Повести о прозе. Размышления и разборы.

Часть первая, рассказывающая главным образом о Западной прозе. На пути к созданию характера как нового единства. О новелле. Несколько эмпирических замечаний о способах соединения новелл. О разных смыслах понятия «характер» в применении к произведениям литератур разных эпох. Об истинном единстве художественных произведений вообще и о единстве «Декамерона». Что случилось после чумы 1348 года? О трех новеллах. Новое и старое в «Декамероне». Новеллы, связанные с положением гуманиста в обществе, и новеллы, исследующие новое отношение к старому при помощи переосмысливания бытующих метафор. Об обновлении старого, о том, как положения, включенные в новые сцепления, приобретают, как слова в новых предложениях, иное значение. Новый хозяин подносит вино ко рту. О риторике еще несколько слов. О старости вообще и о том, как писатель Джованни Боккаччо почувствовал себя стариком. Рождение нового романа. Начало разговора о романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». О возрасте, времени и ветре. О рыцарских романах. Роман и история. Сюжет романа «Дон Кихот» и характер Дон Кихота. Цирюльник Николас и Самсон Карраско. «Дон Кихот» и плутовской роман. Новая теория романа и речи Дон Кихота. Об островах отдаленных, летающих, необитаемых и о значении топа, а также о Санчо Пансе — губернаторе сухопутного острова. О повторении старых форм. Об удивлении. Английский классический роман. О том, как Филдинг применил для благополучной развязки своего романа узнавание. Чем отличается это узнавание от узнавания античной драматургии. Конфликты у Филдинга. О занимательности докучных сказок. Битва с белым медведем. Стерн и Вольтер. Стерн и Локк, или остроумие и рассудительность. О скромности. О позах и жестах. Слуга вытесняет хозяина. Несколько слов о делении романов на главы. LV. Время в романе. 1. 2. 3. Клетка Стерна. Мистер Пиквик и роман Сервантеса. Узнавание у Диккенса. Блестящие глаза детей и блеск глаз мистера Дика. Приключения, узнавания, ужасы, тайны. Обновление «романа тайн». «Крошка Доррит» как образец «романов тайн». Опись тайн романа. Риго Бландуа, как герой обрамляющей новеллы и как антагонист Кленнэма. Замечание о неудаче обрамляющей новеллы. Тайна Мердла. Развязки романов. Стилистика удивления. О пейзаже снова. Ощущение неустроенности мира у Диккенса. Заключение первой части. Часть вторая, рассказывающая о русской прозе. О русском романе и повести. Пушкин. О сюжете Пушкина. «Арион» — певец, спасенный песней. Роман «Евгений Онегин» и другие произведения со многими подробностями, как бы не относящимися к жизни основных героев. «Путешествие в Арзрум» как преодоление очерка-путешествия. О времени в художественном произведении и о методе выбора деталей. Метод описания в «Капитанской дочке». Язык мечты и желания. О прототипах. Екатерина как деталь Царскосельского ландшафта. Мужичья рука, которую целуют. Н. В. Гоголь. Пушкин и Гоголь. «Невский проспект». Путь к простому. «Записки сумасшедшего». «Шинель». Песня и повесть, смена ее вариантов. Ситуация, коллизия «Ревизора». Ситуация, коллизия и развязка. Мертвые души — сюжет. В поэме Гоголь отвергает поэтику семейного романа. Гоголевское определение жанра. Поэма и песня. Жанры и разрешения конфликтов. И. А. Гончаров, автор «Фрегата „Паллада“. Ф. М. Достоевский. О «Бедных людях». Великое ожидание. Через цепной мост. Новое художественное единство. «Записки из мертвого дома». «Преступление и наказание». Две темы сливаются в одну. Философская коллизия романа Достоевского. Обычно романы не перерешают вопроса о нравственности. Роль Свидригайлова в эпилоге романа. Описание в романе. Портрет героини. Еще о мотивах преступления. Время в романе. Тема нужды оказывается неснятой. О жестокости и о причинах жестокости. Измененные дороги и старые пейзажи. Поиски легального исхода из коллизии Раскольникова: роль Разумихина и Свидригайлова. Л. Н. Толстой. О жанре. О характере как об основе новой русской прозы. «История вчерашнего дня» в общем ходе трудовых дней писателя Толстого. Сюжет и анализ. Роман-поэма и роман-похождение. Законы человеческого сознания, его обусловленность в «Войне и мире». Исторический анализ и выбор героев. Работа над сценой убийства Верещагина. Огонь издали и вблизи. О том, как Ростовы ряжеными катались на тройках зимой. Обновление понятия. 1. 2. О вдохновении. Несколько слов о фабуле. Анна, Наташа, Катюша. О характере ви?дения и о строении глав. Многократность описаний в романе «Воскресение». Разговор о реализме. Анализ в реалистическом описании. Люди в старом узнают новое — истинное. Стилевое разнообразие контактов с миром. Поздний Толстой. О «Хаджи-Мурате». Недвижность или текучесть народа? Хаджи-Мурат — наиб И Хаджи-Мурат — крестьянин. Хазават. Марья Дмитриевна и отрубленная голова. О том, как отдельное описание обратилось в элемент композиционно-смыслового построения. О событийной последовательности в «Хаджи-Мурате», о борьбе за достоверность событий и принципах композиции этого произведения и о композиционном значении песни. Отражение нового и законы наследования в искусстве. Петербург-Петроград становится Ленинградом. О Маяковском. О Горьком и о будущем искусстве. 1. 2. Несколько слов об искусстве Советского Союза и об искусстве Запада тридцатых годов. 1. 2. 3. Хемингуэй в его поисках от юности до старости и смерти. 1. 2. 3. О казачестве и о крестьянстве. История, документ и биография. 1. 2. Григории Мелехов и Аксинья. О ступенях любви. Автор этой книги здесь вспоминает не о себе, а о гражданской войне и о рассказах товарищей по караулу на берегу пустого Днепра, около села Тегинка. Возвращаюсь к рассказу о ступенях любви Григория к Аксинье. О новом ви?дении. Слова перед концом книги. Примечания. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. 137. 138. 139. 140. 141. 142. 143. 144. 145. 146. 147. 148. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 158. 159. 160. 161. 162. 163. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. 171. 172. 173. 174. 175. 176. 177. 178. 179. 180. 181. 182. 183. 184. 185. 186. 187. 188. 189. 190. 191. 192. 193. 194. 195. 196. 197. 198. 199. 200. 201. 202. 203. 204. 205. 206. 207. 208. 209. 210. 211. 212. 213. 214. 215. 216. 217. 218. 219. 220. 221. 222. 223. 224. 225. 226. 227. 228. 229. 230. 231. 232. 233. 234. 235. 236. 237. 238. 239. 240. 241. 242. 243. 244. 245. 246. 247. 248. 249. 250. 251. 252. 253. 254. 255. 256. 257. 258. 259. 260. 261. 262. 263. 264. 265. 266. 267. 268. 269. 270. 271. 272. 273. 274. 275. 276. 277. 278. 279. 280. 281. 282. 283. 284. 285. 286. 287. 288. 289. 290. 291. 292. 293. 294. 295. 296. 297. 298. 299. 300. 301. 302. 303. 304. 305. 306. 307. 308. 309. 310. 311. 312. 313. 314. 315. 316. 317. 318. 319. 320. 321. 322. 323. 324. 325. 326. 327. 328.