Рассуждения в изречениях.

Глава 1.

Рассуждения в изречениях.

1. Учитель сказал:

– Научиться со временем применять изученное – разве не в этом радость?

Друзья из далёких стран приедут – разве веселье не в этом?

Никто не знает про тебя, а ты не беспокоишься – разве не таков благородный человек?

2. Ю-Цзы [1] говорил: – Почтительный к родителям и любящий младших никогда не пойдёт против старших. Человек, послушный старшим, никогда не восстанет против существующего порядка. Благородный человек будет укреплять корни. Только при прочных корнях можно идти правильным путём.Почтение к родителям и любовь к младшим – это и есть корни человечности.

3. Учитель сказал: – Красивые слова и притворные лица не могут быть выражением человечности.

4. Цзэн-Цзы [2] говорил: – Каждый день я трижды проверяю себя, чтобы удостовериться: Предан ли тому, кому служишь? Честен ли со своими друзьями?Применяешь ли полученные знания?

5. Учитель сказал: – Управляя большой областью, действуй внимательно, будь всегда честным, любовь к людям проявляй бережностью в расходах и поручения давай своевременные.

6. Учитель сказал: – Когда родители дома, младшие почтительно им служат. Когда вне дома, проявляют заботу о тех, кто младше. Стараются быть честными. Любят всех, но близко дружат лишь с человечными.А если остались силы, тогда учатся наукам.

7. Цзы Ся [3] говорил: Цени людей за их достоинства, а не за внешний облик. Служа отцу с матерью, без остатка отдавай все свои силы служению. Служа государю, будь готов пожертвовать ради него жизнью. В отношениях с друзьями будь честен в словах.Хоть говорят, что этому не научишься, а для меня только это называется учёбой.

8. Учитель сказал: – Если благородный человек не обладает глубиной, он не внушает уважения, в познаниях его не будет прочности.Главное для него – преданность и честность. Не имеет друзей, не таких, как сам, ошибки не боится исправлять.

9. Цзэн-Цзы говорил: – Тщательно храня память об ушедших ранее, укрепишь силу духа в народе.

10. Цзы Цинь [4] спросил у Цзы Гуна [5] : – Куда бы ни приехал Учитель, он всегда узнает о способах управления. А как он узнаёт, расспрашивает или люди рассказывают ему сами? Цзы Гун ответил:– Учитель узнаёт с помощью мягкости, доброты, учтивости, скромности и уступчивости. Он получает знания не так, как другие люди.

11. Учитель сказал: – Наблюдай, куда направлена воля человека, когда его отец жив; наблюдай, каковы действия человека, когда его отец умер.Если в течение трёх лет не поменял установлений отца, можно назвать его почтительным сыном.

12. Ю-Цзы говорил: – Ценность применения обрядов в том, что они создают лад. Путь правителей древности потому и прекрасен, тем и определяется красота и великого, и малого в их действиях.Если просто, зная в чём суть слаженности, не соразмерять его с обрядами, то никогда не достигнешь слаженности [6] .

13. Ю-Цзы говорил: – Если честность и совесть стоят рядом, тогда все слова сбываются. Когда почтительность и обряд неразделимы, тогда не бывает стыда и сожаления.Так можно избежать потери близких и сохранить честь рода [7] .

14. Учитель сказал: – Благородный человек в еде не ищет насыщения, в быту не ищет удобств. Он тщателен в делах и внимателен к словам. Чтобы постичь истину, он ищет близости с теми, кто идёт по пути.Только про такого можно сказать, что он любит учиться.

15. Цзы Гун спросил: – Правильно ли, когда бедности не стыдятся, а богатством не кичатся? Учитель ответил: – Можно и так, но более правильно, когда в бедности счастлив, а в богатстве соблюдаешь обряды. Цзы Гун сказал: – В «Песнях» говорится: «Обточен, как кость, выглажен, как рог, резан, как нефрит, шлифован, как камень». Наверно, речь идёт об этом. Учитель сказал:– Теперь с тобой можно говорить о «Песнях». Из того, что уже сказано, ты понимаешь, что идёт дальше.

16. Учитель сказал: – Огорчайся не от того, что люди не знают тебя, а от того, что ты не знаешь людей.