Резкость и нерезкость.

Шарпинг.

В арсенале современного фотографа есть еще одно оружие в борьбе с нерезкостью – шарп (от англ. sharp – название семейства фильтров фотошопа). Он появился вместе с фотошопом и радикально повысил контурную резкость оцифрованных картинок. В пленочные докомпьютерные времена даже легкая нерезкость негатива означала неисправимый брак. Появление фоторедакторов дает возможность реанимировать мытые картинки, даже снятые много лет назад.

Не буду подробно описывать все способы повышения резкости – их много (это тема для книг, посвященных фотошопу). Важно знать принципы борьбы за цифровую резкость с помощью фильтров семейства sharp:

– тотальное повышение резкости по всему полю кадра, при этом воздействию фильтров unsharp mask или sharpen подвергается весь снимок – это грубый метод. Его неумелое применение может привести к появлению весьма характерного некрасивого регулярного зерна, а также белых и черных контуров на границах предметов;

– интеллектуальный шарпинг, характерный для некоторых специальных плагинов и фильтра smart sharpen фотошопа, аккуратно поднимает резкость в тех местах, где есть контрастные детали, и оставляет без внимания ровные, зернистые, однотонные зоны снимка (стены, небо, асфальт и т. п.). Грамотное применение этого инструмента дает замечательные результаты;

– местное дозированное применение кисточки фотошопа sharpen tool позволяет воздействовать только на те участки изображения, которые фотографу кажутся сюжетно важными.

Использование любого из этих инструментов фотошопа в дублирующем коррекционном слое и последующее стирание верхнего слоя по маске позволяет добиваться именно такого повышения резкости, которое возможно или желательно.

После использования фильтров семейства sharp структура изображения становится неоднородной. Неподготовленный зритель может и не заметить этого, но глаз специалиста или тренированного фотолюбителя непременно зацепится и за светлый контур, и за отсутствие или наличие неприсущего снимку зерна, которое где-то есть, а где-то отсутствует, а потом снова возникает, но другого размера. Можно ли обмануть требовательного зрителя? Можно ли скрыть работу над ошибками?

Оказывается можно. Самый простой способ – с помощью фотошопа выдать цифровую картинку за пленочную. Для этого предназначен, например, встраиваемый в фотошоп плагин Grain Surgery 2. Эта замечательная программа может слегка размыть структуру старого зерна и поверх нарисовать новое. Программа позволяет выбрать для имитации тип пленки, размер зерна, степень воздействия фильтра в светлых, средних и темных зонах изображения. Нарисованное таким способом зерно выглядит убедительнее настоящего пленочного. Круг замкнулся. Привычки – кандалы свободы. Борьба за резкость с помощью цифры легко приводит к имитации традиционной фотографической резкости.

В те годы, когда снимался этот кадр (см. фото 43), фотоаппараты имели невысокую чувствительность и высокий уровень шумов в тенях при любой недодержке, а поскольку пекарь работал в темной каморке, этот файл был слегка недодержан. Если бы у меня был дубль удачнее, я бы выбросил этот в корзину. Но мне понравился именно этот кадр. Вот почему пришлось имитировать пленочное зерно, чтобы скрыть недочеты съемки.

Резкость и нерезкость

Фото 43. «Хлебопек в Тбилиси».

Камера Sony DSC F828.

Зум встроенный.

Чувствительность 64 ISO.

Выдержка 1/30 сек.

Диафрагма 2.

Фокусное расстояние 28 мм пленочного стандарта.