Разнообразие человеческих миров.

Руководство по профилактике душевных расстройств. Клиническая характерология. Часть I. Характерология. Определение ключевых понятий. Глава 1. Эпилептоидный (авторитарно-напряженный) характер. 1. Краткие общие сведения. 2. Ядро характера. 3. Варианты эпилептоидного характера. 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции). 5. Межличностные отношения (проблемы коммуникации). 6. Семейная и сексуальная жизнь. 7. Духовная жизнь. 8. Дифференциальный диагноз. 9. Особенности контакта и психотерапевтическая помощь. 10. Учебный материал. Глава 2. Инфантильно-ювенильные характеры. 1. Краткие общие сведения. 2. Инфантильно-ювенильные особенности психики. Глава 2 (А). Истерический характер. 1. Ядро характера. 2. Особенности проявления в детстве. 3. Варианты истерического характера. 4. Межличностные отношения (проблемы коммуникации). 5. Семейная и сексуальная жизнь. 6. Духовная жизнь. 7. Дифференциальный диагноз. 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи. 9. Учебный материал. Глава 2 (Б). Неустойчивый характер. 1. Ядро характера. 2. Отдельные выразительные особенности неустойчивого характера. 3. Проявления неустойчивого характера в детстве и юности. 4. Семейная и духовная жизнь. 5. Варианты неустойчивого характера. 6. Дифференциальный диагноз. Глава 2 (В). Ювенильный характер. 1. Сущность характера. 2. Особенности истерического реагирования. 3. Учебный материал. Глава 3. Астенический характер. 1. Ядро характера. 2. Особенности проявления в детстве. 3. Варианты астенического характера. 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации). 5. Семейная и сексуальная жизнь. 6. Духовная жизнь. 7. Дифференциальный диагноз. 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи. 9. Учебный материал. Глава 4. Психастенический характер. 1. Ядро характера. 2. Особенности проявления характера в детстве и юности. 3. Варианты психастенического характера. 4. Межличностные отношения (особенности коммуникации). 5. Семейная и сексуальная жизнь. 6. Духовная жизнь. 7. Дифференциальный диагноз. 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи. 9. Учебный материал. Глава 5. Ананкастический (педантичный) характер. 1. Определение ключевых понятий, основные проявления и анализ ядра характера. 2. О сходстве и различии характера ананкаста и психастеника. 3. Некоторые направления психотерапевтической помощи. 4. Учебный материал. Глава 6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер. 1. Введение в понятийный контекст. 2. Ядро характера. 3. Особенности проявления в детстве (с элементами психокоррекции). 4. Варианты циклоидного характера. 5. Духовная жизнь. 6. Семейная и сексуальная жизнь. 7. Межличностные отношения (особенности коммуникации). 8. Дифференциальный диагноз. 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи. 10. Учебный материал. Глава 7. Шизоидный (аутистический) характер. 1. Ядро характера. 2. Особенности проявлений в детстве и юности. 3. Варианты шизоидного характера. 4. Семейная и сексуальная жизнь. 5. Духовная жизнь. 6. Особенности коммуникации (с элементами психотерапии). 7. Дифференциальный диагноз. 8. Особенности контакта и психотерапевтической помощи. 9. Учебный материал. Глава 8. Органический характер. 1. Сущность характера. 2. Простодушный вариант органического характера. 3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие». 4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции). 5. Психотерапия и лечебная педагогика Г. Е. Сухаревой. 6. Особенности алкоголизации и делинквентного поведения. 7. Учебный материал. Глава 9. Эндокринный характер. Учебный материал. Часть II. Основы психиатрии. Маниакально-депрессивный психоз. 1. Определение ключевых понятий. 2. Различные варианты депрессий. Проблема «скрытой» депрессии. 3. Особенности заболевания в детско-подростковом возрасте. 4. Диагностическая беседа. Умение находить контакт с больным. 5. Различение циркулярной и реактивной депрессии. Помощь при потере близкого человека. 6. Выявление суицидального больного. 7. Стратегия и тактика психотерапевтической помощи. 8. Учебный материал. Эпилепсия. 1. Клиническое определение эпилепсии. 2. Описание большого развернутого эпилептического припадка (grand mal). 3. Описание других пароксизмальных эпилептических состояний. 4. Изменения личности по эпилептическому типу. 5. Эпилептические психозы. 6. Особенности проявления эпилепсии в детстве. 7. Диагностика и систематика эпилепсии. 8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии. 9. Учебный материал. Шизофрения. 1. Краткий исторический экскурс. 2. Клиническое определение и разъяснение понятия «расщепление». 3. Разбор ключевых понятий. 4. Описание основных шизофренических синдромов. Позитивные (продуктивные) расстройства. Негативные расстройства. 5. Разбор шизофренических расстройств по Е. Блейлеру. 6. Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте. 7. Отношения в семье больного шизофренией. 8. Диагностика шизофрении. 9. Особенности контакта и психотерапевтической помощи. 10. Уважительное понимание шизофренических людей. Ценные качества расщепления. Полифонический характер. 11. Учебный материал. Часть III. Клинико-экзистенциальное описание и разбор случаев из практики. Обнаженная правда (пример шизофренического творчества). Описание. Дифференциальный анализ. Сеанс. Заключение. Рессентимент, резиньяция и психоз. Феноменология. Бредовая драма. Проект бытия. «Плотина рухнула». «Да она же сумасшедшая в доску!». Прогулка по психотической улице. Суицид. Клинический анализ. Психотерапия. Доверительный контакт. Аналитический разбор причин госпитализации. Выработка правила бесконфликтного общения. Создание бредового мотива для укрепления диссимуляции. Путь сквозь психоз. Принцип следования за больной. Психотерапия в периоды относительных ремиссий. * * * Заключение. Список использованной литературы.
Павел Валерьевич Волков.