Пропедевтика детских болезней. Конспект лекций.

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие вопросы педиатрии. 1. Достижения отечественной педиатрии. 2. Периоды детства и их характеристика. 3. Особенности сбора анамнеза у детей. Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет). Анамнез жизни детей старшего возраста. Анамнез заболевания. Семейный анамнез. Материально-бытовые условия. ЛЕКЦИЯ № 2. Общий осмотр ребенка. 1. Температура тела и терморегуляция у ребенка. 2. Общий осмотр ребенка. Клинические критерии оценки тяжести состояния больного. Выявление отклонений в развитии ребенка и факторов, их вызывающих. ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка. 1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация. 2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии. Психомоторное развитие детей в I полугодии. 3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии. Психомоторное развитие детей во II полугодии. 4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет. 5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития. ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей. 1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. 2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг. Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни. Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей. 3. Семиотика поражений центральной нервной системы. ЛЕКЦИЯ № 5. Органы чувств. 1. Органы чувств у детей (зрение, слух, обоняние, вкус, чувствительность кожи). 2. Методы исследования и семиотика нарушений. ЛЕКЦИЯ № 6. Физиологические особенности кожи ребенка. Семиотика поражений. 1. Анатомо-физиологические особенности кожи, семиотика ее основных поражений. 2. Семиотика поражений кожи и подкожно-жировой клетчатки. ЛЕКЦИЯ № 7. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы и семиотика поражений. 1. Анатомо-физиологические особенности костной системы. 2. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей. 3. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования. ЛЕКЦИЯ № 8. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Синдромы поражения и методы исследования. 1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования. 2. Анатомо-физиологические особенности полости носа и придаточных пазух. 3. Лабораторные и инструментально-графические методы исследования при заболеваниях органов дыхания. Инструментальные и функциональные методы исследования. Методы исследования внешнего дыхания. Лабораторные методы исследования. Рентгенологические методы исследования. 4. Семиотика и синдромы поражения системы дыхания. Методика исследования. 5. Синдром обструкции дыхательных путей, критерии и степени дыхательной недостаточности. ЛЕКЦИЯ № 9. Система кровообращения плода и новорожденного. Поражения и методы исследования органов сердечно-сосудистой системы. 1. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Методика исследования. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. 2. Кровообращение плода и новорожденного. Кровообращение новорожденного. 3. Семиотика поражения органов кровообращения. Методика исследования. 4. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы. 5. Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни. ЛЕКЦИЯ № 10. Пищеварительная система. Синдромы поражений и методы исследования. 1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения. Методика исследования. 2. Семиотика основных поражений и нарушений органов пищеварения у детей. 3. Основные синдромы поражения органов пищеварения. ЛЕКЦИЯ № 11. Этапы мочеобразования и мочеотделения. Основные синдромы поражения. 1. Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочеотделения. 2. Семиотика и основные синдромы при поражениях органов мочеобразования и мочеотделения. Исследование мочи. Инструментальные методы исследования. Основные синдромы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей. Синдром почечной недостаточности. ЛЕКЦИЯ № 12. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие. Семиотика поражений. 1. Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы у детей. Половое развитие. 2. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания. Нарушения роста. 3. Семиотика поражений эндокринной системы. 4. Семиотика нарушений эндокринной системы (гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, поджелудочная железа). ЛЕКЦИЯ № 13. Система крови и органов кроветворения у детей. 1. Особенности системы крови у детей. 2. Особенности кроветворения у детей. 3. Семиотика поражения системы крови и органов кроветворения. Типы кровоточивости. Синдром увеличения лимфатических узлов. ЛЕКЦИЯ № 14. Особенности периферической крови у детей. Общий анализ крови. 1. Особенности периферической крови у детей раннего возраста. Таблица 3. Гемограмма здорового ребенка. 2. Лимфоидная система и иммунитет у ребенка. 3. Семиотика нарушений иммунитета у ребенка. ЛЕКЦИЯ № 15. Новорожденный ребенок. Естественное вскармливание. Прикорм. 1. Новорожденный ребенок. Доношенный и недоношенный новорожденный. 2. Преимущества женского молока. 3. Значение молозива в питании новорожденных первых дней жизни. Характеристика молозива. 4. Естественное вскармливание и техника введения прикорма. 5. Блюда прикорма и сроки их назначения при естественном вскармливании. Таблица 4. Примерная схема естественного вскармливания детей 1-го года жизни. (Институт питания РАМН, 1997 г.). ЛЕКЦИЯ № 16. Питание кормящей матери. Гипогалактия. 1. Питание и режим кормящей женщины. 2. Формы и степени гипогалактии, ее причины, меры предупреждения. ЛЕКЦИЯ № 17. Искусственное вскармливание. Смешанное вскармливание. 1. Искусственное и смешанное вскармливание. Таблица 5. Государственный стандарт России нутриентных смесей СанПиН 2.3.2.560-96. 2. Техника искусственного вскармливания. Таблица 6. Искусственное вскармливание детей первого года жизни. ЛЕКЦИЯ № 18. Питание детей. 1. Современные принципы рационального питания здоровых детей старше 1 года жизни. Питание детей раннего возраста (1–1,5 года; 1,5–3 года). Таблица 7. Примерный объем блюд для детей от 1 года до 3 лет. Питание детей дошкольного возраста. 2. Питание детей школьного возраста (6—17 лет). Таблица 8. Содержание школьных завтраков. Таблица 9. Набор продуктов для детей 6—17 лет. Таблица 10. Рекомендуемые уровни потребления (по данным ВОЗ). Таблица 11. Рекомендуемые нормы потребления веществ и энергии для детей до 10 лет. (утв. Коллегией МЗ РФ 31.05.1991 г.). Таблица 12. Рекомендуемые нормы потребления веществ и энергии для детей 10–17 лет. (утв. Коллегией МЗ РФ 31.05.1991 г.). ЛЕКЦИЯ № 19. Особенности обмена веществ у детей. Семиотика нарушений. 1. Основной обмен у детей. Энергозатраты роста. Таблица 13. Рекомендации по энергетической ценности питания детей (МЗ России, 1991 г.). 2. Особенности белкового обмена и потребность в белке детей различного возраста. Семиотика нарушений. Свойства пищевых белков, учитываемые при нормировании питания. Таблица 14. Скорость синтеза белка в различные возрастные периоды. Таблица 15. Рекомендуемое потребление белка для детей (МЗ России, 1991 г.). Таблица 16. Безопасные уровни потребления белка у детей раннего возраста, г/(кг в сутки)). Таблица 17. Потребность в эссенциальных аминокислотах (мг на 1 г белка). Врожденные заболевания, в основе которых лежит нарушенный метаболизм белков. 3. Особенности углеводного обмена у детей. Семиотика нарушений. 4. Особенности жирового обмена. Семиотика нарушений жирового обмена. Различия в химическом составе триглицеридов и жировой ткани у детей и взрослых. Нарушения обмена липидов могут происходить на различных этапах метаболизма. 5. Особенности водно-солевого обмена и синдромы его нарушения. Таблица 18. Общий баланс воды в физиологическом состоянии ребенка. Таблица 19. Распределение электролитов в организме. Список использованной литературы.
О. В. Осипова, Галина Ивановна Дядя.