Резкость и нерезкость.

Шевеленка и выдержка.

Между длиной выдержкой и шевеленкой при съемке с рук существует такая же прямая зависимость, как между диафрагмой и глубиной резкости. Чем длиннее выдержка, тем выше вероятность получения шевеленки.

Для нормального объектива, то есть полтинника, критическим порогом являются выдержки 1/30 и 1/60 секунды. Большинство фотографов легко осваивают навыки, позволяющие снимать с рук без штатива с такими выдержками и короче.

С широкоугольниками многим удается стабильно резко снимать с выдержками 1/8 и 1/15 секунды.

С телеобъективами ладить труднее. Увеличение фокусного расстояния уменьшает угол обзора, и как следствие увеличивается угловая скорость движения объектов в поле кадрового окна при дрожании камеры в руках фотографа. Иначе говоря, чем мощнее телевик, тем короче выдержки, гарантирующие получение резкого изображения. Для резкой съемки телевиками с рук нужно использовать выдержки, численно равные или даже короче фокусного расстояния конкретного объектива. То есть для объектива 200 мм пороговая выдержка равна 1/200 секунды. Для фокуса 400 мм я бы использовал 1/1000 секунды. А для объектива 600 мм даже 1/2000 секунды не всегда достаточно коротка. Штатив все-таки надежнее.

Несколько лет назад ранним утром в Назарете я снимал перелетных птиц. Они летели над древними горами и долиной, где когда-то сражались Давид и Голиаф. И солнце всходило так же, как тысячи лет подряд, восхищая новых и новых свидетелей, которым совсем нет дела до того, что ничто не ново под этим солнцем. Вот для меня же ново! И я не мог не снять этого прекрасного рассвета. Я сделал все для того, чтобы случайно не дрогнула рука. Для получения резкой фотографии выдержка была почти в два раза короче минимально необходимой, но шевеленки нет, потому что я положил камеру на ограждение балкона, прижал ее рукой, затаил дыхание и медленно нажал на спуск (см. фото 30).

Резкость и нерезкость

Фото 30. «Утро в Назарете» из серии «Птицы в большом городе».

Камера Nikon D2х.

Зум AF Nikkor 80—200/2,8 D ED с экстендером 1,4х.

Чувствительность 100 ISO.

Выдержка 1/250 сек.

Диафрагма 11.

Фокусное расстояние 400 мм пленочного стандарта.

Необходимость снимать сюжеты со строго определенной выдержкой в практике профессионального фотографа возникает в тех случаях, когда нужно не просто избежать шевеленки, но еще и жестко контролировать степень замороженности движущихся объектов. В таких случаях можно включить автоматический режим приоритета выдержки. При этом фотограф выбирает выдержку для затвора камеры, а процессор подбирает единственно правильную диафрагму, учитывая заранее установленную вами чувствительность.

Очень часто приоритет выдержки используется для съемки текущей воды. Струйка воды состоит из множества отдельных шариков-капель. На снимках они выглядят как льдинки. В этом легко убедиться, если снять струи фонтанов с очень короткими выдержками. На фото 31 при съемке издалека телеобъективом несколько рядов струй накладываются одна на другую, при этом перспективные различия в величине первого ряда и последующих выравниваются.

Резкость и нерезкость

Фото 31. Из серии «Жара на площади Европы».

Камера Nikon D3s.

Зум AF Nikkor 80—400/4,5—5,6 D ED IF VR.

Чувствительность 200 ISO.

Выдержка 1/3200 сек.

Диафрагма 5,3.

Экспокоррекция – 0,33 EV.

Фокусное расстояние 230 мм.

Приоритет выдержки.

Если бы я снимал фонтан с длинными выдержками, обеспечивающими легкую размазанность отдельных струй, все они слились бы в сплошную светящуюся массу. А при короткой выдержке удалось добиться сохранения графичности рисунка в лучах заходящего открытого солнца.

Совсем иначе выглядит фонтан при съемке на длинных выдержках. В этом случае струи гарантированно размазываются. При таком же контровом освещении, как и на предыдущем снимке, и даже при съемке того же фонтана, но с длинной выдержкой, я получил совершенно другой сюжет. Особая динамичность и живописность фото 32, на мой взгляд, обусловлена не только смазкой струй воды, но и легкой смазкой некоторых силуэтов фигурок резвящихся юношей и девушек.

Резкость и нерезкость

Фото 32. Из серии «Жара на площади Европы».

Камера Sony DSC F828.

Зум встроенный.

Чувствительность 64 ISO.

Выдержка 1/30 сек.

Диафрагма 2,2.

Фокусное расстояние 28 мм пленочного стандарта.

Приоритет выдержки.

Результат съемки воды, красота ее воспроизведения на фотографии зависит от трех факторов:

– скорости движения воды,

– скорости срабатывания затвора камеры,

– направления света.

Вариантов сочетания этих трех составляющих так много, что я даже не буду пытаться их описывать. Научиться уверенно снимать воду можно только опытным путем, а сложность процесса обучения состоит в том, что, в конечном итоге, целью съемки обычно бывает не вода, а то, что происходит на ее фоне или рядом с ней. В данном случае снимал я, конечно, не водяную завесу над искусственным гротом, а любовные игры московских туристов в египетском отеле Шератон (см. фото 33).

Резкость и нерезкость

Фото 33. «Страсть» из серии «Сто картинок про любовь».

Камера Sony DSC F828.

Зум встроенный.

Чувствительность 64 ISO.

Выдержка 1/40 сек.

Диафрагма 8.

Экспокоррекция – 1,30 EV.

Фокусное расстояние 100 мм пленочного стандарта.

Приоритет выдержки.

За прозрачной стеной искусственного водопада на ярком солнышке в кадр попадали еще и другие люди. Важно было, используя смазку воды, добиться ее непрозрачности, дабы отгородить небожителей от земного неромантичного мира. Опасность потерять детали в светах, на сей раз, меня не испугала. В бликах все равно деталей не будет, на то они и блики. Но минусовую коррекцию пришлось ввести. Резкость в этом снимке зональна. Иначе говоря, не все объекты, включенные в кадр, нарисованы резко. Особенно важно то, что именно герои снимка кажутся нерезкими, а все остальное выглядит резким. Хотя, с технической точки зрения, размазаны струйки водяной завесы, отраженные телами влюбленных, и капли воды, но следы на матрице оставили только ярко освещенные блики, и следы эти кажутся словно процарапанными острой иглой по негативу пленки. Они воспринимаются как вполне резкие.

Еще один типичный случай применения режима приоритета выдержки – это съемка движущихся огней, искр, пламени и т. п. Например, на предприятии «Вторчермет» режут старые вагоны, чтобы использовать их для переплавки и получения новой стали. Выглядит этот процесс эффектно. Сказочное жар-птицыно перо вряд ли смогло бы соперничать сиянием с потоком искр от кислородной горелки. Скорость разлета искр настолько велика, что даже за одну сотую секунды искры успевали пролететь около десяти сантиметров и оставить на снимке светящийся след. Обычно такие сюжеты снимаются со штатива ночью или в помещении. Но в данном случае я снимал с рук, воспользовавшись режимом виброкомпенсации (см. фото 34).

Резкость и нерезкость

Фото 34. «Вторчермет».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 70—200/2,8 D G ED IF VR.

Чувствительность 200 ISO.

Выдержка 1/100 сек.

Диафрагма 6,3.

Экспокоррекция – 0,33 EV.

Фокусное расстояние 160 мм.

Приоритет выдержки.

Благодаря применению режима приоритета выдержки габаритные огни движущихся автомобилей оставили эффектно размазанные следы, а фары стоящего автомобиля – резкие. Вечерний пейзаж без этих огоньков был бы менее выразительным (см. фото 35).

Резкость и нерезкость

Фото 35. «Сельская дорога».

Камера Nikon D3s.

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 D G ED IF.

Чувствительность 200 ISO.

Выдержка 1,6 сек.

Диафрагма 16.

Экспокоррекция – 1,00 EV.

Фокусное расстояние 52 мм.

Приоритет выдержки.

На длинных выдержках светящиеся предметы оставляют длинные, замысловатые следы, но при съемке этого аттракциона пришлось пойти на хитрость и снимать в два приема (см. фото 36). Сначала я снял качели за опорами, а потом, зажав диафрагму и тем самым увеличив выдержку, снял движение качелей перед опорами ближе к аппарату. Съемку пришлось повторить несколько раз, чтобы затем отобрать удачные дубли и воспользоваться слоями фотошопа для соединения их в один файл.

Резкость и нерезкость

Фото 36. «Карусель в парке Шурале. Казань».

Камера Nikon D2x.

Зум DX AF-S Nikkor 17—55/2,8 D G ED IF.

Чувствительность 100 ISO.

Выдержка 2,2 сек.

Диафрагма 14.

Экспокоррекция – 2,00 EV.

Фокусное расстояние 26 мм.

Приоритет выдержки.

Следующий сюжет снимался поздним вечером, через полчаса после захода солнца за линию горизонта, но оно все еще подсвечивало небо закатным заревом (см. фото 37).

Резкость и нерезкость

Фото 37. «Норвежский закат».

Камера Nikon D3s.

Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 D G ED IF.

Чувствительность 250 ISO.

Выдержка 1/8 сек.

Диафрагма 4,5.

Экспокоррекция – 0,67 EV.

Фокусное расстояние 38 мм.

Приоритет выдержки.

На севере осенью режимное время тянется долго. Главным героем снимка в данном случае был не закат, а китайский джип Hover (заказная съемка для календаря). Мне хотелось соединить в одном кадре и красоту фона, и красоту машины, и красоту движения. Для этого использовал старый как мир прием: в момент съемки джип пролетал мимо меня, а я следил за ним в глазок видоискателя, стараясь держать его строго в одной и той же точке кадра. При этом джип должен оставаться относительно резким, а фон размазаться, но мне этой смазки показалось мало. К ней я добавил еще один тип – центробежную смазку. Для этого в момент нажатия на спуск нужно было резко повернуть кольцо фокусных расстояний объектива, уменьшая фокусное расстояние. При этом угол обзора камеры увеличивался, а светлые и темные пятна расползались, оставляя длинные, разлетающиеся по диагоналям от центра кадра к углам полосы. Понятно, что добиться такого эффекта можно было только при достаточно длинной выдержке, в данном случае 1/8 секунды – экстремально длинная для съемки с рук. И риск оправдался.

Свадебные фотографы и репортеры включают приоритет выдержки для съемки быстродвижущихся объектов, к примеру, голубей, которых выпускают в небо молодожены. В этом случае я каждый раз напрягаюсь: как построить кадр, если я не знаю, с какой силой и в каком направлении подкинут птиц молодые. Если они это сделают несинхронно, одна из птиц улетит из кадра, а другая вообще может не взлететь. Я также не знаю, куда и с какой скоростью вздумают лететь пернатые, но точно знаю, что птицы в кадре должны быть максимально резкими. Опытным путем установил, что голуби машут крыльями очень часто. Заморозить их в полете можно только при выдержках 1/1000 секунды или еще короче – чем короче, тем надежнее. Учитывая все это, я стараюсь строить кадр с запасом, не так плотно, как обычно. В данном случае лучше потерять часть площади файла при кадрировании, чем не иметь его совсем. Снимаю не только с приоритетом максимально возможной выдержки, но и с максимальной для моего аппарата скоростью серийной съемки, в данном случае я успел сделать восемь кадров подряд. Нерезкость фона – результат компьютерной обработки. Резкий, графически агрессивный фон отвлекал внимание от голубей (см. фото 38).

Резкость и нерезкость

Фото 38. «Голуби» из серии «Свадьба – это маленькая жизнь».

Камера Nikon D3.

Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 D G ED IF.

Чувствительность 1000 ISO.

Выдержка 1/1000 сек.

Диафрагма 4.

Фокусное расстояние 24 мм.

Приоритет выдержки.

Съемка сериями.