Повести исконных лет. Русь до Рюрика.

24.

О происхождении северян нельзя сказать лучше, чем это сделано в замечательной работе К.А. Анисимова «Очерк истории Северской земли» на портале http://oldrus.livejournal.com/364020.html:

«Последние археологические исследования позволяют заключить о синхронности существования раннероменской культуры и волынцевских древностей. И те, и другие материалы появляются на памятниках Днепровского Левобережья одновременно в конце VIII века.

Украшения славян Днепровского Левобережья в качестве своей подосновы имеют ювелирные традиции Подунавья. Вероятно, поступление ранних дунайских украшений в Северскую землю шло непосредственно из районов их производства. В результате проведенного А.В. Григорьевым обзора можно отметить, что все небольшие отличия раннероменской культуры от общеславянской в той или иной степени находят свои прототипы в материалах памятников VII1-й пол. VIII века, расположенных в районе Нижнего Подунавья. Именно в этом районе, согласно сообщению Феофана, в кон. VII1-й пол. VIII века находилось крупное славянское объединение Северов.

Власть иноэтничной болгарской администрации, с одной стороны, и конфликты с империей, с другой, создавали в конце VIIначале VIII века благоприятные условия для оттока славянского населения. Причина исхода славян из области Нижнего Дуная указанная летописцем, вполне соответствует историческим реалиям. Полное хронологическое совпадение исторических событий и данных археологии делает предполагаемую гипотезу весьма правдоподобной.

Славяне осваивали, пусть и слабо, но все же заселенную ранее территорию. Каковы были их взаимоотношения с местным населением, установить по имеющимся данным сложно. Можно констатировать, что часть носителей колочинской и пеньковской (поздние анты) культур влилась в северское общество. Количество представителей местного населения было, вероятно, невелико, и очень скоро они подверглись полной ассимиляции».