Повести исконных лет. Русь до Рюрика.

58.

В одной очень интересной работе /42/ авторы обосновывают следующую картину возникновения Ростова, которая кажется наиболее близкой к истинной.

«…Одни полагают, что ранний Ростов это и есть Сарское городище. Впоследствии город перенесли на его современное место. Другие продолжают активно копать в Ростовском кремле, в историческом ядре современного Ростова, надеясь отыскать следы славяно-варяжской жизни с момента летописного упоминания, с середины IX века. Сарское же городище, в их понимании племенной центр мери, который появился прежде славяно-варяжского Ростова, и, по мере развития последнего, захирел.

…Середина VIII века и есть время основания Сарского городища. А до основания тут было голое поле. Кто-то пришел сюда и сходу выстроил крепость по заранее продуманному плану: насыпал валы, выделил военную и торговую зоны. Эти «кто-то» и были варяги, а само городище мало отличается как от Рюрикова, так и от собственно скандинавских поселений.

Жизнь на Сарском городище была организована так же, как на Рюриковом и в других военно-торговых поселениях Скандинавии. Существовала княжеско-военная зона, где жили князь (или его наместник) и дружина, а рядом находилась ремесленно-торговая территория. Раскопаны металлургическая, керамическая мастерская, мастерская ювелира, ряд хозяйственных построек. Найдена далее баня. О том, что Сарское было торговым центром на великом пути «из халифата в варяги» свидетельствуют два клада восточных серебряных монет начала IX века. Варяги жили и вокруг городищатак, в селе Угодичи обнаружен клад восточных монет с процарапанными руническими знаками, символами Тора.

Солидный мерянский пласт культуры Сарского можно связать как раз с ремесленниками из числа местного населения. В частности, здесь тоже есть следы литья металла женщинами, как принято было у мери, но именно здесь происходит отход от этой традиции: варяги учат мерю настоящему кузнечеству».