Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка.

ГЛАВА 1. Психологическая готовность к обучению в школе у детей 5–7 лет. 1.1. Что может помешать детям успешно учиться в школе? 1.2. Игра и ее влияние на развитие ребенка 5–7 лет. Показатели психического развития ребенка от 0 до 3 мес. Показатели возможности нарушения речи. 1.3. Программа развития у дошкольников предпосылок учебных действий и психологической готовности к обучению. Моторика и координация движений. «Классики». «Схвати!». «Штандер». «Ходим под музыку». «Наблюдаем за своими движениями». «Семерки». «Слушай хлопки». Мелкая моторика руки. «Джен-кен-пон». «Кто лучше нарисует?». «Рисуем снеговика». Методика развития тонкой моторики пальцев рук и двигательной памяти. Методика запоминания последовательности из трех движений. Тактильные ощущения. «Узнай букву, фигуру». Пространственная ориентация. Методика выделения части из целого. Методика двигательного запоминания букв. «Найди игрушку». «Волшебный квадрат». «Закодированный рисунок». «Построй в темноте». «Сосед, подними руку». «Назови соседей». «Помоги маме накрыть на стол». «Расположи мебель в комнате для кукол». «Справа-слева». «Далеко-близко, дальше-ближе». «Зеркало». Познавательные (когнитивные) процессы. «Колечко». «Путешественник». «Земля, вода, огонь, воздух». «Прямой счет». «Обратный счет». «Кто больше». «Алгоритм». «Определи звуки». «Правая, левая». «Мячик-смягчитель». «Рыба, птица, зверь». «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак». «Сколько знаешь ты имен?». «Самый аккуратный». «Бывает – не бывает». ГЛАВА 2. Развиваем психологическую готовность к обучению у младших школьников. 2.1. О чем важно знать ведущему занятия. 2.2. Упражнения-игры и особенности их применения. Мышление. Упражнения на развитие умения работать с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Выделение существенных и несущественных признаков понятий. Упражнения на определение понятий. Упражнения, способствующие развитию (владению) мыслительных операций (обобщение, классификация, установление аналогий, т. е. логических отношений). Примеры различных по сложности задач, которые содержат одно-два суждения. Группы пословиц. Устойчивые словосочетания. «Словарь» – подбор слов по определенной тематике. Слова-омонимы. Упражнения, способствующие развитию (владению) мыслительных операций (обобщение, классификация, установление аналогий, т. е. логических отношений). Примеры окончаний предложений: Понимание метафорических выражений, крылатых слов. «Домино». Правила игры. Память. Общие правила выделения мнемических опор. Оперативная память. Методики коррекции кратковременной памяти. Внимание и пути его коррекции. Тренировка распределения и концентрации внимания. Задания на произвольное внимание, побуквенный анализ и узнавание слов, предметов. Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальными текстами. Упражнения-игры, направленные на развитие уровня рефлексии выполняемой деятельности. Виды заданий: учебная деятельность (как умеет учиться). Упражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение принятого задания. Примеры игр-заданий. Задания на умения принять учебную задачу в полном объеме. Варианты задания. Игра «Пуговицы». Игра «Кто первый». «Мозаика-телевизор». ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРА. ПРИЛОЖЕНИЕ. Описание методик[3]. Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися знаково-счетной учебной деятельности. Оценка уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися наглядно-графической (образной) учебной деятельности. Диагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися вербально-понятийной учебной деятельности. Психодиагностика регуляторно-когнитивной структуры построения учащимися учебной деятельности по конкретному учебному предмету (анкета для учителей). Примечания. 1. 2. 3.