Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.

Введение. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ РАБОТ). Литература. Часть 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. Глава 1. Нейропсихология в развитии здоровьесберегающих технологий обучения. Литература. Глава 2. Что важно знать психологам, педагогам и родителям о детях с трудностями учения. Литература. Глава 3. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. Литература. Глава 4. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций. Литература. Глава 5. Нейропсихологическая поддержка классов коррекционно-развивающего обучения. Литература. Часть 2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ. Глава 1. Организация совместной деятельности. Литература. Глава 2. Апробация методики «Школа внимания»[1]. Характеристика детей. Контрольные задания. Исходное выполнение контрольных заданий. Методика «Школа внимания». Итоговое выполнение контрольных заданий. Литература. Глава 3. Модификации психологических методик для развития функций программирования и контроля. «Куб Линка». «Графический диктант». «Таблицы Шульте». Литература. Глава 4. Использование числовых рядов в коррекционной работе с учащимися 4-х классов[2]. Литература. Глава 5. Применение методики «Сортировка цветных фигур» в коррекционно-развивающем обучении. Литература. Глава 6. Пример анализа зоны ближайшего развития в ходе коррекции функций программирования и контроля. Литература. Часть 3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ. Глава 1. Коррекция зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет. Литература. Глава 2. Использование перцептивного моделирования для развития зрительно-вербальных функций. Литература. Часть 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ. Глава 1. Пути развития зрительно-пространственных функций. Литература. Глава 2. Методика «Сложи фигуру» в диагностике и коррекции зрительно-пространственных функций. Литература. Глава 3. Методический комплекс заданий на конструирование для развития пространственных функций. Построение фигур из 4 карточек. Построение фигур из 8-10 карточек. Работа с конструктором «Лего» «Дакта». Методика «Черные и белые квадраты». Литература. Глава 4. Настольные и компьютерные игры для преодоления пространственных трудностей у детей с церебральным параличом[3]. Методика. Методы оценки динамики пространственных функций. Результаты. Обсуждение. Литература. Глава 5. Направления работы по развитию зрительно-пространственных функций в целях профилактики трудностей обучения. Глава 6. Взаимодействие педагога и нейропсихолога при разработке методического пособия «Состав числа»[4]. Глава 7. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы коррекции. Литература. Часть 5. ОПЫТ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Методы следящей диагностики. Случай 1. Преимущественное отставание в развитии функций III блока (программирования и контроля). Случай 2. Преимущественное отставание в развитии функций II блока (переработки информации). Задания на идентификацию изображений. Нахождение различий. Нахождение недостающих деталей и дополнение до целого. Конструирование. Случай 3. Преимущественное отставание в развитии функций I (энергетического) блока. Рекомендуемая литература. Примечания. 1. 2. 3. 4.
Наталия Пылаева, Татьяна Ахутина.