Педагогическая психология: конспект лекций.

ЛЕКЦИЯ № 2. Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования.

1. Психология образовательной деятельности. Образование и образовательные системы.

Образованием называется специально организованная система условий, которая создается в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В образовательной системе осуществляется прием и передача опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, с помощью которой происходит управление развитием человека.

В буквальном смысле образование означает создание образа, некоторую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование понимают как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Образовательная деятельность представляется единством деятельности педагога (преподавания) и деятельности обучаемых (учения).

Образование можно рассматривать в разных смысловых плоскостях:

1) образование как система имеет определенную структуру и иерархию элементов в виде учебных и научных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее образование, постдипломное образование);

2) образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования;

3) образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

Образование обеспечивает в своем конечном итоге какой-то определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, а также определенный уровень знаний, умений, навыков, подготавливающий его к тому или иному виду практической деятельности. Существует общее и специальное образование. Общее образование может обеспечить каждому человеку знания, умения, навыки, которые будут необходимы ему для всестороннего развития и будут являться базовыми для получения в дальнейшем специального профессионального образования. По уровню и объему содержания общее и специальное образование бывает начальным, средним и высшим. Также существует поствузовское образование, которое называют еще термином «образование взрослых». Под содержанием образования понимается содержание единого целостного процесса, который характеризуется:

1) обучением, т. е. усвоением опыта предшествующих поколений;

2) воспитанием, т. е. воспитанием типологических качеств личности;

3) развитием человека, умственным и физическим.

Из этого следуют три компонента образования: обучение, развитие, воспитание.

Если проанализировать эти понятия, то можно составить более глубокое представление о внутреннем содержании категории образование, чтобы ответить на вопрос, из чего она состоит и что в себе содержит.

Современное понимание образования можно найти в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.): «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В четырнадцатой статье этого закона изложены общие требования к содержанию образования:

1) содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

А) на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;

Б) на развитие гражданского общества;

В) на укрепление и совершенствование правового государства;

2) содержание образования должно обеспечивать:

А) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

Б) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

В) интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;

Г) формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Д) воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не заканчивается до конца жизни человека. Оно только изменяется по содержанию, целям.

До сих пор существует разделение образования на две ветви: гуманитарное и естественно-научное (технократическое) образование.

Этот разрыв может быть преодолен разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром (Дж. К. Джонс, В. Ф. Сидоренко, Г. Л. Ильин и др.). Этот третий путь образования – проектного есть способ формирования нового типа культуры – проектной культуры, или культуры Большого Дизайна.

Среди основных направлений реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО) выделяются: общепланетарный глобализм и гуманизация образования; культуроведческая социологизация и экологизация содержания образования; междисциплинарная интеграция в технологии образования; ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта. Это ядро образования – обучение.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.