Резкость и нерезкость.

Режимы выбора зоны фокусировки.

Современные фотоаппараты снабжаются большим количеством датчиков расстояния, разбросанных по полю кадрового окна. У никона таких датчиков 51 штука. К сожалению, они сгруппированы довольно кучно в середине кадра, следовательно объекты в углах кадрового окна, где датчиков нет вообще, доступны только для ручной фокусировки. Для того чтобы камера наводила резкость именно в той зоне кадрового окна, где это нужно фотографу, предусматриваются различные способы выбора зоны фокусировки – обычно их три: наводка по одной точке, автофокусировка с динамическим выбором зоны, автоматический выбор зоны фокусировки.

Наводка по одной точке – камера фокусируется только в одной, выбранной фотографом точке. Удобно, если снимается неподвижный объект. При ручной наводке на резкость этот режим выбирается автоматически. Другие становятся недоступными.

Автофокусировка с динамическим выбором зоны – срабатывает при включении непрерывной следящей фокусировки, когда фотограф сам указывает камере точку фокусировки и выбирает количество датчиков вокруг этой точки. Датчики будут участвовать в отлавливании движущегося объекта и следить за его перемещением все время, пока полунажата кнопка спуска и камера еще не смогла поймать фокус. В меню есть возможность выбора зоны слежения: 9 датчиков, 21 или 51. Каждый фотограф сам выбирает один из этих режимов. Я выбрал 21 точку. На мой взгляд, этого вполне достаточно, чтобы снимать, к примеру, футбол, танцы, свадебную толчею в ЗАГСе и т. п. Включение всех датчиков мне лично не понравилось  – камера становится медлительной, не успевает следить за перемещением объекта. Девять датчиков мало – объект быстро выскакивает из зоны наблюдения автоматики.

Вдоль кромки моря бежала собака. Молодая и любопытная. Я не успел поднести камеру к глазам, просто опустил ее на уровень собачьей морды и свистнул. Пся решила на всякий случай понюхать, а вдруг съестное, и, резко сменив курс, оказалась прямо передо мной. Перенастраивать камеру было некогда, и я нажал на спуск. Пес, сообразив, что ничего съестного не светит, побежал дальше, а мне в награду остался его портрет и повод порассуждать об упущенных возможностях или непредвиденной удаче (см. фото 44).

Резкость и нерезкость

Фото 44. «Пес, бегущий вдоль прибоя».

Камера Nikon D200.

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF.

Чувствительность 100 ISO.

Выдержка 1/800 сек.

Диафрагма 5.

Фокусное расстояние 30 мм пленочного стандарта.

Автофокус по центральной зоне.

Приоритет диафрагмы.

И в самом деле, сначала я слегка огорчился – морда собаки оказалась в зоне нерезкости. Кадр возник неожиданно, а автофокус в этот момент был настроен на разовую автофокусировку по центральной зоне кадра. Я не забыл об этом и пытался при съемке навести резкость по центру, а потом перекомпоновать картинку. Но снимал-то я вслепую, а пес бежал. Словом, я промазал!

Резкой оказалась линия прибоя, но снимок от этого вовсе не пропал. От неудачи меня спасли свойства объектива. Он, как и все широкоугольники, имеет большую глубину резкости. Шерсть на шее псины совершенно резкая, а нерезкость морды – терпимая нерезкость. Она не мешает восприятию образа. Многим зрителям, видевшим этот снимок, легкая размытость морды кажется очень милой. Они полагают, что, будь она идеально резкой, прелесть спонтанности и подсмотренности могла бы пропасть.

Я тоже не уверен, что резкая морда в данном случае улучшила бы кадр, но по другой причине. Дело в том, что, по идее, я должен был переключить автофокус в режим следящего покадрового с приоритетом переднего плана. У этой модели никона есть такой режим, кроме того, есть и зоны наводки на резкость двух типов:

Обычная – маленький прямоугольник с соотношением сторон 3×4,

Расширенная – датчик похож на длинный прямоугольник с соотношением сторон 1×2.

В данной ситуации мне бы надо было использовать расширенную зону и заранее настроить камеру именно так. Возможно, я бы получил гарантированную резкость на носу, но при этом ГРИП сместился бы ближе к камере и морской прибой попал бы в зону боке. Не могу сказать, что это было бы здорово в данном случае. Словом, все, что ни делается, происходит неспроста. Божественная рука случая на сей раз была на моей стороне.

На том же берегу Средиземного моря, где гулял нерезкий пес, я увидел девочку. Она, как и многие дети на пляже, сосредоточенно строила замок из песка. Благодаря нижнему ракурсу возник эффект монументальности и гармонии ребенка с природой (см. фото 45).

Резкость и нерезкость

Фото 45. «Гармония».

Камера Nikon D200.

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF.

Чувствительность 100 ISO.

Выдержка 1/800 сек.

Диафрагма 5.

Фокусное расстояние 28 мм пленочного стандарта.

Автофокус по центральной зоне.

Приоритет диафрагмы.

По идее, мне следовало бы лечь на песок, чтобы выстроить кадр и нажать на спуск. Но если бы я попытался проделать это под носом у ребенка, я бы точно привлек к себе внимание. Естественность поведения и решающий момент были бы упущены. Вот почему опять снимал вслепую: не торопясь подошел и медленно присел на корточки, потом опустил камеру пониже, почти до уровня земли, и сделал несколько кадров. Девочка даже не заметила моих манипуляций, шум прибоя и ветер заглушали щелчки затвора. Резкость наведена именно туда, куда и нужно было ее навести. Я успел щелкнуть рычажком на задней стенке камеры и перенастроить автофокус на автоматический выбор объекта с приоритетом переднего плана. Наилучшая резкость на руках девочки, расстояние до рук было чуть меньше метра. Автофокус камеры не мог промазать, а глубина резкости широкоугольника гарантировала резкость главного объекта съемки.

Обратите внимание, море и облака оказались в зоне нерезкости. У современных широкоугольных зумов какие-то особые взаимоотношения с ГРИПом. Привычным математическим формулам расчета ГРИПа, применяемым вполне успешно к фиксам, эти сложные оптические системы не подчиняются. ГРИП даже одного и того же конкретного зума может меняться при изменении фокусного расстояния, причем всегда только в сторону уменьшения диапазона резкой зоны. Вот почему я, снимая широкоугольными зумами, стараюсь наводить резкость точно на то место в кадре, которое считаю главным.

Автоматический выбор зоны фокусировки – камера сама выбирает объект и зону фокусировки. Каким алгоритмом она при этом руководствуется, можно только догадываться. Производители нас в эту тайну не посвятили. Камера может ориентироваться, например, на распознавание человеческих фигур, глаз и отдавать им полное предпочтение. Если в кадре нет людей, предпочитать предметы переднего плана. Может промахиваться мимо объектов передка, если они не контрастны. Словом, не взыщите, пианист играет, как умеет. Эта функция доступна только при использовании современных автофокусных объективов со встроенными компьютерными чипами. По моим наблюдениям, режим удобно использовать для съемки вслепую в тех случаях, когда приходится снимать камерой, высоко поднятой над головой. Так можно преодолеть частокол голов на переднем плане при съемке в толпе на митингах, концертах, свадьбах. Полагаясь на автоматический выбор камеры, я получаю хоть какой-то качественный кадр. В случае выбора любого другого режима остается полагаться на авось. Процент хороших кадров на выходе больше при съемке с применением автоматики.

В данном случае предстояла ракурсная съемка – сверху или снизу с близкого расстояния (см. фото 46). Воспользоваться видоискателем не получалось, снимал вслепую. Включил автоматическую наводку на резкость по переднему плану, вытянул руки над головой артиста и несколько раз нажал на спуск. Современные репортерские и любительские зеркалки легко справляются с такими задачами.

Резкость и нерезкость

Фото 46. «Гримерка. Мюзикл „Cats“».

Камера Nikon D70.

Зум DX AF-S Nikkor 12—24/4 D G ED IF.

Чувствительность 400 ISO.

Выдержка 1/30 сек.

Диафрагма 4.

Экспокоррекция +0,33 EV.

Фокусное расстояние 24 мм пленочного стандарта.

Приоритет диафрагмы.

Совсем не так устроена система выбора точки автофокусировки у новейших беззеркалок. У олимпусов, например, 81 зона фокусировки. Датчики покрывают всю поверхность матрицы. Мало того, сенсорный монитор позволяет фотографу выбирать точку наводки на резкость и спускать затвор мгновенно прикосновением к нему в нужном месте будущего кадра. Приятная опция, позволяющая снимать с живота, не привлекая к себе внимания окружающих.