Резкость и нерезкость.

Шевеленка.

Шевеленка, или смазка, – общая нерезкость фотографического изображения, возникающая при движении камеры в момент, когда открыта шторка затвора и идет процесс засветки матрицы. Появляется обычно во время экспонирования, если фотограф неправильно держит камеру или не поставил ее на штатив, при этом точка, изображаемая объективом, успевает прогуляться по матрице и превратиться на картинке в линию. Нерезкий, шевеленый снимок обычно воспринимается как брак.

Но и в этом правиле есть исключения. Некоторые женские портреты мажут. Я не сразу понял, почему они многим даже нравятся. Секрет, видимо, кроется в привычном для людей способе мысленно дорисовывать то, чего не мог увидеть глаз. Совсем другое дело, когда шевеленка обнаруживается в прикладной, репортажной или архитектурной съемке – это точно брак. И все же есть весьма интересные случаи шевеленки, используемые как художественный прием. Запланированная смазка – один из них.

Пояс Богородицы привезли из Афона и выставили для поклонения в Храме Христа Спасителя, куда в холодные дни поздней осени люди стояли в очереди буквально сутками. Для того чтобы сократить время ожидания, организаторам пришлось укоротить время общения со святыней до одной секунды. Люди успевали только глянуть на ковчег с поясом и коснуться его рукой, детям позволяли его целовать. Снимать было трудно: мешали спины, света было недостаточно, с высоты человеческого роста ничего не видно, подойти ближе не было возможности. Приходилось, подняв камеру над головой одной рукой, снимать вслепую на предельно допустимых значениях выдержек. Люди постоянно двигались, замирая лишь на доли секунды. Не полагаясь на твердость руки, снимал с проводкой. Удачный снимок нельзя было спланировать, он мог только случиться. И потому я сделал много попыток, дабы повысить вероятность удачи. И только в одном этом файле (см. фото 23) скорость движения малыша в руках отца совпала со скоростью перемещения аппарата и удачным выражением лиц героев. Мальчик получился резким, а все вокруг размазалось.

Резкость и нерезкость

Фото 23. Из серии «Пояс Пресвятой Богородицы».

Камера Nikon D3.

Зум AF-S Nikkor 14—24/2,8 D G ED IF N.

Чувствительность 8000 ISO.

Выдержка 1/13 сек.

Диафрагма 5,6.

Фокусное расстояние 24 мм.

Бывает и случайная, не запланированная смазка. В данном случае просто с погодой не повезло – дождь шел каждый день нашего пребывания в Париже. Но в тот день он был особенно сильным, аппаратуру пришлось прятать под накидкой из непромокаемой ткани. Любая попытка вытащить камеру из укрытия тут же оборачивалась необходимостью вытирать оптику – дождевые капли нещадно портят изображение.

Проходя вдоль стены храма Нотр-Дам де Пари, поднял голову и увидел горгулью, изрыгающую струю дождевой воды. Горгулья – обычное для готических храмов украшение водостоков. Согласно легенде, эта ужасная змея обитала в Сене и изрыгала потоки воды такой силы, что переворачивались лодки и рушились дома на берегу. Я много раз видел их на фотографиях, но всегда при ярком солнечном освещении и никогда при исполнении прямых обязанностей. Не снять ее было нельзя, но и снять непросто. Несколько раз пришлось помучиться, вытирая воду с защитного фильтра, прежде чем удалось получить кадр с резким водостоком и нерезкой водой, размазанной длинной выдержкой. Однако здесь опубликован другой кадр, в котором водосток с горгульей абсолютно нерезкие, а вода резкая (см. фото 24).

Резкость и нерезкость

Фото 24. «Парижский ливень».

Камера Sony DSC F828.

Зум встроенный.

Чувствительность 64 ISO.

Выдержка 1/30 сек.

Диафрагма 2,8.

Экспокоррекция – 0,7 EV.

Фокусное расстояние 200 мм пленочного стандарта.

Я чуть было не удалил его при первичном анализе съемки, не сразу осознав, что капли воды на размазанном фоне оказались довольно резкими в связи с совпадением направления их полета с направлением движения камеры в момент съемки. Это и спасло снимок. Мало того, сейчас мне кажется, что этот вариант даже выразительнее задуманного изначально и более традиционного.