в истории. История как прогресс. Противоречивый характер социального прогресса. История как развитие свободы общества и индивида. Социальные границы свободы. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 9. Духовная жизнь общества. Понятие духовной жизни. Духовность индивида как исходная составляющая духовной жизни общества. Духовная жизнь социального коллектива и ее отличие от духовности индивида. Общественное сознание и его уровни. Политическое сознание. Право и правосознание как историческое явление. Мораль и моральное сознание. Художественно– эстетическое сознание. Наука и философия как рациональные слагаемые духовного бытия. Религия как форма общественного сознания и картина предельных устремлений человеческого духа. Вопросы для проверки усвоения темы: Часть вторая. История философии как история познания и самопознания. Тема 10. От образа к мысли: зарождение философии. Мифология и религия как первые формы мировоззрения. Причины крушения религиозно-мифологического мировоззрения. Поиски первооснов бытия как начало мыслительного анализа действительности. Становление материалистического и идеалистического мировоззрения. Специфика языка философии. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 11. Философия греко-римского мира как основа христианской культуры. История философии как духовная история человечества. «Восток – дело тонкое». Основные черты философии Древнего Востока и ее судьба. Греция – колыбель европейской философии. Ранний материализм и его развитие. Древнегреческий идеализм. Религиозно-мистический характер идеализма Пифагора. Сократ и его место в истории философии. Платон как родоначальник европейского идеализма. Аристотель как завершитель и систематизатор достижений философской культуры античного периода. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 12. Средневековая философия и её эволюция. От античного «космизма» к средневековому теоцентризму. Философия периода раннего средневековья. Средневековая философия периода схоластики. Фома Аквинский и его телеологическое доказательство бытия Бога. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 13. От феодализма к буржуазному обществу: европейская философия переходной эпохи. Политические и социальные процессы в Западной Европе в период XIII–XVI веков. Европейское Возрождение – возрожденное право человека на земное существование и земные интересы. Николай Кузанский – предтеча философии Нового времени. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 14. Европейская философия нового времени (XVII–XVIII вв.). Эпоха Нового времени – эпоха культа разума. Материалистическая традиция в философии Нового времени. Фрэнсис Бэкон. Томас Гоббс как представитель механистического материализма Нового времени. Джон Локк – сторонник материалистической традиции в английской философии, теоретик сенсуализма. Материалистическая традиция в философии Франции эпохи Просвещения. Поль Гольбах как систематизатор метафизического материализма французского Просвещения. Специфика развития идеалистических традиций в философских теориях XVII–XVIII веков. Рене Декарт – представитель теологизированной метафизики, разработчик методологии естествознания Нового времени. Монадология Лейбница – завершающая форма идеализма и рационализма XVII века. Идеализм Беркли – поворот от сенсуализма к солипсизму. Агностик и скептик Дэвид Юм. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 15. Европейская философия нового времени (XIX в.). XIX век – время обобщения теоретических исканий эпохи «царства разума». Кант – мыслитель XVIII века и родоначальник философских проблем XIX века. Фихте и Шеллинг как предшественники гегелевской философии. Философия Гегеля – итог развития идеализма в Германии, источник философских идей XIX–XX веков. Фейербах – первый критик гегельянства, сторонник антропологического материализма. Философия марксизма – завершающий этап развития классического немецкого идеализма и его преодоление. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 16. Русская философия XIX века. Социально-политическая и духовная предыстория русской философии. XIX век – век становления русской философии. Философия славянофилов – начало становления философской мысли в России. Социально-политическая ориентированность философии петрашевцев и Чернышевского. Достоевский как философ и больная совесть России. Основные черты философии «всеединства» Вл. Соловьева. Вопросы для проверки усвоения темы: Тема 17. Философия в современном мире. Пути и перепутья русской философии. Специфика европейской философии XX столетия. Основные черты современных социальных теорий Запада. Философия перед лицом современного мира и современных проблем. Вопросы для проверки усвоения темы: Дополнительная литература. для более глубокого изучения философии и её истории. I. Учебно-справочные издания. II. Хрестоматийные издания и философские исследования.