Русский язык в афоризмах.

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах.

ПРАВИЛО-1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов ставится двоеточие.

ПРИМЕР. Все человек теряет с годами: юность, красоту, здоровье, порывы честолюбия; и только одна глупость никогда не покидает людей (Л. Ариосто).

ПРАВИЛО-2. Если после обобщающего слова стоят как-то, а именно, например и т. п., то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие. ПРИМЕР. Есть лишь два радикальных способа ухода от старости, а именно: молодость и смерть (Н. Векшин).

ПРАВИЛО-3. Если перед однородными членами нет обобщающего слова, то двоеточие ставится, когда необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-то перечень. ПРИМЕР. На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич.

ПРАВИЛО-4. После перечисления однородных членов перед обобщающим словом ставится тире. ПРИМЕР. И богатство, и власть, и жизнь, все то, что с таким старанием устраивают и берегут люди, – все это если и стоит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить (Л. Н. Толстой).

ПРАВИЛО-5. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире. ПРИМЕР. Везде: в тебе, во мне, во всех – одна единая душа (Н. Векшин).

ПРАВИЛО-6. Если группа однородных членов в середине предложения имеет характер пояснения или уточнения, то обычно она с обеих сторон обособляется с помощью тире. ПРИМЕР. Каждый настоящий ученый – математик, физик, химик, биолог – подобен божественному творцу.

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, вставляя необходимые знаки препинания (только там, где нужно). Чудеса авиапутешествий (…) завтрак в Варшаве (…) обед в Лондоне (…) ужин в Нью-Йорке (…) а багаж в Буэнос-Айресе (Янина Ипохорская). Что стоят людям их богатства? // Ответ мне слышится в словах (…) // Позора, лести (…) святотатства (Беранже). Не будь научных открытий (…) как-то (…) электричество (…) магнетизм (…) сделанных нами (…) учеными господами (…) директор завода не был бы директором (…) а (…) пожалуй (…) в лучшем случае (…) трубочистом (П. Л. Капица). Художник должен присутствовать в своем произведении (…) как бог во Вселенной (…) быть вездесущим и невидимым (Флобер). Эгоизм (…) и добросердечие (…) высокие порывы (…) и чувственность (…) тщеславие (…) робость (…) бескорыстие (…) мужество (…) лень (…) нервность (…) упрямство (…) неуверенность в себе (…) все это уживается в одном человеке (…) не создавая особой дисгармонии (С. Моэм). Пяти добродетелей можно достичь (…) доброжелательности (…) великодушия (…) щедрости (…) честности (…) и даже мудрости (…) если преодолеть в себе одну лишь малюсенькую помеху (…) жадность (Н. Векшин). Чувственный мир (…) окружающий мужчину (…) состоит из мягкости (…) нежности (…) приветливости (…) словом (…) он живет в женском мире (…) тогда (…) как женщина бьется в суровом (…) и жестоком мире мужчин (Симона де Бовуар). Во всем мне хочется дойти // До самой сути (…) // В работе (…) в поисках пути (…) // В сердечной смуте (Б. Пастернак).