Русский язык в афоризмах.

§ 30. Личные окончания глаголов.

ПРАВИЛО-1. У глаголов настоящего или будущего простого времени написание личных окончаний различается в зависимости от типа спряжения. Глаголы I спряжения имеют окончания – у(ю), – ешь, – ет, – ем, – ете, – ут (-ют). Глаголы II спряжения имеют окончания у(ю), – ишь, – ит, – им, – ите, – ат (-ят) .

ПРАВИЛО-2. Спряжение глаголов определяется по личному окончанию, если оно ударное. ПРИМЕРЫ: петь – поют (I), спать – спят (II).

ПРАВИЛО-3. Если личное окончание безударное, то спряжение определяется по суффиксунеопределенной формы. Из числа глаголов с безударным личным окончанием ко второму спряжению (II) относятся:

а) глаголы на – ить в инфинитиве; ПРИМЕРЫ: строить, готовить;

б) глаголы-исключения на – еть и – ать в инфинитиве: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, а также производные от них;

в) глаголы-исключения, имеющие – ут (-ют) в 3-м лице множественного числа: брить, зиждиться, зыбиться , а также производные от них. ПРИМЕР: брить – бреешь – бреют .

ПРАВИЛО-4. Другие глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся в инфинитиве на – ать, – еть, – уть, – оть , относятся к первому спряжению (I). ПРИМЕРЫ: читать, лаять, тянуть, молоть .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и вформе прошедшего времени ( стелил ), а личные формы образуются от глагола I-го спряжения стлать ( стелешь – стелют ). Глагол брезжить относится к разноспрягаемым; он может иметь окончания I-го или II-го спряжений, т. е. употребляется в двух формах: брезжит брезжут . Глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть изменяются по I-му спряжению: выздоровеешь – выздоровеем и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.

Мир выглядит молодой красавицей или Брокенской ведьмой в зависимости от того, через какие очки на него смотр…шь (Гейне). Кто в прошлое помоями плещ…т , того будущее ошпарит кипятком (З. Фаткудинов). В слове “победа” мне слыш…тся торжествующий топот дураков (Ф. Искандер). Ссора – что яблоня: только потряси, так на голову и посыпл…тся (Афганская посл.). Без понукалки и сказочник дремл…т (Русская посл.). Верь только половине того, что вид…шь , и ничему из того, что слыш…шь (Английская посл.). Люби – и делай что хоч…шь (Августин). Блин не клин: брюха не раскол…т (Русская посл.). Наше знание прошлого – как бы окно, открытое в ночь: мы вид…м далекие огни, слыш…м отдаленные голоса и ничего больше (Д. Саундерс). Не торопись отвеч…ть , торопись слуш…ть (Русская посл.). Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля. Иногда они его топ…т , но без них он не мог бы плавать (Вольтер). Мы, правда, уже не сжига…м ведьм, но зато сжига…м каждое письмо, в котором содерж…тся голая правда (Лихтенберг). Если сосуд недостаточно чист, скисн…т все, что бы ты в него ни влил (Гораций). Сильные мира каж…тся великими только тем людям, которые стоят перед ними на коленях (Л. Н. Толстой). Правда полезней тому, кто ее слыш…т , чем тому, кто ее говорит (Паскаль). Суеверие есть уверенность, на знании не основанная; наука бор…тся с суевериями, как свет с потемками (Д. И. Менделеев). Сердце не скатерть: перед всяким не расстел…шь (Армянская посл.).

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.

В жизни, как в хоре: есть голос – поешь, нет голоса – подпева…шь (М. Генин). В начале пути отклон…шься на шаг – скоро буд…шь на чужой дороге (Неизв.). Оскорбляя другого, ты не забот…шься о самом себе (Л. да Винчи). Кто говорит, тот се…т ; кто слуша…т , тот собира…т жатву (Буаст). Идите вперед, пока можете; а подкос…тся ноги, – сядьте близ дороги да глядите на прохожих без досады и зависти: ведь и они не далеко уйдут (И. С. Тургенев). Одной рукой узел не завяж…шь (Азербайджанская посл.). Орлы не маш…т крыльями, орлы ищ…т восходящие потоки (Ф. Е. Топорищев). Если не бега…шь пока здоров, придется побегать, когда заболе…шь (Гораций). Не мож…шь жить – займись чем-нибудь другим (Г. Малкин). Один отец прокорм…т девятерых детей, девять детей не прокорм…т одного отца (Турецкая посл.). Я предпочел бы считать горох, чем изуч…ть историю (И. Фихте). Люди хвал…т то, чему в состоянии подражать (Цицерон). Кто боязливо забот…тся о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей (И. Кант). Ты мне пеня…шь , Велокс, что длинны мои эпиграммы. // Сам ты не пиш…шь совсем: право, короче нельзя! (Марциал). Застав…шь петь за рубль – не останов…шь за тысячу рублей (Казахская посл.). Жизнь подобна универмагу: в ней наход…шь все, кроме того, что ищ…шь (Э. Кроткий). То, что мы вид…м , зависит от того, куда мы смотр…м (Л. Леонов).

ПРАВИЛО-5. Глаголы в повелительном наклонении образуются с помощью суффикса – и- для 2-го лица единственного числа и окончания – те для множественного числа. ПРИМЕР: говори, говорите .ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в изъявительном наклонении глаголы во 2-м лице множественного числа настоящего или будущего времени имеют окончание в зависимости от спряжения. СРАВНИТЕ: стукните (сделайте, в повелительном наклонении), стукнете (что сделаете, в изъявительном наклонении).

УПРАЖНЕНИЕ-3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях глаголов будущего времени и повелительного наклонения.

Если логика говорит вам, что жизнь – пустая случайность, то пошл…те к черту не жизнь, а логику (Шайра Милгром). Оденьте чучело в платье последнего фасона, а сами станьте рядом в простой одежде и посмотр…те , кому поклонятся раньше – чучелу или вам (Г. Торо). Если вы тщательно присмотр…тесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем недовольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен (Лабрюйер). Если хотите, чтобы вашу докладную прочитали, напиш…те ее на одной странице (Томас Вильсон). Если все уже сказано, зачем вы пиш…те ? Чтобы сказать красиво то, что было сказано просто? Жалкое занятие! (А. С. Пушкин). Если вы буд…те упорно трудиться по восемь часов в день, то вы стан. те боссом и смож…те трудиться по шестнадцать! (Неизв.). Остановитесь на путях ваших и рассмотр…те и расспрос…те о путях древних, где путь добрый, и ид…те по нему (Иеремия). Не ищ…те смысл жизни, потому что не найд…те его нигде, но ищ…те хоть что-нибудь и в этом найд…те смысл жизни (Н. Векшин). Воинской службе подобна любовь. // Отойд…те , ленивцы! // Тем, кто робок и вял, эти знамена невмочь (Овидий). Уничтожьте в человеке общественность – и вы получ…те свирепого орангутана (А. И. Герцен).